г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2015 г. |
Дело N А56-65676/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Горбачевой О.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кривоносовой О.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Гезенцвей О.А. - доверенность от 29.12.2014 N 29-12/14
Соколова Ю.Л. - доверенность от 18.11.2014 N 27-11/14
от ответчика (должника): Богоявленская И.Г. - доверенность от 09.09.2014 N 12-06-01/21
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7447/2015) Межрайонной инспекция Федеральной Налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2015 по делу N А56-65676/2014 (судья Глумов Д,А.), принятое
по заявлению ООО "Автотранспортная компания"
к Межрайонной инспекция Федеральной Налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу
о признании частично недействительным решения налогового органа от 11.07.2014 N 07-20/059369 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом изменений, внесенных решением УФНС России по Санкт-Петербургу от 06.09.2014 N 16-13/38504, о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления НДС за 2-4 кварталы 2011 года в общей сумме 7190347 руб.; привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в общей сумме 1500791 руб. 20 коп.; начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) на 11.07.2014 в общей сумме 1424540 руб. 53 коп.; уменьшения убытков, исчисленных обществом по налогу на прибыль организаций за 2012 год в сумме 3964081 руб.; уменьшения суммы НДС, излишне заявленного к возмещению за 2 квартал 2012 года, в размере 313609 руб.; признании недействительным требования налогового органа N 683 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 24.09.2014 в части уплаты НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации в сумме 6304177 руб., пени в размере 1424540 руб. 53 коп., штрафа в размере 1500791 руб. 20 коп.; признании недействительным требования налогового органа N 1137 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 06.10.2014 в части уплаты пени в размере 138255 руб. 44 коп.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортная компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) от 11.07.2014 N 07-20/05936 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом изменений, внесенных решением УФНС России по Санкт-Петербургу от 06.09.2014 N 16-13/38504, о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2-4 кварталы 2011 года общей сумме 7190347 руб.; привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в общей сумме 1500791 руб. 20 коп.; начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) на 11.07.2014 в общей сумме 1424540 руб. 53 коп.; уменьшения убытков, исчисленных обществом по налогу на прибыль организаций за 2012 год в сумме 3964081 руб.; уменьшения суммы НДС, излишне заявленного к возмещению за 2 квартал 2012 года, в размере 313609 руб.; признания недействительным требования налогового органа N 683 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 24.09.2014 в части уплаты НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, в сумме 6304177 руб., пени в размере 1424540 руб. 53 коп., штрафа в размере 1500791 руб. 20 коп.; признании недействительным требования налогового органа N 1137 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 06.10.2014 в части уплаты пени в размере 1388255 руб. 44 коп.
Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) направило в суд ходатайство от 12.12.2014, которым уточнило заявленные требования и просит:
1. Принять отказ заявителя от требования в части признания недействительными требования N 683 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организации, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 24.09.2014 в части уплаты НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, в сумме 6304177 руб., пени в размере 1424540 руб. 53 коп., штрафа в размере 1500791 руб. 20 коп., а также требования N 1137 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организации, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 06.10.2014 в части уплаты пени в размере 138255 руб. 44 коп.
2. Признать недействительным оспариваемое решение налогового органа в части:
1) доначисления НДС за 2-4 кварталы 2011 года в общей сумме 7190347 руб., из них:
- доначисления НДС за 2 квартал 2011 года в размере 3849149 руб.;
- доначисления НДС за 3 квартал 2011 года в размере 687906 руб.;
- доначисления НДС за 4 квартал 2011 года в размере 2653292 руб.
2) привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в общей сумме 1500791 руб. 20 коп. за неполную уплату НДС в результате неправильного исчисления налога из них:
- за 2 квартал 2011 года в размере 769829 руб. 80 коп.;
-за 3 квартал 2011 года в размере 137581 руб. 20 коп.;
- за 4 квартал 2011 года в размере 530658 руб. 40 коп.;
- за 2 квартал 2012 года в размере 62721 руб. 80 коп.
3) начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога(сбора) на 11.07.2014 года в общей сумме 1424540 руб. 53 коп.;
4) уменьшения убытков, исчисленных налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций за 2012 год в сумме 3964081 руб.;
5) уменьшения суммы НДС, излишне заявленного к возмещению за 2 квартал 2012 года в размере 313609 руб.
Решением суда от 04.02.2015 принят отказ общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортная компания" от требования о признании недействительными требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу N 683 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 24.09.2014 в части уплаты НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, в сумме 6304177 руб., пени в размере 1424540 руб. 53 коп., штрафа в размере 1500791 руб. 20 коп., и требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу N1137 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 06.10.2014 в части уплаты пени в размере 138255 руб. 44 коп. Производство по делу в этой части прекращено. Признано недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Санкт-Петербургу от 11.07.2014 N 07-20/05936 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом изменений, внесенных решением УФНС России по Санкт-Петербургу от 06.09.2014 N16-13/38504, о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортная компания" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления НДС за 2-4 кварталы 2011 года в общей сумме 7190347 руб.; привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в общей сумме 1500791 руб. 20 коп.; начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) на 11.07.2014 в общей сумме 1424540 руб. 53 коп.; уменьшения убытков, исчисленных обществом по налогу на прибыль организаций за 2012 год, в сумме 3964081 руб.; уменьшения суммы НДС, излишне заявленного к возмещению за 2 квартал 2012 года, в размере 313609 руб.
Инспекция, не согласившись с решением суда, направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просила решение суда отменить
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, оформленная актом от 27.05.2014 N 07-20/03 (далее - акт проверки).
По результатам рассмотрения материалов проверки, в том числе возражений общества от 27.06.2014 N 70 и дополнительных документов, представленных с сопроводительным письмом от 27.06.2014 N 71, налоговым органом принято решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.07.2014 N 07-20/05936 (далее - решение Инспекции), которым обществу доначислено и предложено уплатить, среди прочего, суммы неуплаченных налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в общей сумме 7469765 руб. (в том числе НДС - 7190347 руб., транспортный налог - 279418 руб.), а также начислены пени в общей сумме 1468544 руб. 10 коп. (в том числе по НДС в сумме 1424540 руб. 53 коп., по транспортному налогу - 43980 руб. 92 коп., по НДФЛ - 22 руб. 65 коп.), начислен штраф в сумме 1560292 руб. 40 коп., а также обществу было предложено уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций за 2012 год в сумме 3964081 руб. и уменьшить сумму налога, излишне заявленного к возмещению за 2 квартал 2012 года в сумме 313609 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 06.09.2014 N 16-13/38504, принятым по апелляционной жалобе общества от 13.08.2014 N 82, решение Инспекции было отменено в части привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату транспортного налога за 2011-2012 года в результате занижения налоговой базы и начисления пеней по транспортному налогу за 2011-2012 года, в остальной части решение Инспекции оставлено без изменения.
Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании решения налоговой инспекции недействительным.
1. Эпизод, связанный с 000 "Д.В.С. эко" (оказание услуг по техническому осмотру и ремонту автобусов на стадии перегона для перепродажи третьему лицу.
Между обществом и ОАО "ВТБ Лизинг" заключены два договора купли-продажи: N КП 135/01-12/11-01 от 10.11.2011 на покупку партии из 40 автобусов марки ЛиАЗ-62127 по цене 1350000 руб. и 6 автобусов марки ЛиАЗ-525657 по цене 1000000 руб. за единицу транспорта соответственно и N КП 135/01-12/11-02 от 10.11.2011 на покупку партии из 40 автобусов марки ЛиАЗ-62127 по цене 1350000 руб. и 6 автобусов марки ЛиАЗ-525657 по цене 1000000 руб. за единицу транспорта соответственно.
Общее количество приобретенных обществом транспортных средств по двум договорам составило 92 единицы на общую сумму 120 000 000 руб.
