г. Чита |
|
28 мая 2015 г. |
Дело N А10-2563/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, Д. В. Басаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Улан-Удэ на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2015 года по делу N А10-2563/2014 по заявлению Администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (ОГРН 1040302983698, ИНН 0326023187) о признании недействительным предписания от 08.05.2014 N 130/1/78,
(суд первой инстанции судья Пунцукова А. Т.)
при участии в судебном заседании
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
от третьих лиц:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Зенит" (ОГРН 1020300972801 ИНН 0323054170), Дачное некоммерческое товарищество "Учитель" (ОГРН 1100327008660 ИНН 0326492710), САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ПИОНЕР-1" (ОГРН 1030302951887 ИНН 0326013252), Дачное некоммерческое товарищество "Ермак" (ОГРН 1070300001562 ИНН 0326047325), ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "УРГЫ" (ОГРН 1110327003710 ИНН 0308162340), Дачное некоммерческое товарищество "Радуга" (ОГРН 1110327004920 ИНН 0323356406), Дачное некоммерческое товарищество "Лесное" (ОГРН 1080326010511 ИНН 0326479131), Садоводческое некоммерческое товарищество "Долина" (ОГРН 1070300001254 ИНН 0326046233), Дачное некоммерческое товарищество "Субургаа" (ОГРН 1100327013181 ИНН 0326494806), Дачное некоммерческое товарищество "Шамбала" (ОГРН 1080326001084 ИНН 0308160945), Дачное некоммерческое товарищество "Энергетик" (ОГРН 1080326009972 ИНН 0323342266), Садоводческое товарищество "Вишня" (ОГРН 1020300985352 ИНН 0323097960),Садоводческое некоммерческое товарищество "Горки-12" (ОГРН 1020300986155 ИНН 0323097800), Садоводческое некоммерческое Товарищество "Энергостроитель" (ОГРН 1020300911070 ИНН 0323116676), Дачное некоммерческое товарищество "Академический" (ОГРН 1080327002348 ИНН 0323344288), ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ВСГТУ" (ОГРН 1080326009323 ИНН 0326478586), Дачное некоммерческое товарищество "Енисей" (ОГРН 1080326002063 ИНН 0326474479), ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ОЛИМПИЙСКИЙ" (ОГРН 1080326005979 ИНН 0323340597), ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ЗЕЛЕНЫЙ БОР" (ОГРН 1080326008180 ИНН 0326477991), ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "НАДЕЖДА" (ОГРН 1130327013860 ИНН 0326516464), Дачное некоммерческое товарищество "Сосновый" (ОГРН 1110327000101 ИНН 0326495983), Дачное Некоммерческое Товарищество "КЕДР" (ОГРН 1080326011347 ИНН 0326479558), Дачное некоммерческое товарищество "Перспектива" (ОГРН 1080327002007 ИНН 0323344168): не явились,
установил
Администрация города Улан-Удэ (далее заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (далее административный орган, ГУ МЧС) о признании недействительными предписания N 130/1/78 от 08.05.2014.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены частично. Предписание N 130/1/78 от 08.05.2014 признано недействительным в части устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, в отношении дачного некоммерческого товарищества "Энергетик" в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что у административного органа имелись основания для выдачи Администрации предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которое соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель, заинтересованное лицо и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что при применении части 5 статьи 268 АПК Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционной жалобе должны быть указаны, среди прочего, требования лица, подающего жалобу.
Из содержания апелляционной жалобы Администрации усматривается, что решение суда первой инстанции обжалуется ею только в части отказа признания недействительным предписания N 130/1/78 от 08.05.2014.
