г. Вологда |
|
27 мая 2015 г. |
Дело N А66-11324/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 мая 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" Теплова В.А. по доверенности от 14.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области и Министерства финансов Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 17 марта 2015 года по делу N А66-11324/2014 (судья Рощупкин В.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1096952014390, ИНН 6950104591, место нахождения: 170002, Тверская обл., Калининский р-н, г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 18, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области (ОГРН 1026900521230, ИНН 6903005931, место нахождения: 170008, г. Тверь, наб. Реки Лазури, д. 20), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, место нахождения: 109097, Москва, ул. Ильинка, д.9, стр. 1) о взыскании 4 660 772 руб. 80 коп. - убытки, возникшие в результате предоставления 50-процентной скидки от действующего тарифа обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при оплате проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на железнодорожных станциях, находящихся на территории Тверской области в 2011 году (фактически за ноябрь и декабрь 2011 года), в том числе с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытки в размере 4 427 734 руб. 16 коп. и с Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области убытки в размере 233 038 руб. 64 коп. (заявление т.1, л.138-141, аудиозапись судебного заседания от 06.10.2014).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Тверской области.
Решением суда от 17 марта 2015 года с Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области за счет средств казны Тверской области в пользу Общества взыскано 233 038 руб. 64 коп. убытков и 2 315 руб. 19 коп. расходов по оплате государственной пошлины, а также на случай неисполнения настоящего судебного акта взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых за каждый день просрочки исполнения судебного акта с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу до его фактического исполнения на всю взыскиваемую сумму (долг и судебные расходы). С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 4 427 734 руб. 16 коп. убытков, 43 988 руб. 67 коп. расходов по оплате государственной пошлины, а также на случай неисполнения настоящего судебного акта взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых за каждый день просрочки исполнения судебного акта с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу до его фактического исполнения на всю взыскиваемую сумму (долг и судебные расходы).
Тверская область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области с решением суда не согласилась, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Доводы жалобы сводятся к следующему. Обществом не представлены документы, в которых зафиксированы персонифицированные данные граждан - получателей льгот, в том числе: имя льготника, вид и реквизиты документа, на основании которого предоставлена льгота, дата приобретения билета, вид билета (разовый, абонементный), период действия билета, маршрут следования, стоимость проезда. Копии документов (отчетов о перевозке льготных категорий граждан (учащихся) железнодорожным транспортом пригородного сообщения), предоставленные истцом, не подтверждают обоснованность предоставления льготы лицу, имеющему право на ее получение, и не могут являться доказательствами, подтверждающими размер взыскиваемых убытков. Факт надлежащего выполнения обязательств истца на сумму 27 132 066 руб. подтвержден актами о выполнении обязательств, подписанным обеими сторонами, в связи с чем фактические расходы были приняты Департаментом социальной защиты населения Тверской области к возмещению. На сумму 4 660 772 руб. 80 коп., заявленную истцом к возмещению по настоящему исковому заявлению, акты о выполнении обязательств со стороны Департамента социальной защиты населения Тверской области не были подписаны. Таким образом, договорные обязательства Тверской области перед истцом выполнены в полном объеме, а убытки, заявленные истцом к возмещению по настоящему иску - не доказаны.
Министерство финансов Тверской области в отзыве на апелляционную жалобу Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области просит решение суда в части, касающейся взыскания денежных средств с Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области отменить и принять по делу новый акт, которым в удовлетворении исковых требований Общества к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области отказать.
