Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Самара |
|
27 мая 2015 г. |
Дело N А55-23744/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от федерального казенного учреждения "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" - представителя Семыкиной М.В. (доверенность от 06 апреля 2015 года),
от Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области - представителя Балага П.С. (доверенность от 05 февраля 2015 года),
от третьих лиц: Главного управления МЧС России по Самарской области - представителя Станотина В.А. (доверенность от 06 апреля 2015 года),
некоммерческого партнерства "Общество и безопасность" - представитель не явился, извещено,
государственного казенного учреждения "Поисково-спасательная служба Самарской области" - представителей Моцаря О.П. (решение от 24 декабря 2002 года N 1213), Хмелевской Т.А. (доверенность от 19 января 2015 года),
Федерального агентства водных ресурсов - представитель не явился, извещено,
Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры - Морозова А.А. (удостоверение ТО N 178539),
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 мая 2015 года апелляционную жалобу государственного казенного учреждения "Поисково-спасательная служба Самарской области"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2015 года по делу N А55-23744/2014 (судья Кулешова Л.В.), принятое по заявлению федерального казенного учреждения "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области", г.Самара, к Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области, Волгоградская область, г.Волгоград, третьи лица: Главное управление МЧС России по Самарской области, г.Самара, некоммерческое партнерство "Общество и безопасность", г.Самара, государственное казенное учреждение "Поисково-спасательная служба Самарской области", г.Самара, Федеральное агентство водных ресурсов, г.Москва, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, Тверская область, г.Тверь,
о признании незаконным распоряжения от 03 октября 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" (далее - ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменения предмета заявленных требований, о признании незаконным распоряжения от 14 марта 2013 года N 1-Р, изданного отделом водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов; обязании Нижне-Волжское бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, в лице отдела водных ресурсов по Самарской области восстановить лицензию на водопользование (поверхностные водные объекты) государственной инспекции по маломерным судам Самарской области от 20 апреля 2005 года СМР N 00001 БВТБВ, зарегистрированной в государственном водном реестре за N 1 и внести соответствующую запись в государственный водный реестр" (т.1, л.д.3-8).
Одновременно при обращении в арбитражный суд с указанным заявлением ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" представлено письменное ходатайство о восстановлении процессуального срока на обращение в суд с заявлением.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление МЧС России по Самарской области, некоммерческое партнерство "Общество и безопасность", государственное казенное учреждение "Поисково-спасательная служба Самарской области" (далее - ГКУ "ПСС СО"), Федеральное агентство водных ресурсов, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2015 года ходатайство ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" о восстановлении процессуального срока на обращение в суд с заявлением удовлетворено. Процессуальный срок на обращение в суд с заявлением восстановлен. Распоряжение от 14 марта 2013 года N 1-Р, изданное отделом водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов признано незаконным. На Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" путем внесения в государственный водный реестр соответствующей записи о восстановлении лицензии "На водопользование (поверхностные водные объекты)" от 20 апреля 2005 года СМР N 00001 БВТБВ.
В апелляционной жалобе ГКУ "ПСС СО" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, нарушение прав и законных интересов ГКУ "ПСС СО". По мнению ГКУ "ПСС СО", наличие правоустанавливающих документов на примыкающую к водному объекту территорию не может служить доказательством права пользования акваторией водного объекта, примыкающей к этому земельному участку; право пользование водными объектами согласно Водному кодексу Российской Федерации оформляется путем заключения договора водопользования. Прилегающий к водному объекту земельный участок (с 2005 года), а также акватория водного объекта в границах земельного участка не использовались ГУ МЧС России по Самарской области, ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области". ГКУ "ПСС СО" с августа 2005 года использует на праве безвозмездного пользования недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, по адресу: г.Самара, Волжский пр., 2А. Суд первой инстанции необоснованно пришёл к выводу о наличии правопреемства между ликвидированных юридическим лицом ГУ "Государственная инспекция по маломерным судам Самарской области" и ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области", так как ликвидация ГУ "Государственная инспекция по маломерным судам Самарской области" как юридического лица осуществлена 28 сентября 2010 года по решению налоговых органов.
В отзывах на апелляционную жалобу заявитель, Главное управление МЧС России по Самарской области, прокурор просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Федерального агентства водных ресурсов, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ГКУ "ПСС СО" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области".