До начала судебного заседания административным органом и третьими лицами не заявлено возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой Администрацией части.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции проверяется только в обжалуемой заявителем части, относящейся к отказу в удовлетворении требований о признании незаконным предписания N 130/1/78 от 08.05.2014 в полном объеме. Соответственно, в части удовлетворении заявленных Администрацией требований законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверяется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что на основании распоряжения руководителя ГУ МЧС N 130 от 01.04.2014 должностными лицами административного органа проведена плановая выездная проверка деятельности Администрации на территориях микрорайонов города Улан-Удэ, расположенных и граничащих с лесными участками, по соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения Администрацией требований пожарной безопасности, которые зафиксированы в акте проверки N 130 от 06.05.2014, а именно:
1. Советский район:
- не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением (расстояние противопожарного водоснабжения превышает 200 метров либо совсем отсутствует) территория по ул. Конституции пос. Стеклозавод, СНТ "Зенит", ДНТ "Учитель", пос. Мостовой;
- расстояние от границ застройки менее 15 м до лесного массива пос. Стеклозавод, микрорайона Вагжанова, СНТ "Зенит", ДНТ "Учитель", пос. Мостовой;
- не оборудованы средствами оповещения населения о пожаре микрорайон Вагжанова, пос. Стеклозавод, ул. Конституции пос. Стеклозавод, СНТ "Зенит", ДНТ "Учитель", пос. Мостовой;
- ширина улиц менее 6 метров по ул. Березовая пос. Стеклозавод.
2. Железнодорожный район:
- не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением (расстояние противопожарного водоснабжения превышает 200 метров либо совсем отсутствует) территория пос. Аршан, ул. Семейная и Водопадная пос. Шишковка, пер. Уссурийский пос. Орешково, ДНТ "Ветеран", СНТ "Пионер-1", пос. Старый Зеленый, пос. Новый Зеленый, район Бабасадовой пади, ДНТ "Дачи Писателей", ДНТ "Ермак", ДНТ "Темерязево", ДНТ "Плодово-ягодное", ДНТ "Багульник", ДНТ "Ургы", ДНТ "Радуга", ДНТ "Лесное", СНТ "Долина", ДНТ "Субургаа", ДНТ "Шамбала", пос. Солнечный, пос. Кумыска, ДНТ "Энергетик", СТ "Вишня", ДНТ "Китой", ДНТ "Лизы Чайкиной", пос. Ленина;
- расстояние от границ застройки менее 15 м до лесного массива пос. Ленина, пос. Тубсанаторий, микрорайон Орешково, микрорайон Загорск, микрорайон Аршан, пос. Новый Зеленый, пос. Старый Зеленый, микрорайон Шишковка, пос. Солнечный, ДНТ "Дачи Писателей", ДНТ "Ургы", СНТ "Горки-12";
- не оборудованы средствами оповещения населения о пожаре микрорайон пос. Ленина, пос. Тубсанаторий, микрорайон Орешково, микрорайон Загорск, микрорайон Аршан, пос. Новый Зеленый, пос. Старый Зеленый, микрорайон Шишковка, пос. Солнечный, ДНТ "Дачи Писателей", ДНТ "Ургы", СНТ "Пионер-1";
- ширина улиц менее 6 метров по ул. Стрелецкая, пер. Олимпийский пос. Аршан, ул. Водопадная пос. Шишковка, ДНТ "Ветеран", СНТ "Пионер-1", пос. Новый Зеленый, пос. Старый Зеленый, ДНТ "Дачи Писателей", ДНТ "Ермак", ДНТ "Темерязева", ДНТ "Плодово-ягодное", ДНТ "Багульник", ДНТ "Ургы", ДНТ "Радуга", ДНТ "Лесное", СНТ "Долина", ДНТ "Субургаа", ДНТ "Шамбала", пос. Солнечный, пос. Кумыска, ДНТ "Энергетик", СТ "Вишня", ДНТ "Китой", пос. Ленина.