Министерство финансов Тверской области с решением суда также не согласилось, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит его отменить в части, касающейся взыскания денежных средств с Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области и принять по делу новый акт, которым в удовлетворении исковых требований Общества к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области отказать. Доводы жалобы сводятся к следующему. Предъявленные исковые требования охватывают весь 2011 год, а исковое заявление принято к производству судом 01.09.2014. Соответственно период с 01.01.2011 по 31.08.2011 не может быть включен для начисления суммы предполагаемых убытков, предъявленных истцом, в общую сумму убытков. Общество не представило документов, в которых зафиксированы персонифицированные данные граждан - получателей льгот. При отсутствии персонифицированных данных в отношении всех граждан льготных категорий, которым выдавались билеты на проезд в пригородном железнодорожном транспорте размер заявленных убытков является недоказанным. Законом Тверской области от 27.12.2010 N 126-30 "Об областном бюджете Тверской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" была установлена компенсация части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении за счет средств областного бюджета в размере 25 934 400 руб. Все обязательства Тверская область выполнила в полном объеме, данные денежные средства Обществу перечислены. Передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации, вопросов социальной поддержки льготных категорий граждан, не означает, что предоставление льготы по оплате транспортных услуг должно финансироваться за счет собственных средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Финансирование указанных льгот производится за счет соответствующих субвенций из федерального бюджета. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, а не финансирование этих услуг, в силу чего недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Таким образом, имеет место факт недофинансирование со стороны Российской Федерации. Апеллянт считает, что истцом не доказан факт причинения убытков, а также размер заявленных убытков.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Ответчики и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция считает апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Общество на основании лицензии серии ППБ N 6905200 от 24.03.2010, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Российской Федерации.
В соответствии с приказом ФСТ России от 28.12.2010 N 645-т истец включен в реестр субъектов естественных монополий в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории города Москвы, Московской области, Тверской области.
Обществом (Исполнитель) и Департаментом социальной защиты населения Тверской области (Заказчик) 14.02.2011 заключен договор оказания услуг по перевозке учащихся железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тверской области в 2011 году N 46, в соответствии с пунктом 1.1 которого Исполнитель (перевозчик) на возмездной основе осуществляет перевозки учащихся из числа лиц, указанных в Приложении 1 к настоящему Договору железнодорожным транспортом пригородного сообщения.
Согласно пункту 1.2 договора, Заказчик поручает, а Исполнитель (Перевозчик) обязуется обеспечить перевозку учащихся железнодорожным транспортом пригородного сообщения в пределах маршрутов движения пригородных поездов в соответствии с Приложением 2 к настоящему договору, в период с 01 января 2011 года по 15 июня 2011 года и с 01 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года, на основании льготного проездного билета из числа лиц, указанных в Приложении 1 к настоящему договору.
В силу пункта 1.3 договора, Исполнитель (Перевозчик) обязуется обеспечить перевозку учащихся в соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения по перевозке пассажиров, грузов, багажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 111.
В соответствии с пунктом 1.4 договора, цена настоящего договора определяется на основании фактических расходов Исполнителя (Перевозчика) и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 27.12.2010 N 126-30 "Об областном бюджете Тверской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в сумме 9 200 868 руб. 00 коп.
В Приложении 1 к договору стороны согласовали перечень категорий граждан, имеющих право на льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения:
- обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет в размере 50% в период с 01.01.2011 по 15.06.2011 и с 01.09.2011 по 31.12.2011;
- учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального образования в размере 50% в период с 01.01.2011 по 15.06.2011 и с 01.09.2011 по 31.12.2011;
- учащихся очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования в размере 50% в период с 01.01.2011 по 15.06.2011 и с 01.09.2011 по 31.12.2011;
- учащихся очной формы обучения образовательных учреждений высшего профессионального образования в размере 50% в период с 01.01.2011 по 15.06.2011 и с 01.09.2011 по 31.12.2011.
Условиями договора от 14.02.2011 N 46 предусмотрена обязанность истца организовать предоставление обучающимся льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа в период с 01 января 2011 года по 15 июня 2011 года включительно и с 01 сентября 201 года по 31 декабря 2011 года включительно.
Согласно пункту 6 договора его действие распространялось на правоотношения сторон, возникшие с 01 января 2011 года.
Истец, являясь субъектом естественных монополий, во исполнение постановления администрации Тверской области от 25.05.2010 N 238-па осуществлял обеспечение льготного проезда учащихся и студентов пригородным железнодорожным транспортом с 01 мая 2010 года по 31 декабря 2011 года.