Представители заявителя, Главного управления МЧС России по Самарской области, прокурор возражали против апелляционной жалобы.
Представители возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 06 апреля 2015 года рассмотрение дела было отложено на 09 час 50 мин 27 апреля 2015 года в связи с необходимостью представления отзывов на апелляционную жалобу и принятия мер в целях урегулирования спора с использованием примирительных процедур.
В соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 27 апреля 2015 года объявлялся перерыв до 09 час 30 мин 29 апреля 2015 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 29 апреля 2015 года.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 29 апреля 2015 года рассмотрение дела было отложено на 15 час 50 мин 20 мая 2015 года в связи с необходимостью дополнительного исследования материалов дела и представленных отзывов.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации (ГИМС России) была образована постановлением Совета Министров РСФСР от 15 июня 1984 года N 259 и до февраля 2004 года находилась в ведении Минжилкомхоза РСФСР, Минархстроя России, Минэкологии России, Минприроды России, Госкомэкологии России и МПР России соответственно. В состав ГИМС России входили инспекторские (отделения, участки, группы) и спасательные подразделения (спасательные станции, спасательные посты, маневренные (водолазные) поисковые группы).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 991, постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2004 года N 47 ГИМС России была передана из ведения МПР России в ведение МЧС России. Правительство Российской Федерации постановлением от 23 декабря 2004 года N 835 (т.2, л.д.143, 144) утвердило новое Положение о ГИМС МЧС России (т.2, л.д.144-149), в соответствии с которым в систему ГИМС МЧС России входили: Управление ГИМС МЧС России в центральном аппарате Министерства (начальник Управления является Главным государственным инспектором по маломерным судам); отделы ГИМС в составе региональных центров МЧС России; отделы ГИМС в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (начальники отделов являются главными государственными инспекторами по маломерным судам субъектов Российской Федерации); центры ГИМС МЧС России по субъектам Российской Федерации, в состав которых входят инспекторские отделения, инспекторские участки, группы; государственное учреждение "Центр обеспечения деятельности ГИМС МЧС России".
Согласно информации, размещенной на официальных Internet сайтах - https://alfa.arbitr.ru и http://egrul.nalog.ru государственное учреждение - ГИМС Самарской области было зарегистрировано в качестве юридического лица 18 ноября 2002 года, с присвоением ему ОГРН - 1026301516592, и прекратило свою деятельность в качестве юридического лица только - 28 сентября 2010 года.
Основными задачами ГИМС Главного управления МЧС России по Самарской области являлись: реализация государственной политики в области обеспечения безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации в пределах установленных полномочий; осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее - водные объекты) на территории субъекта Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей и осуществление в установленном порядке надзорных и контрольных функций на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации; оперативное руководство деятельностью подразделений и организаций МЧС России на территории субъекта Российской Федерации, осуществляющих технический надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение технических освидетельствований (осмотров) маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами.
В связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 23 декабря 2004 года N 835 (т.2, л.д.143-149) было признано утратившим силу постановление Совета министров РСФСР от 13 февраля 1985 года N 65 "Об утверждении Положения о государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации" (т.2, л.д.134-142).
В соответствии с приказом МЧС России от 31 марта 2005 года N 189 "О создании Центров государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации" (т.2, л.д.150-156) следовало реорганизовать государственные инспекции по маломерным судам по субъектам Российской Федерации, содержащиеся за счет федерального бюджета, в центры государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации и создать, в том числе, центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области (пункт 27 приложения N 2 к данному приказу (т.2, л.д.155).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 12 сентября 2014 года N 10461 ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" было зарегистрировано в качестве юридического лица - 25 апреля 2005 года, с присвоением ему ОГРН - 1056318024454 (т.1, л.д.41-44).
Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области ГИМС Самарской области в установленном законом порядке для выполнения возложенных на данное учреждение функций была выдана лицензия от 20 апреля 2005 года серия СМР N 00001 вид БВТБВ "На водопользование (поверхностные водные объекты)" относительно водного объекта - Саратовское водохранилище на реке Волга, нормальный подпорный уровень (НПУ) 28,0 м, минимальный допустимый уровень - летом 27,5 м БС, зимой 27,0 - 77,1 м БС, минимальный расход - 800 мi, площадь зеркала при НПУ 1 831 мI, с местонахождением: Самарская область, границы река Волга (Саратовское водохранилище), водохозяйственный участок 47072, код водного объекта КАС ВОЛГА, площадь акватории 0,005 кмI, на 1 402 км от устья в черте г. Самара (т.1, л.д.45-47). При этом срок действия указанной лицензии установлен - 01 апреля 2015 года.
Между Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и государственным учреждением - ГИМС Самарской области был заключен договор от 03 мая 2005 года номер в реестре - 1 "Пользования водным объектом" (характеристики которого указаны в лицензии от 20 апреля 2005 года серия СМР N 00001 вид БВТБВ "На водопользование (поверхностные водные объекты)", со сроком его действия - до 01 апреля 2015 года (подпункт 6.1 пункта 6 договора).
До внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи ГРН - 2106318068998 о прекращении деятельности государственного учреждения - ГИМС Самарской области (28 сентября 2010 года) распоряжением Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N 1536-р, за подписью Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. было создано ФКУ "Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области" путем изменения типа государственного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области".
В соответствии с пунктами 2 и 3 данного распоряжения Правительства Российской Федерации определено, что федеральные казенные учреждения, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения, создаются с сохранением основных целей деятельности и предельной штатной численности. МЧС России обязано осуществлять функции и полномочия учредителя федеральных казенных учреждений, создаваемых в соответствии с настоящим распоряжением, и обеспечить до 31 декабря 2011 года внесение изменений в их учредительные документы.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал вывод о том, что ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N 1536-р, было создано именно путем изменения типа государственного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС Российской Федерации по Самарской области", созданного приказом МЧС России от 31 марта 2005 года N 246 "Об утверждении Положения о Центре государственной инспекции по маломерным судам МЧС Российской Федерации по Самарской области", что нашло свое отражение в подпункте 1.1 пункта 1 устава ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" (т.1, л.д.26). При этом учредителем ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" является Российская Федерация (подпункт 1.2 пункта 1 устава).
Устав Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации - ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" - (т.1, л.д. 25-36) был утвержден приказом МЧС России от 18 октября 2011 года N 612 (т.1, л.д.17-24).
Основными задачами ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" являются: классификация маломерных судов, государственная регистрация (в том числе регистрация залога и других обременений), учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; прием экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами (гидроциклами), аттестация судоводителей и выдача им удостоверений на право управления маломерным судном; устанавливает в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в зависимости от конструкции судна и вносит в судовой билет обязательные условия, нормы и технические требования по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой маломерное судно может плавать, осадке, минимальному надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием; проведение в установленном порядке регулярных проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; учет и ежегодное техническое освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами; учет аварий и происшествий с маломерными судами, несчастных случаев с людьми на воде, нарушений правил, технических требований и нормативов, обеспечивающих безопасность эксплуатации маломерных судов, баз (сооружений) для их стоянок, пляжей, переправ и наплавных мостов; реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, в поиске и спасании людей на водных объектах, в формировании соответствующих технических регламентов и технических требований.
До внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи ГРН - 2106318068998 о прекращении деятельности государственного учреждения - ГИМС Самарской области (28 сентября 2010 года) согласно решению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, в лице Территориального управления по Самарской области, от 23 июня 2005 года N 174 "О прекращении права оперативного управления государственной инспекции по маломерным судам Самарской области на объекты федерального имущества и их последующем закреплении за Центром государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области" прекращено право оперативного управления государственной инспекции по маломерным судам Самарской области на объекты федерального имущества согласно приложению (т.1, л.д.110-126), в том числе на нежилое здание спасательной станции и компрессорной ЦСС (т.1, л.д.118) и данное федеральное имущество было фактически закреплено за Центром государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области.
В соответствии с актом от 2005 года N 733 приема-передачи, утвержденным руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, перечисленное в приложении к указанному решению от 23 июня 2005 года N 174 имущество было фактически передано государственной инспекцией по маломерным судам Самарской области и принято центром государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области (т.1, л.д.127).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пояснения представителей заявителя и Главного управления МЧС России по Самарской области, установил, что имело место правопреемство между ГИМС Самарской области и ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области", как по правам, обязанностям (функциям), так и по передаче имущества в целях выполнения одной из основных и важнейших для государства функций - реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, в поиске и спасании людей на водных объектах.