3. Октябрьский район:
- не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением (расстояние противопожарного водоснабжения превышает 200 метров либо совсем отсутствует) территория 118-123 квартала, пос. Горький, ДНТ "Перспектива", пос. Забайкальский, пос. Радужный, СНТ "Энергостроитель", пос. Таежный, ДНТ "Академический", ДНТ "ВСГТУ", ДНТ "Енисей", ДНТ "Олимпийский", ДНТ "Зеленый бор", ДНТ "Надежда";
- расстояние от границ застройки менее 15 м до лесного массива восточной части 118-123 кварталов, юго-восточной части пос. Горький, эго-западной части ДНТ "Перспектива", микрорайона Новая Комушка, микрорайона Южный, пос. Забайкальский, пос. Радужный, микрорайон Энергетик, микрорайона Тальцы, ДНТ "Сосновый", СНТ "Энергостроитель", пос. Таежный, ДНТ "Академический", ДНТ "ВСГТУ", ДНТ "Енисей", ДНТ "Олимпийский", ДНТ "Зеленый бор", ДНТ "Надежда", ДНТ "Кедр";
- не оборудованы средствами оповещения населения о пожаре микрорайон 118-123 кварталов, пос. Горький, ДНТ "Перспектива", микрорайон Новая Комушка, микрорайон Светлый, микрорайон Южный, пос. Забайкальский, пос. Радужный, микрорайон Энергетик, микрорайон Тальцы, ДНТ "Сосновый", СНТ "Энергостроитель", пос. Таежный, ДНТ "Академический", ДНТ "ВСГТУ", ДНТ "Енисей", ДНТ "Олимпийский", ДНТ "Зеленый бор", ДНТ "Надежда", ДНТ "Кедр", ДНТ "Перспектива";
- ширина улиц менее 6 метров в пос. Таежный.
На основании результатов проверки, должностным лицом административного органа выдано предписание N N 130/1/78 от 08.05.2014 по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 06.04.2015.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием ГУ МЧС, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов Администрации таким предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции, в обжалуемой части, об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ N 305 от 21.05.2007 государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
Пунктами 4, 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ N 305 от 21.05.2007 установлено, что органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
В соответствии с пунктами 2, 6 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 N 712 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.
Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право осуществлять проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Из анализа указанных норм права следует, что ГУ МЧС на основании результатов проверок исполнения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны, вправе выдавать, обязательные к исполнению, предписания по устранению выявленных нарушений.
Пунктами 6, 78, 81 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий_, утвержденного Приказом МЧС России N 359 от 26.06.2012, должностные лица надзорных органов в случае выявления по результатам проверки невыполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать субъекту надзора предписание по устранению нарушений с указанием сроков их устранения, в соответствии с типовой формой предписания согласно приложению N 6 к настоящему Административному регламенту.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона N 123-ФЗ Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
- реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
- разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
- разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
- установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
- обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
- обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
- организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
- социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления (статья 21 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 11 статьи 5 Устава городского округа "Город Улан-Удэ", принятого решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007 N 624-63, к вопросам местного значения города Улан-Удэ относится и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм права, Администрация является обязанным лицом по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в ходе проверки административным органом были выявлены, в том числе, допущенные Администрацией следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- в нарушение статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 2.11 СНиП 2.04.02.84*, пункта 4 СП 8.13130.2009, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением (расстояние противопожарного водоснабжения превышает 200 метров либо совсем отсутствует) территория по ул. Конституции пос. Стеклозавод, СНТ "Зенит", ДНТ "Учитель", пос. Мостовой;