Указанные выше автобусы были приобретены обществом с целью перепродажи в ООО "ПАТП Великого Новгорода" в соответствии с договором купли-продажи (поставки) транспортных средств N 1260-01/11 КП от 20.12.2011 на покупку партии из 40 автобусов марки ЛиАЗ-62127 по цене 1 700 000 руб. и 6 автобусов марки ЛиАЗ-525657 по цене 1 250 000 руб. за единицу транспорта соответственно и договором купли-продажи (поставки) транспортных средств N 1260-02/11 КП от 20.12.2011 на покупку партии из 40 автобусов марки ЛиАЗ-62127 по цене 1 700 000 руб. и 6 автобусов марки ЛиАЗ-525657 по цене 1 250 000 руб. за единицу транспорта соответственно. Таким образом, общее количество проданных транспортных средств по двум договорам составило 92 единицы на общую сумму 151 000 000 руб.
Между обществом и ООО "Д.В.С. эко" (далее - подрядчик) 28.11.2011 был заключен договор подряда, согласно которому подрядчик обязуется выполнить своими силами, средствами и материалами работы по ТО и ремонту автобусов ЛиАЗ-62127 и ЛиАЗ-525657 в количестве 92 штук.
Объем выполнения работ по указанному договору определяется согласованными сторонами Приложениями 1-6, являющимися неотъемлемой частью договора (акт приема-сдачи выполненных работ (приложение N 6) с указанием наименования документа, даты, места составления, наименования транспортного средства, стоимости работ, НДС, подписи сторон; акт сдачи ТС подрядчику (приложение N 3) с указанием предполагаемых работ и видимых повреждений; калькуляция на ремонт и ТО автобуса (приложение N 5) с указанием перечня материалов и стоимости работ по ремонту и ТО; перечень комплектующих и материалов (приложение N 5) с указанием наименования, количества, цены и суммы; перечень выполненных работ по ремонту и ТО (приложение N 4).
При проведении проверки налоговым органом установлено, что в приложениях к договору по всем транспортным средствам содержатся идентичные виды (перечни) выполненных работ, на представленных актах отсутствует дата совершения хозяйственной операции по сдаче-приемке транспортных средств подрядчику, отсутствует расшифровка подписи должностного лица со стороны подрядчика, ответственного за совершение хозяйственных операций.
Со стороны общества на представленных актах сдачи-приемки работ содержится подпись и проставлен оттиск печати с указанием фамилии - Соловьева Е.С., действующей на основании доверенности N 22-04/12, выданной 11.04.2012, в том числе на документах за 2011 год. Копия доверенности не была представлена обществом в материалы проверки.
Также налоговым органом установлено, что в представленных перечнях выполненных работ по ремонту и ТО не указано стоимостное выражение по каждому наименованию (виду) работ, выполненных в отношении каждого транспортного средства.
В соответствии с актами приема-передачи транспортные средства были переданы конечному получателю с теми же внешними дефектами, что и при первичной покупке, несмотря на то, что транспортные средства подвергались ремонту и ТО по договору с ООО "Д.В.С. эко".
Некоторые из указанных в актах приема-передачи транспортных средств внешних дефектов, по мнению налогового органа, не имеют отношения к пассажирским автобусам (указаны повреждения на тягаче и прицепе). Необходимость проведения ремонта транспортных средств заявителем перед продажей не обоснована требованиями договора.
Совокупность данных обстоятельств привела налоговый орган к выводу о том, что документы, подтверждающие расходы, произведенные обществом в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода, не соответствует требованиям статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и не могут служить основанием для признания расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций, а также в нарушение статей 171, 172, 252 НК РФ содержат неполную и недостоверную информацию, из которой невозможно установить объем, характер, дату и стоимостное выражение по каждому виду проделанной исполнителем работы (оказанной услуги), не подтверждают совершение хозяйственной операции с контрагентом, а сам факт совершения реальных хозяйственных операций по оказанию услуг между заявителем и ООО "Д.В.С. эко" опровергнут.