Из материалов настоящего дела следует, что 14 марта 2013 года отделом водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов было издано распоряжение от 14 марта 2013 года N 1-Р, согласно пункту 1 которого было досрочно прекращено действие ранее выданной государственному учреждению - ГИМС Самарской области лицензии на водопользование (поверхностные водные объекты) от 20 апреля 2005 года СМР N 00001 БВТБВ (т.1, л.д.11).
В пункте 2 данного распоряжения указано, что основанием является письменное обращение (письмо) Главного управления МЧС России по Самарской области от 28 февраля 2013 года исходящий номер 1869-12 (от 01 марта 2013 года входящий номер 1023).
Прекращение действия указанной лицензии было зарегистрировано в государственном водном реестре регистрации лицензий на водопользование, о чем отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов посредством письма от 14 марта 2013 года исходящий номер КЕ-12/635 только, в том числе, уведомил Главное управление МЧС России по Самарской области, а не заявителя по настоящему делу - ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области", что прямо подтверждается Федеральным агентством водных ресурсов в представленном суду отзыве (т.2, л.д.126-128).
Следовательно, о факте издания отделом водных ресурсов по Самарской области распоряжения от 14 марта 2013 года N 1-Р ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" не было поставлено в известность, при этом в ходе судебного разбирательства лицами, участвующими в деле, надлежащие доказательства обратного суду не были представлены.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Из содержания оспариваемого распоряжения от 14 марта 2013 года N 1-Р следует, что единственным основанием для его издания отделом водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов послужило (письмо) от 28 февраля 2013 года исходящий номер 1869-12 (от 01 марта 2013 года входящий номер 1023), подписанное начальником Главного управления МЧС России по Самарской области - Ивановым Ю.Е. (т.1, л.д.15, 16), в котором изложены искаженные сведения о том, что "с целью реализации поставленных задач, а также в связи с тем, что ГИМС Самарской области (государственное учреждение) ликвидирована в 2005 году, просим аннулировать лицензию". При этом, как было установлено судом, государственное учреждение - ГИМС Самарской области прекратило свою деятельность только - 28 сентября 2010 года.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 03 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" действие лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, прекращается, в том числе, в случае прекращения права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 10 Водного кодекса Российской Федерации.
Статья 10 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции применительно в рассматриваемой ситуации) определяет основания и порядок прекращения права пользования водными объектами. Так, основанием для досрочного прекращения права пользования водным объектом являются поступление: от водопользователя заявление о досрочном прекращении права пользования водным объектом; решение суда о принудительном о досрочном прекращении права пользования водным объектом.
В свою очередь, при рассмотрении настоящего дела судом установлено, что в его материалах отсутствуют доказательства обращения самого лицензиата - государственного учреждения - ГИМС Самарской области отделом водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по вопросу о досрочном прекращении действия спорной лицензии. В материалы дела не представлен соответствующий вступивший в законную силу судебный акт, указанный в статье 10 Водного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в данном конкретном случае не имеется определенных законодателем оснований для издания отделом водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов оспариваемого распоряжения от 14 марта 2013 года N 1-Р.
Оценив критически указанное отделом водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в содержании распоряжения от 14 марта 2013 года N 1-Р единственное основание его издания - письмо от 28 февраля 2013 года исходящий номер 1869-12 (от 01 марта 2013 года входящий номер 1023), подписанное начальником Главного управления МЧС России по Самарской области - Ивановым Ю.Е. (т.1, л.д.15, 16), суд первой инстанции, учитывая отсутствие у должностного лица, подписавшего указанное письмо, соответствующих полномочий на осуществление такого действия, доказательством чего, служит письмо МЧС России от 09 декабря 2014 года исходящий номер 43-5893-29, подписанное статс-секретарем - заместителем министра МЧС России - Артамоновым В.С. (т.2, л.д.130, 131).