- в нарушение статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 5 приложения 1 СНиП 2.07.01-89*, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" расстояние от границ застройки менее 15 м до лесного массива пос. Стеклозавод, микрорайона Вагжанова, СНТ "Зенит", ДНТ "Учитель", пос. Мостовой;
- в нарушение пункта 7 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 16 Правил противопожарного режима не оборудованы средствами оповещения населения о пожаре микрорайон Вагжанова, пос. Стеклозавод, ул. Конституции пос. Стеклозавод, СНТ "Зенит", ДНТ "Учитель", пос. Мостовой;
- в нарушение статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 2.9* СНиП 2.07.0189* ширина улиц менее 6 метров по ул. Березовая пос. Стеклозавод;
- в нарушение статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 2.11 СНиП 2.04.02.84*, пункта 4 СП 8.13130.2009, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением (расстояние противопожарного водоснабжения превышает 200 метров либо совсем отсутствует) территория пос. Аршан, ул. Семейная и Водопадная пос. Шишковка, пер. Уссурийский пос. Орешково, ДНТ "Ветеран", СНТ "Пионер-1", пос. Старый Зеленый, пос. Новый Зеленый, район Бабасадовой пади, ДНТ "Дачи Писателей", ДНТ "Ермак", ДНТ "Темерязево", ДНТ "Плодово-ягодное", ДНТ "Багульник", ДНТ "Ургы", ДНТ "Радуга", ДНТ "Лесное", СНТ "Долина", ДНТ "Субургаа", ДНТ "Шамбала", пос. Солнечный, пос. Кумыска, ДНТ "Энергетик", СТ "Вишня", ДНТ "Китой", ДНТ "Лизы Чайкиной", пос. Ленина;
- в нарушение статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 5 приложения 1 СНиП 2.07.01-89*, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" расстояние от границ застройки менее 15 м до лесного массива пос. Ленина, пос. Тубсанаторий, микрорайон Орешково, микрорайон Загорск, микрорайон Аршан, пос. Новый Зеленый, пос. Старый Зеленый, микрорайон Шишковка, пос. Солнечный, ДНТ "Дачи Писателей", ДНТ "Ургы", СНТ "Горки-12";
- в нарушение пункта 7 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 16 Правил противопожарного режима не оборудованы средствами оповещения населения о пожаре микрорайон пос. Ленина, пос. Тубсанаторий, микрорайон Орешково, микрорайон Загорск, микрорайон Аршан, пос. Новый Зеленый, пос. Старый Зеленый, микрорайон Шишковка, пос. Солнечный, ДНТ "Дачи Писателей", ДНТ "Ургы", СНТ "Пионер-1";
- в нарушение статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 2.9* СНиП 2.07.0189* ширина улиц менее 6 метров по ул. Стрелецкая, пер. Олимпийский пос. Аршан, ул. Водопадная пос. Шишковка, ДНТ "Ветеран", СНТ "Пионер-1", пос. Новый Зеленый, пос. Старый Зеленый, ДНТ "Дачи Писателей", ДНТ "Ермак", ДНТ "Темерязева", ДНТ "Плодово-ягодное", ДНТ "Багульник", ДНТ "Ургы", ДНТ "Радуга", ДНТ "Лесное", СНТ "Долина", ДНТ "Субургаа", ДНТ "Шамбала", пос. Солнечный, пос. Кумыска, СТ "Вишня", ДНТ "Китой", пос. Ленина;
- в нарушение статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 2.11 СНиП 2.04.02.84*, пункта 4 СП 8.13130.2009, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением (расстояние противопожарного водоснабжения превышает 200 метров либо совсем отсутствует) территория 118-123 квартала, пос. Горький, ДНТ "Перспектива", пос. Забайкальский, пос. Радужный, СНТ "Энергостроитель", пос. Таежный, ДНТ "Академический", ДНТ "ВСГТУ", ДНТ "Енисей", ДНТ "Олимпийский", ДНТ "Зеленый бор", ДНТ "Надежда";
- в нарушение статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 5 приложения 1 СНиП 2.07.01-89*, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" расстояние от границ застройки менее 15 м до лесного массива восточной части 118-123 кварталов, юго-восточной части пос. Горький, эго-западной части ДНТ "Перспектива", микрорайона Новая Комушка, микрорайона Южный, пос. Забайкальский, пос. Радужный, микрорайон Энергетик, микрорайона Тальцы, ДНТ "Сосновый", СНТ "Энергостроитель", пос. Таежный, ДНТ "Академический", ДНТ "ВСГТУ", ДНТ "Енисей", ДНТ "Олимпийский", ДНТ "Зеленый бор", ДНТ "Надежда", ДНТ "Кедр";
- в нарушение пункта 7 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 16 Правил противопожарного режима не оборудованы средствами оповещения населения о пожаре микрорайон 118-123 кварталов, пос. Горький, ДНТ "Перспектива", микрорайон Новая Комушка, микрорайон Светлый, микрорайон Южный, пос. Забайкальский, пос. Радужный, микрорайон Энергетик, микрорайон Тальцы, ДНТ "Сосновый", СНТ "Энергостроитель", пос. Таежный, ДНТ "Академический", ДНТ "ВСГТУ", ДНТ "Енисей", ДНТ "Олимпийский", ДНТ "Зеленый бор", ДНТ "Надежда", ДНТ "Кедр", ДНТ "Перспектива";
- в нарушение статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 2.9* СНиП 2.07.0189* в пос. Таежный ширина улиц менее 6 метров.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, к которым относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются этим Федеральным законом.