Согласно пункту статьи 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Пунктом 1 статьи 252 НК РФ установлено, что в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов; расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под расходами понимаются фактически произведенные при осуществлении деятельности и подтвержденные первичными учетными документами затраты. Первичные документы должны быть составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Расходы (затраты) должны быть обоснованными, то есть экономически оправданными, а их оценка должна выражаться в денежной форме. Экономически оправданными затратами считаются затраты (расходы), непосредственно связанные с извлечением доходов, удовлетворяющих принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций необходимо исходить из того, подтверждают представленные налогоплательщиком документы произведенные им расходы или нет. То есть, безусловным условием учета понесенных затрат для целей налогообложения является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) фактически понесены и связаны с предпринимательской деятельностью. При этом, во внимание должны приниматься представленные налогоплательщиком доказательства в подтверждение факта и размера этих затрат, их целей, которые подлежат оценке в совокупности.
Из приведенных правовых норм следует, что для отнесения налогоплательщиком соответствующих затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, необходимо чтобы затраты налогоплательщика были подтверждены первичными документами, соответствующими требованиям статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", хозяйственные операции (сделки) и их оплата носили реальный характер.
Статьей 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, а также для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 1 статьи 169 НК РФ установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. В этой же статье определены сведения и реквизиты, которые должны быть указаны в счете-фактуре.
Из приведенных правовых норм следует, что для отнесения налогоплательщиком соответствующих затрат к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, а также применения вычетов по НДС необходимо, чтобы затраты налогоплательщика были подтверждены первичными документами, соответствующими требованиям статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (действовавший в проверяемом периоде) (далее - Закон N 129-ФЗ), хозяйственные операции (сделки) и их оплата носили реальный характер и счета-фактуры, Представленные в обоснование правомерности применения вычетов по НДС, соответствовали требованиям, предъявляемым к ним статьей 169 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном названной главой. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 5.1 и 6 названной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 18162/09 определен подход к применению положений налогового законодательства в части обоснованности налоговых вычетов по НДС. В соответствии с изложенной в данном постановлении позицией, при соблюдении контрагентом требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости содержащихся в них сведений не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал или должен был знать о предоставлении контрагентом недостоверных либо противоречивых сведений. При этом, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с исполнением хозяйственных операций (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, упомянутых в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N53).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 53 представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды (получения налогового вычета, уменьшения налоговой базы) является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в таких документах, неполны, недостоверны или противоречивы.
В силу приведенных норм налогоплательщик имеет право применить налоговые вычеты в случае реального осуществления хозяйственных операций, а налоговый орган должен признать незаконным заявление налоговых вычетов в случае, если в их подтверждение представлены документы, содержащие недостоверные и противоречивые сведения.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.10.2005 N 4047/05, для применения вычетов по НДС налогоплательщик обязан доказать правомерность своих требований. При этом документы, представленные налогоплательщиком, должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает правовые последствия.
Пунктом 4.3. договоров купли-продажи, заключенных с ОАО "ВТБ Лизинг" {стр. 60, том 2 приложения, стр. 14, том 4 приложений) на налогоплательщика были возложена обязанность по обеспечению самостоятельного технического и сервисного обслуживания автобусов.
Кроме того, пунктом 5.3. договоров продажи автобусов, заключенных с 000 "СВК" и 000 "ПАТП Великого Новгорода", покупателем на общество была возложена обязанность по устранению скрытых дефектов, которые могли быть обнаружены после приемки автобусов Покупателем (стр.74, том 2, стр. 128, том 4 приложений).
По рекомендации завода-изготовителя и, принимая во внимание местонахождения Подрядчика работ, Общество обратилось к 000 "Д.В.С. эко" с целью проведения технического обслуживания автобусов и сервисного обслуживания газового оборудования автобусов.
В подтверждение реальности хозяйственных операций, а именно выполнение договора б/н от 28.11.2011 с ООО "Д.В.С. эко" ООО "Автотранспортная компания" представила:
- акты приема-сдачи выполненных работ (приложение N 6 к договору подряда от 28.11.2011) с указанием наименования документа, даты, места составления, наименования транспортного средства, стоимости работ, НДС, подписи сторон;
- акт сдачи ТС подрядчику (приложение N 3 к договору подряда от 28.11.2011) с указанием предполагаемых работ и видимых повреждений;
- калькуляция на ремонт и ТО автобуса (приложение N 5 к договору подряда от 28.11.2011) с указанием перечня материалов и стоимости работ по ремонту и ТО;
- перечень комплектующих и материалов (приложение N 5 к договору подряда от 28.11.2011) с указанием наименования, количества, цены и суммы;
- перечень выполненных работ по ремонту и ТО (приложение N 4 к договору подряда от 28.11.2011).