Данное юридически значимое обстоятельство в ходе рассмотрения судом настоящего дела было также однозначно подтверждено представителем - руководителем Главного управления МЧС России по Самарской области - Бойко О.В. (приказ от 11 марта 2014 года N 41-НС) и нашло свое отражение в отзыве Федерального агентства водных ресурсов (т.2, л.д.126-128).
Таким образом, при рассмотрении данного дела суд также установил, что и направленное в адрес отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов письмо от 28 февраля 2013 года исходящий номер 1869-12 (от 01 марта 2013 года входящий номер 1023) не имеет юридической силы, поскольку подписано неуполномоченным лицом.
В материалах дела имеется письмо от 26 февраля 2013 года исходящий номер 91, подписанное от имени ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" начальником - Андреевым В.В., содержащее адресованное отделу водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов просьбу аннулировать ранее выданную государственному учреждению - ГИМС Самарской области спорную лицензию (т.1, л.д.12, 13), которое было получено адресатом 27 февраля 2013 года (входящий номер 950). При этом суд установил, что данное письмо от 26 февраля 2013 года исходящий номер 91 не указано в оспариваемом распоряжении в качестве основания для его издания отделом водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.
Вместе с тем до издания оспариваемого распоряжения от 14 марта 2013 года N 1-Р в отдел водных ресурсов по Самарской области поступило повторное письмо от ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" от 01 марта 2013 года исходящий номер 99 (от 01 марта 2013 года входящий номер 1022), содержащее просьбу не рассматривать по существу ранее направленное письмо от 26 февраля 2013 года исходящий номер 91 (т.1, л.д.14).
Следовательно, имеющимися в деле доказательствами подтверждается, что до даты издания оспариваемого распоряжения в отделе водных ресурсов по Самарской области имелось письмо ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" от 01 марта 2013 года исходящий номер 99 (от 01 марта 2013 года входящий номер 1022) с просьбой не рассматривать по существу раннее направленное письменное обращение об аннулировании спорной лицензии. Однако данное обращение ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" было оставлено без внимания.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт издания заинтересованным лицом оспариваемого распоряжения как в нарушение действующего законодательства Российской Федерации и при отсутствии для этого предусмотренных Законом оснований, так и факт нарушения данным распоряжением прав заявителя.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По результатам рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" доказало неправомерность издания заинтересованным лицом распоряжения от 14 марта 2013 года N 1-Р, то есть несоответствие данного ненормативного правового акта закону, в связи с чем заявленные требования суд удовлетворил.
С учетом предмета заявленных ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" по настоящему делу требований, суд первой инстанции, приняв во внимание требования пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложил на заинтересованное лицо обязанность по устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя путем внесения в государственный водный реестр соответствующей записи о восстановлении лицензии "На водопользование (поверхностные водные объекты)" от 20 апреля 2005 года СМР N 00001 БВТБВ.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Суд первой инстанции восстановил заявителю данный процессуальный срок, исходя из недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград для осуществления субъективного права на судебную защиту, необходимости обеспечения реализации гарантированного заявителю Конституцией Российской Федерации права на судебную защиту.
Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изложенных в отзывах, приходит к выводу о наличии у заявителя субъективного права на оспаривание распоряжения от 14 марта 2013 года N 1-Р, изданного отделом водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что наличие правоустанавливающих документов на примыкающую к водному объекту территорию не может служить доказательством права пользования акваторией водного объекта, примыкающей к этому земельному участку; право пользование водными объектами согласно Водному кодексу Российской Федерации оформляется путем заключения договора водопользования, не принимаются. Заявитель в силу возложенных на него функций в области обеспечения безопасности людей на водных объектах на территории Самарской области вправе претендовать на пользование водной акваторией, в отношении которой оспариваемым распоряжением было прекращено право ГУ "Государственная инспекция по маломерным судам Самарской области", ранее осуществлявшего функции, выполняемые в настоящее время заявителем. При этом для обращения в суд не требуется наличия у заявителя заключенного договора на водопользование спорной водной акваторией.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что прилегающий к водному объекту земельный участок (с 2005 года), а также акватория водного объекта в границах земельного участка не использовались ГУ МЧС России по Самарской области, ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области", не может быть принята, поскольку надлежащими доказательствами не подтверждена.