На основании пункта 2.11 "СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123, противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Согласно пункту 4 свода правил "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178, установлены требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению.
Учитывая указанные требования закона, пункты обжалуемого предписания 1, 5 и 9 о необходимости оборудовать наружным противопожарным водоснабжением территории микрорайонов г. Улан-Удэ, СНТ и ДНТ являются законными.
В соответствии с пунктом 5 приложения 1 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее - 15 м; в городских поселениях для районов одно-двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м.
Учитывая допущенные нарушения Администрацией указанного СНиП 2.07.01-89*, пункты 2, 6 и 10 предписания ГУ МЧС N 130/1/78 от 08.05.2014 г. - являются законными.
Пунктом 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 установлено, что на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно пункту 7 статьи 63 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
В соответствии с пунктом 2.9* "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 на однополосных проездах следует предусматривать разъездные площадки шириной 6 м и длиной 15 м на расстоянии не более 75 м одна от другой.
Поскольку, заинтересованным лицом указанные требования закона не выполнены, следовательно, пункты 4, 8 и 12 предписания так же являются законными.
При указанных обстоятельствах пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 предписания ГУ МЧС N 130/1/78 от 08.05.2014 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданного ГУ МЧС в адрес Администрации, за исключением нарушений выявленных в отношении ДНТ "Энергетик" в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ, соответствуют требованиям действующего законодательства (Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, СНиП 2.07.01-89*, СНиП 2.04.02-84*) и не нарушают права и законные интересы заявителя.
В апелляционной жалобе Администрацией указано, что орган местного самоуправления не осуществляет меры противопожарной безопасности на территории СНТ и ДНТ, в силу того, что указанное является обязанностью членов таких товариществ.
Суд апелляционной инстанции критически оценивает данный довод заявителя, поскольку, не смотря на положения пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", орган местного самоуправления (Администрация) в силу статьи 21 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Иные доводы приведенные Администрацией в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
Поскольку, ГУ МЧС каких либо грубых нарушений, влекущих безусловную отмену пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 предписания ГУ МЧС N 130/1/78 от 08.05.2014 не допущено, а так же учитывая нарушения Администрацией обязательных требований пожарной безопасности, зафиксированных в акте проверки ГУ МЧС N 130 от 06.05.2014 и в обжалуемом предписании, за исключением нарушений выявленных в отношении ДНТ "Энергетик" в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в полном объеме.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, как они установлены материалами дела и оценены судом по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований заявителя.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2015 года по делу N А10-2563/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2015 года по делу N А10-2563/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Д. В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2563/2014
Истец: Администрация города Улан-Удэ
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия
Третье лицо: Дачное некоммерческое товарищество "Лесное", Дачное некоммерческое товарищество "Радуга", Дачное некоммерческое товарищество "Сосновый", Дачное некоммерческое товарищество "Ургы", Дачное Некоммерческое Товарищество Зеленый бор, Дачное некоммерческое товарищество КЕДР, Дачное некоммерческое товарищество Олимпийский, Дачное некоммерческое товарищество Перспектива, ДНТ Академический, ДНТ Вишня, ДНТ ВСГТУ, ДНТ Енисей, ДНТ Ермак, ДНТ Зеленый бор, ДНТ Зенит, ДНТ Лесное, ДНТ Надежда, ДНТ Субургаа, ДНТ УРГЫ, ДНТ Учитель, ДНТ Шамбала, ДНТ Энергетик, Садоводческое некоммерческое товарищество "Горки-12", Садоводческое некоммерческое товарищество "Долина", Садоводческое некоммерческое товарищество "Зенит", Садоводческое некоммерческое товарищество "Энергостроитель", Садоводческое некоммерческое товарищество Пионер-1, Садоводческое товарищество Вишня