Все вышеперечисленные документы являются единым комплектом, по которому можно определить стоимость и экономическую целесообразность произведенных расходов.
Довод налогового органа о том, что из представленных в материалы дела документов не представляется возможным определить объем, стоимость произведенных работ, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Содержание хозяйственной операции (какие конкретно работы по ремонту транспортных средств были выполнены, данные о формировании цены и определении стоимости по видам конкретных работ) указаны в Перечне выполненных работ по ремонту и ТО (приложение N 4 к договору подряда от 28.11.2011), в Калькуляции на ремонт и ТО автобуса (приложение N 5 к договору подряда от 28.11.2011), в Перечне комплектующих и материалов (приложение N 5 к договору подряда от 28.11.2011),. Измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении указаны в актах приема-сдачи выполненных работ (приложение N 6 к договору подряда от 28.11.2011), в Калькуляции на ремонт и ТО автобуса (Приложение N 5 к договору подряда от 28.11.2011) (в рублях, в штуках),
Согласованная сторонами стоимость работ по ремонту и ТО на 1 автобус в размере 5283 руб. является составляющей частью стоимости работ - как "основная заработная плата" и является фиксированной, почему и отражена в договоре. Эта сумма отражена во всех калькуляциях к актам выполненных работ, и она не изменялась. Остальная часть стоимости ремонта состоит из материалов, комплектующих, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, связанных с ремонтом, ЕСН. Стоимость выполненных работ облагается НДС по ставке 18%, что подтверждается выставленными счетами-фактурами.
Подрядчиком были выполнены работы по проведению технического обслуживания и ремонту газового оборудования на общую сумму 4 677 615,56 рублей, в том числе НДС 713.534,56 рублей.
Оплата выполненных работ была произведена обществом платежными поручениями N N 4709 от 29.12.2011, 281 от 15.02.2012, 1270 от 02.07.2012, что заинтересованным лицом не оспаривается.
Налоговый орган в своей апелляционной жалобе ссылается, что в подтверждение нереальности хозяйственных операций служит тот факт, что дефекты транспортных средств, указанные в актах при их получении, идентичны дефектам, указанным в актах при продаже этих же транспортных средств.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что в соответствии с договором подряда 28.11.2011, его предметов является не устранение внешних дефектов транспортного средства, а технический осмотр газового оборудования и техническое обслуживание.
Сомнения налогового органа в реальности хозяйственной операции налогоплательщика по ремонту автобусов также опровергаются данными, полученными налогоплательщиком от контрагента, а именно: книга продаж за 2011 и 2012 годы. Счета-фактуры, отраженные в книгах продаж, свидетельствуют о заключении сделок с крупными компаниями, носят постоянный характер и указывают на реальность деятельности 000 "Д.В.С. эко" по ремонту именно газового оборудования и автобусов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что сделка по приобретению автобусов с целью их дальнейшей продажи направлена на извлечение прибыли, что подтверждается финансовым результатом от сделки даже с учетом ремонта.
Относительно довода налогового органа о том, что работы выполнены в декабре 2011 года, о чем свидетельствуют представленные акты приема-сдачи выполненных работ, однако, со стороны заказчика документы подписываются его представителем по доверенности, выданной 11.04.2012 года, то есть значительно позднее даты, указанной фактической приемки-передачи работ по указанному договору, апелляционная коллегия отмечает следующее:
Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, указаны в Приказе N 29/10 от 01.12.2010
Как неоднократно пояснял налогоплательщик, указанные документы были своевременно в 2011 году подписаны со стороны налогоплательщика и отправлены на подписание контрагенту. Однако от контрагента подписанные документы пришли налогоплательщику лишь в 2012 году. Данное обстоятельство явилось причиной технической ошибки в проставлении расшифровки подписи уполномоченного лица и указания доверенности, выданной лишь в 2012 году.