В суде первой инстанции было установлено и доказано, что основанием для досрочного прекращения действия лицензии на водопользование от 20 апреля 2005 года СМР N 00001 БВТБВ послужило письменное обращение начальника Главного управления МЧС России по Самарской области от 28 февраля 2013 года (исх. N1869-12). По данному факту МЧС России была проведена проверка, в ходе которой выявлено, что МЧС России не предоставляло права и полномочия начальнику Главного управления МЧС России по Самарской области для совершения таких действий, обращением об аннулировании лицензии начальник Главного управления МЧС России по Самарской области Иванов Ю.Е. превысил предоставленные ему законом полномочия.
По факту незаконных действий начальника Главного управления по аннулированию лицензии в феврале 2015 года проведена проверка Военной прокуратурой Центрального военного округа. Материалы переданы в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области. Согласно письму СУ СК России по Самарской области от 29.04.2015 в адрес начальника Главного управления МЧС России по Самарской области 29 апреля 2015 года в отношении заместителя председателя правительства Самарской области - руководителя департамента общественной безопасности Иванова Ю.Е. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.286 УК РФ.
Доводы об использовании ГКУ "ПСС СО" с августа 2005 года на праве безвозмездного пользования недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, по адресу: г.Самара, Волжский пр., 2А, отклоняются, так как данное обстоятельство не влечет возникновения у ГКУ "ПСС СО" прав на земельный участок, занимаемый этим недвижимым имуществом, и примыкающую к нему водную акваторию только на этом лишь основании.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правопреемства между ликвидированным юридическим лицом ГУ "Государственная инспекция по маломерным судам Самарской области" и ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области", так как ликвидация ГУ "Государственная инспекция по маломерным судам Самарской области" как юридического лица осуществлена 28 сентября 2010 года по решению налоговых органов, не могут быть приняты.
Действительно, статья 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает такие виды реорганизации, как слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. В силу ст.58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
В данном случае реорганизация ГУ "Государственная инспекция по маломерным судам Самарской области" не осуществлялась: данное юридическое лицо было ликвидировано, в связи с чем и правопреемство в порядке статей 57, 58 ГК РФ не возникло. В силу ч.1 ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Вместе с тем отсутствие правопреемства (в соответствии со статьями 57, 58 ГК РФ) между вышеуказанными юридическими лицами не имеет правового значения для рассматриваемого спора, так как, исходя из положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказыванию подлежат несоответствие законодательству оспариваемого ненормативного акта и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя.
Принятие оспариваемого распоряжения от 14 марта 2013 года N 1-Р, изданного отделом водных ресурсов по Самарской области, с нарушением требований законодательства материалами дела доказано.
Нарушение прав и законных интересов заявителя изданием вышеозначенного распоряжения также подтверждено, поскольку аннулирование лицензии ГУ "Государственная инспекция по маломерным судам Самарской области" на водопользование и последовавшее вслед за этим оформление права водопользования за ГКУ "ПСС СО" лишили данной водной акватории федеральное государственное учреждение, специально созданное для выполнения полномочий по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Причем следует принять во внимание, что на момент издания оспариваемого распоряжения ГУ "Государственная инспекция по маломерным судам Самарской области" уже было ликвидировано, однако его функции перешли к вновь созданному учреждению - ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области", и для осуществления возложенных на него полномочий последнему необходима водная акватория.
Данные выводы суда апелляционной инстанции основываются на следующих обстоятельствах:
Главное управление МЧС России по Самарской области является территориальным органом МЧС России - органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Самарской области, что предусмотрено приказом МЧС России от 06 августа 2004 года N 372, зарегистрированным в Минюсте России 13 августа 2004 года N 5977.
Для МЧС России функции и задачи по обеспечению безопасности людей на водных объектах установлены Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Для выполнения возложенных приказом МЧС России N 372 на Главное управление МЧС России по Самарской области задач установлены следующие полномочия: организация поиска и спасания людей на водных объектах; государственный надзор за маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок на территории Самарской области (далее - государственный надзор).
В своей деятельности по выполнению федеральных функций Главное управление подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в соответствии с приказом МЧС России N 372).
Таким образом, функции и задачи по обеспечению безопасности людей на данных объектах, организация поиска и спасания людей на водных объектах, осуществление государственного надзора являются федеральными функциями задачами.