Дополнительным соглашением от 29.11.2011 N 244/1 к договору от 14.02.2011 N 46 установлено, что цена договора определяется на основании фактических расходов Исполнителя (Перевозчика) и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 27.12.2010 N 126-30 от 27.12.2010и "Об областном бюджете Тверской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в сумме 27 132 066 руб. 00 коп.
В период с 01 января 2011 года по 15 июня 2011 года включительно и с 01 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года истец осуществлял перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в межсубъектном пригородном сообщении по территории Москвы, Московской области с заездом на территорию Тверской области.
Регулярные перевозки в 2011 году железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении осуществлялись по следующим маршрутам (Приложение 2 к договору): Конаково-ГРЭС-Москва, Тверь - Москва, Тверь - Решетниково, Тверь - Крюково, Тверь - Бологое, Тверь - Торжок, Тверь - Вас. Мох, Осташков - Бологое, Осташков - Торжок, Ржев - Осуга, Ржев - Торжок, Ржев - Волоколамск, Ржев - Шаховская, Ржев - Ст. Русаново, Ржев - Нелидово, Земцы - Великие Луки, Земцы - Нелидово, Нелидово - Великие Луки, Земцы - Жарковский, Бологое - Соблаго, Соблаго - Великие Луки, Бологое - Сонково, Бологое - Удомля, Сонково - Пестово, Сонково - Весьегонск, Сонково - Савелово, Савелово - Углич, Калязин - Углич.
В период с 01 января 2011 года по 15 июня 2011 года и с 01 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года истцом было перевезено обучающихся и, соответственно, оформлено проездных документов с 50 % скидкой на сумму 31 792 838 руб. 80 коп.
В рамках договора оказания услуг от 14.02.2011 N 46 по перевозке учащихся железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тверской области в 2011 году истец предоставлял Министерству социальной защиты населения Тверской области отчеты о перевозке льготных категорий граждан (учащихся) железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также были подписаны акты о выполнении сторонами своих обязательств по договору, которые свидетельствуют о факте перевозки льготных категорий граждан.
Фактические потери в доходах истца от перевозки обучающихся в 2011 году составили 31 792 838 руб. 80 коп., при этом Тверской областью в лице Министерства социальной защиты населения было компенсировано только в сумме 27 132 066 руб. 00 коп. (за период с января по октябрь 2011 года и часть ноября 2011 года).
Разница между суммой возмещенных потерь в доходах перевозчика и фактических, возникших в результате предоставления льготного проезда обучающимся в 2011 году, составила 4 660 772 руб. 80 коп. за период с ноября по декабрь 2011 года.
Размер потерь в доходах истца подтверждается соответствующими ежемесячными актами (отчетами) перевозчика, которые направлялись ответчику в соответствии с пунктом 4.4 спорного договора.
Истец 27.01.2012 направил ответчику письмо (от 27.01.2012 N 142) о необходимости представить предложения по возмещению выпадающих доходов от перевозки обучающихся железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в сумме 4 660 772 руб. 80 коп. за период с ноября по декабрь 2011 года. Истцом в адрес ответчика также были направлены акты сверки взаимных расчетов за период 2011 год.
Несмотря на неоднократные обращения истца (от 10.02.2012 N 220, от 25.07.2012 N 1297, от 28.09.2012 N 1719, от 09.10.2012 N 1779, от 23.11.2012 N 2139) выпадающие доходы истца на сумму 4 660 772 руб. 80 коп. за период с ноября по декабрь 2011 года не возмещены ответчиками, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признав за Обществом право на возмещение потерь в доходах, удовлетворил исковые требования за счет казны Тверской области и казны Российской Федерации в размере 5 процентов и 95 процентов расходного обязательства соответственно.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьями 426 и 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением администрации Тверской области от 25.05.2010 N 238-па "Об установлении на территории Тверской области в 2011 году льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении учащимся и студентам и компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" (в ред. Постановления администрации Тверской области N 655-па от 29.12.2010 г.) утвержден Порядок компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд обучающихся в 2011 году. Положения Постановления распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2010 года.