Однако лицо, уполномоченное на подписание актов выполненных работ (Соловьева Екатерина Сергеевна, до 01.04.2011 года Гукина Е.С.), является сотрудником налогоплательщика с 2007 года (Приказ о приеме на работу N АК00002-Пр от 05.02.2007 года) и имеет доверенности на подписание актов выполненных работа за 2011 - 2016 годы (доверенность N 58-08/11 от 30.08.11, доверенность N 22-04/12 от 11.04.12, доверенность N 43-08/12 от 30.08.2012 года, доверенность N 27-10/13 от 31.08.2013 года).
Следует отметить, что счета-фактуры, полученные от ООО "Д.В.С. эко", в том числе за 2011 год, были включены обществом в книгу покупок за 2 квартал 2012 года в соответствии с датами предоставления счетов-фактур от контрагента. Счета-фактуры оформлены в соответствии с положениями главы 21 НК РФ.
Принимая во внимание изложенные решение налоговой инспекции в части выводов об уменьшения убытков за 2012 (2011 годы), на сумму 3 964 081 рублей, а также доначисление сумм НДС в размере 713.534,56 рублей является неправомерным.
2. Эпизод, связанный с ОАО "ГТЛК".
При проведении проверки налоговым органом также установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 23,подпункта 3 пункта 3 статьи 170 и пункта 1 статьи 174 НК РФ обществом не полностью восстановлен НДС в сумме 7190347 руб. за 2-4 кварталы 2011 года, ранее принятый к вычету в связи с перечислением сумм авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров в порядке требований пункта 9 статьи 172 НК РФ.
Как следует из материалов дела, 27.12.2010 между ОАО "Государственная транспортная лизинговая компания" (лизингодатель) (далее - ОАО "ГТЛК") и обществом (лизингополучатель) заключены договоры финансовой аренды (лизинга) N 5753ЛС/10_С8, N 5895ЛС/10_С8, N 5896ЛС/10_С8, N 5897ЛС/10_С8, N5901ЛС/08_С8.
Обществом в счет предстоящих услуг перечислены авансовые платежи в адрес ОАО "ГТЛК" в сумме:
в рамках условий договора N 5753ЛС/10_С8 от 27.12.2010 (согласно Графику платежей, утвержденному Дополнительным соглашением N 1 от 07.02.2011 к Договору N5753ЛС/10_С8 от 27.12.2010 (Приложение N 1/1)
- 7 390 240 руб., в том числе НДС 1 127 324,75 руб. (платежное поручение N 509 от 28.02.2011) -. ОАО "ГТЛК" выставлен авансовый счет-фактура от 28.02.2011 N А11020139, который принят к вычету и отражен обществом в книге покупок за 2 квартал 2011 года;
-5 374 720 руб., в том числе НДС 819 872,54 руб. (платежное поручение N 756 от 03.03.2011) - в рамках условий договора N 5753ЛС/10_С8 от 27.12.2010. ОАО "ГТЛК" выставлен авансовый счет-фактура от 04.03.2011 N А11030009, который принят к вычету и отражен обществом в книге покупок за 2 квартал 2011 года;
в рамках условий договора N 5753ЛС/10_С8 от 27.12.2010 (согласно Графику платежей, утвержденному Дополнительным соглашением N 1 от 07.02.2011 к Договору N 5753ЛС/10_С8 от 27.12.2010 (Приложение N 1/2).
- 4 366 960 руб., в том числе НДС 666 146,44 руб. (платежное поручение N 800 от 25.08.2011).