В городском округе Самара зарегистрировано более 20 000 маломерных судов, всего в Самарской области их зарегистрировано более 36 000. Также в Самарской области размещается 65 баз и стоянок маломерного флота.
Для осуществления федеральных функций на территории Самарской области Главное управление МЧС России по Самарской области имеет в своем составе отдел обеспечения безопасности людей на водных объектах, возглавляемый начальником отдела - главным государственным инспектором по маломерным судам Самарской области, и ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области", в состав которого входит 42 инспектора ГИМС.
В 2004 году при передаче структуры ГИМС в ведение Главного управления за вновь созданной структурой был закреплен земельный участок на левом берегу реки Волга в границах города Самара по адресу: Волжский проспект, 2 А, со всеми строениями (свидетельство о государственной регистрации 63-АВ 840555). При этом земельный участок и расположенные на нём строения являются основными фондами Главного управления и его подразделения ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области", используемыми для осуществления федеральных функций.
Главное управление МЧС России по Самарской области в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на то, что в результате превышения полномочий руководством Главного управления в 2013 году произведена регистрация водной акватории на Волжском проспекте 2А за НП "Общество и безопасность" и ГКУ "ПСС СО". Тем самым Главному управлению МЧС России по Самарской области, а также заявителю (ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" как учреждению, входящему в структуру ГУ МЧС России по Самарской области) были созданы препятствия для осуществления федеральных полномочий.
Руководство поиском и спасанием людей на водных объектах Указом Президента Российской Федерации N 868 возложено на МЧС России.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекту Российской Федерации принадлежат полномочия "осуществления поиска и спасания людей на внутренних водах".
Для осуществления поиска и спасания людей на водах Самарской области имеется подразделение спасателей - ГКУ "ПСС СО". Для выполнения задач поиска и спасания людей на внутренних водах правительство Самарской области обязано обеспечить размещение ГКУ "ПСС СО" по согласованию с МЧС России.
В соответствии с соглашением между МЧС России и правительством Самарской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 года N 525, (далее - соглашение) полномочия Самарской области по поиску и спасанию людей на водных объектах также переданы МЧС России.
МЧС России свои полномочия по обеспечению безопасности людей на водных объектах и организации поиска и спасания на водах правительству Самарской области не передавало. Согласно соглашению Главное управление ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" наделено правами обеспечения организационного, правового, финансового, материально-технического и кадрового сопровождения осуществления переданных полномочий.
Для осуществления поиска и спасания людей на водных объектах ГКУ "ПСС СО" передано Главному управлению МЧС России по Самарской области (согласно соглашению). Следовательно, ГКУ "ПСС СО" - учреждение Самарской области, предназначенное для выполнения функции субъекта Российской Федерации по осуществлению поиска и спасания людей на водах Самарской области и переданное в управление ГУ МЧС России по Самарской области.
Согласно дислокационной ведомости, утверждённой заместителем председателя Правительства Самарской области - руководителем департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области, в январе 2014 года ГКУ "ПСС СО" размещается на 7 участках, два из которых являются территорией Главного управления МЧС России по Самарской области. Однако ни указанный документ, ни само использование ГКУ "ПСС СО" территории Главного управления МЧС России по Самарской области с Главным управлением не согласовывались. При этом с Территориальным управлением Росимущества по Самарской области договоров не было заключено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 02 февраля 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГКУ "ПСС СО" - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателя апелляционной жалобы. Вместе с тем надлежит возвратить ГКУ "ПСС СО" из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 12 февраля 2015 года N 153 государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2015 года по делу N А55-23744/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить государственному казенному учреждению "Поисково-спасательная служба Самарской области" из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 12 февраля 2015 года N 153 государственную пошлину в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23744/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 сентября 2015 г. N Ф06-666/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области"
Ответчик: Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
Третье лицо: Волжская межрегиональнуая природоохранная прокуратура, Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру, Государственное казенное учреждение "Поисково-спасательная служба Самарской области", ГУ МЧС России по Самарской области, Некоммерческое партнерство "Общество и безопасность", Федеральное агентство водных ресурсов
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14724/16
25.08.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10908/16
27.06.2016 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-23744/14
23.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-666/15
29.07.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-86/15
27.07.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27294/15
27.05.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3117/15
02.02.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23744/14