В соответствии с пунктом 2.1 данного Порядка предоставления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении учащимся и студентам и компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 25.05.2010 N 238-па, приобретение учащимися и студентами льготного проездного билета для проезда в пригородном железнодорожном транспорте производится в билетных кассах на основании устного заявления при предъявлении:
а) лицами, указанными в пункте 1.1 настоящего Порядка, не достигшими 14 лет, - справки, выданной общеобразовательным учреждением, по форме согласно приложению к настоящему Порядку;
б) лицами, указанными в пункте 1.1 настоящего Порядка, в возрасте старше 14 лет - справки, выданной общеобразовательным учреждением, по форме согласно приложению к настоящему Порядку, паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность.
Согласно пункту 2.2 Порядка учащийся или студент оплачивает 50% стоимости проезда, после чего ему оформляется разовый билет "до станции прибытия" или "до станции прибытия и обратно" с указанием зоны (станции) отправления и прибытия.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем указанный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Федеральным законом Российской Федерации от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотрено выделение межбюджетных субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
В соответствии с частью 6 статьи 7 названного Федерального закона субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1163 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Правительство Российской Федерации, принимая Правила предоставления субсидий на компенсацию потерь в результате предоставления льгот как обучающимся, воспитанникам федеральных государственных образовательных, а также учащихся иных учебных заведений определило источники финансирования обязательств в пропорции - 95 процентов за счет субсидии из федерального бюджета (пункт 7 Правил предоставления субсидий), в остальной части - обязательство подлежит финансированию из регионального бюджета.
В период рассматриваемых правоотношений льгота на проезд обучающихся на территории Тверской области была установлена пунктом 1.2 Порядка предоставления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении учащимся и студентам и компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, утвержденным постановлением администрации Тверской области от 25.05.2010 N 238-па.
Согласно пункту 3.2 указанного Порядка компенсация организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, производится на основании договора (соглашения), заключенного между организацией железнодорожного транспорта и департаментом социальной защиты населения Тверской области.
Из материалов дела следует, что в период с 01 января 2011 года по 15 июня 2011 года и с 01 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года истцом было перевезено обучающихся и, соответственно, оформлено проездных документов с 50 % скидкой на сумму 31 792 838 руб. 80 коп.
В рамках договора от 14.02.2011 N 46 по перевозке учащихся железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тверской области в 2011 году истец предоставлял Министерству социальной защиты населения Тверской области отчеты о перевозке льготных категорий граждан (учащихся) железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также были подписаны акты о выполнении сторонами своих обязательств по договору, которые свидетельствуют о факте перевозки льготных категорий граждан.
Объем фактических потерь в доходах истца от перевозки обучающихся в спорный период, Обществом документально обоснован в полном объеме.
Фактические потери в доходах истца от перевозки обучающихся в 2011 году составили 31 792 838 руб. 80 коп., и возмещены Тверской областью в сумме 27 132 066 руб. 00 коп. (за период с января по октябрь 2011 года и часть ноября 2011 года).
Таким образом, довод Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области о том, что Тверской областью в полном объеме выполнены обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2011 год, предусмотренные договором от 14.02.2011 N 46, является обоснованным.
Решение вопросов компенсации части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не отнесено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В связи с этим у суда не имелось оснований для удовлетворения иска в сумме 233 038 руб. 64 коп. за счет казны Тверской области, обжалуемый судебный акт в данной части подлежит отмене, как принятый с неправильным применением норм материального права и не соответствующий фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
В части удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется, поскольку вывод суда о наличии у перевозчика права на возмещение потерь в доходах соответствует упомянутым нормам и фактическим обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 266, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17 марта 2015 года по делу N А66-11324/2014 в части взыскания с Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области за счет средств казны Тверской области в пользу открытого акционерного общества "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" 233 038 руб. 64 коп. убытков, 2315 руб. 19 коп. расходов по уплате государственной пошлины и процентов за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акта отменить.
В указанной части в удовлетворении иска отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11324/2014
Истец: ОАО "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Тверская область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области
Третье лицо: Министерство финансов Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-680/16
22.12.2015 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6548/15
27.05.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2687/15
17.03.2015 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-11324/14