ОАО "ГТЛК" выставлен авансовый счет-фактура от 25.08.2011 N А1108250001, который принят к вычету и отражен обществом в книге покупок за 3 квартал 2011 года;
в рамках условий договора N 5895ЛС/10_С8 от 27.12.2010 (согласно Графику платежей, утвержденному Дополнительным соглашением N 4 от 24.10.2011 к Договору N 5895ЛС/10_С8 от 27.12.2010 (Приложение N 1)
- 8188 050 руб., в том числе НДС 1 249 024,58 руб. (платежное поручение N 870 от 31.08.2011) ОАО "ГТЛК" выставлен авансовый счет-фактура от 31.08.2011 N А1108310001, который принят к вычету и отражен обществом в книге покупок за 3 квартал 2011 года;
в рамках условий договора N 5896ЛС/10С8 от 27.12.2010 (согласно Графику платежей, утвержденному Дополнительным соглашением N 4 от 24.10.2011 к Договору N 5896ЛС/10_С8 от 27.12.2010 (Приложение N 1)
- 4199 000 руб., в том числе НДС 640 525,42 руб. (платежное поручение N 871 от 31.08.2011).
ОАО "ГТЛК" выставлен авансовый счет-фактура от 31.08.2011 N А1108310002, который принят к вычету и отражен обществом в книге покупок за 3 квартал 2011 года;
в рамках условий договора N 5897ЛС/10_С8 от 27.12.2010 (согласно Графикам платежей, утвержденным Дополнительным соглашением N 3 от 24.10.2011 к Договору N 5897ЛС/10_С8 от 27.12.2010 (Приложения N 2/1,2/2,2/3,2/4)).
- 3 052 500 руб., в том числе 465 635,59 руб. (платежное поручение N 869 от 30.08.2011) ОАО "ГТЛК" выставлен авансовый счет-фактура от 30.08.2011 N А1108300001, который принят к вычету и отражен обществом в книге покупок за 3 квартал 2011 года;
в рамках условий договора N 5901ЛС/10_С8 от 27.12.2010 (согласно Графику платежей, утвержденному Дополнительным соглашением N 5 от 15.09.2011 к Договору N 5901ЛС/10С8 от 27.12.2010 (Приложение N 1)
- 5 116 320 руб., в том числе НДС 780 455,59 руб. (платежное поручение N 901ё от 22.03.2011).
ОАО "ГТЛК" выставлен авансовый счет-фактура от 22.03.2011 N А11030089, который принят к вычету и отражен обществом в книге покупок за 2 квартал 2011 года;
в рамках условий договора N 5901ЛС/10_С8 от 27.12.2010 (согласно Графику платежей, утвержденному Дополнительным соглашением N 5 от 15.09.2011 к Договору N 5901ЛС/10_С8 от 27.12.2010 (Приложение N 2)
-3 009 600 руб., в том числе НДС 459 091,53 руб. (платежное поручение N 370 от 22.04.2011). ОАО "ГТЛК" выставлен авансовый счет-фактура от 22.04.2011 N А11040047, который принят к вычету и отражен обществом в книге покупок за 2 квартал 2011 года;
-6 019 200 руб., в том числе НДС 918 183,05 руб. (платежное поручение N 380 от 26.04.2011), ОАО "ГТЛК" выставлен авансовый счет-фактура от 26.04.2011 N А11040060, который принят к вычету и отражен обществом в книге покупок за 2 квартал 2011 года;
в рамках условий договора N 5901ЛС/10_С8 от 27.12.2010 (согласно Графику платежей, утвержденному Дополнительным соглашением N 5 от 15.09.2011 к Договору N 5901ЛС/10_С8 от 27.12.2010 (Приложение N 3)).
- 5 718 240 руб., в том числе НДС 872 273,90 руб. (платежное поручение 801 от 25.08.2011), ОАО "ГТЛК" выставлен авансовый счет-фактура от 25.08.2011 N А1108250002, который принят к вычету и отражен обществом в книге покупок за 3 квартал 2011 года.
Графиками платежей к вышеперечисленным договорам был установлен сроки и размер оплаты ежемесячных лизинговых платежей, а также сроки и размер зачета авансов, ранее произведенных налогоплательщиком по договорам.
После перечисления авансового платежа по каждому из перечисленных договоров Общество ежемесячно перечисляло (оплачивало) лизинговые платежи и получало от лизинговой компании счета-фактуры, в которых указывалось:
- платежно-расчетные документы (платежное поручение по авансовому платежу)
платежно-расчетные документы (платежное поручение по оплаченному налогоплательщиком текущему лизинговому платежу).
- в наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг) двумя отдельными строками были указанными суммы по текущему лизинговому платежу и по сумму зачета авансового платежа.
Таким образом, представленными в материалы дела документов подтверждается факт ежемесячной оплаты лизинговых платежей, начиная с первого месяца после перечисления аванса.
Согласно представленным обществом налоговым декларациям НДС с реализации, с оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) за 1-4 кварталы 2010 года, 1-4 кварталы 2011 года и 1-4 кварталы 2012 года составил 197950080 руб.
Налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки установлено, что НДС с реализации, с оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) за указанные выше периоды составил 203540722 руб.
Сумма налога, исчисленного с реализации, с оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) занижена во 2-4 квартале 2011 года на 7190347 руб., в том числе: за 2 квартал 2011 года на сумму 3849149 руб., за 3 квартал 2011 года - 687906 руб., за 4 квартал 2011 года на сумму 2653292 руб., и завышена в 1,2,4 квартале 2012 на сумму 1599705 руб., в том числе: за 1 квартал 2012 года на сумму 399926 руб., за 2 квартал 2012 года - 399926 руб., за 4 квартал 2012 года - 799853 руб.
Порядок восстановления НДС с сумм предварительной оплаты установлен нормами статьи 170 НК РФ, согласно которым суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежит восстановлению налогоплательщиком в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам) в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Согласно абзацу 2 подпункта 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету в порядке, установленном НК РФ.
Восстановлению подлежит только та часть "входного" НДС по лизинговому платежу, которая приходится на сумму, зачтенную в счет аванса. Механизм применения вычетов по авансовым платежам предполагает последующее восстановление заявленных к вычету сумм НДС по мере поступления товаров (работ, услуг), стоимость которых оплачена авансом. То есть восстановлению подлежит только та часть "входного" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которая приходится на их стоимость, оплаченную авансом. Если в счет перечисленного ранее аванса зачитывается не вся стоимость поступивших товаров (работ, услуг), а только ее часть, то восстановлению подлежит сумма НДС, приходящаяся на ту часть стоимости поступивших товаров (работ, услуг), которая зачитывается в счет аванса.
Подтверждением правомерности этой позиции являются разъяснения, содержащиеся в письме ФНС России от 20.07.2011 N ЕД-4-3/11684. В нем указано, что для продавца определяющим условием для принятия к вычету налога, ранее уплаченного в бюджет с полученных авансов, является именно факт зачета аванса в счет произведенной отгрузки товаров (выполненных работ, оказанных услуг), поскольку в этом случае соблюдается принцип зеркальности, вытекающий из сущности косвенного налога. Поэтому положения абз.З пп.З ст.170 НК РФ необходимо применять во взаимосвязи с другими нормами гл.21 НК РФ на основе проведенного анализа и оценки условий договоров, содержания первичных документов, счетов-фактур и иных документов, позволяющих охарактеризовать отношения сторон сделки.
Поскольку представленный Обществом лизинговый договор имеет приложение, четко и однозначно регламентирующее для обеих сторон порядок зачета авансовых платежей, следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о правомерности возможность зачета авансов в соответствии с условиями договоров (поэтапно), поскольку принцип "зеркальности" при этом нарушен не будет. Кроме того, апелляционная коллегия полагает возможным отметить, что налоговым органом не представлено иных доказательств нарушения контрагентом по лизинговому договору установленного законодателем принципа "зеркальности" в отражении косвенного налога.
Приведенные инспекцией в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильном применении судом положений статей 169, 171,170, 172, 221 и 252 НК РФ, по существу эти доводы сводятся к иной, чем у суда оценке фактических обстоятельств дела.
Апелляционная инстанция считает, что фактические обстоятельства дела установлены судом в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2015 по делу N А56-65676/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-65676/2014
Истец: ООО "Автотранспортная компания"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой службы N3 по Санкт-Петербургу