г. Москва |
|
27 мая 2015 г. |
Дело N А41-76651/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации": Мартыновский С.В., доверенность от 01.07.2014 г.,
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Разумак М.А., доверенность от 25.12.2014 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2015 года по делу N А41-76651/14, принятое судьей Уваровым А.О., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" об обязании составить проект освоения лесов,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации") об обязании в течение 60 календарных дней составить проект освоения лесов на лесные участки общей площадью 1,0008 га, расположенные по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кВ. 5 выд. 1,4,9,19, номер учетной записи государственном реестре 001838-2014-03, площадью 0,2560Га.; Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кВ. 5 выд. 33,37,38 номер учетной записи государственном реестре 001839-2014-03, площадью 0,2560Га.; Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кВ. 27выд. 8,22 номер учетной записи государственном реестре 001840-2014-03, площадью 0,0048 Га. ; Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кВ. 42 выд. 16,27,29 номер учетной записи государственном реестре 001841-2014-03, площадью 0,1120Га. ; Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кВ. 43 выд. 10,35,38 номер учетной записи государственном реестре 001842-2014-03, площадью 0,1320Га. ; Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кВ. 43 выд. 27,28,37 номер учетной записи государственном реестре 001843-2014-03, площадью 0,1040Га.; Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кВ. 43 выд. 32,33 номер учетной записи государственном реестре 001844-2014-03, площадью 0,0640Га.; Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кВ. 47 выд. 16,17,25 номер учетной записи государственном реестре 001845-2014-03, площадью 0,0720Га, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов и получить положительное заключение государственной экспертизы на указанный проект.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано (том 1, л.д. 156-159).
Не согласившись с указанным судебным актом, комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права (том 2, л.д. 3-4).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" возражал против доводов представителя истца, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 19 марта 2014 года между Комитетом лесного хозяйства Московской области (арендодатель) и ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (пользователь) был заключен договор безвозмездного срочного пользования лесными участками N БСП-50-0014-05-13-08, согласно условиям которого комитет обязуется предоставить, а пользователь принять в безвозмездное срочное пользование лесные участки, расположенные по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кВ. 5 выд. 33,37,38 номер учетной записи государственном реестре 001839-2014-03, площадью 0,2560Га; Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кВ. 27выд. 8,22 номер учетной записи государственном реестре 001840-2014-03, площадью 0,0048 Га.; Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кВ. 42 выд. 16,27,29 номер учетной записи государственном реестре 001841-2014-03, площадью 0,1120Га. Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кВ. 43 выд. 10,35,38 номер учетной записи государственном реестре 001842-2014-03, площадью 0,1320Га. Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кВ. 43 выд. 27,28,37 номер учетной записи государственном реестре 001843-2014-03, площадью 0,1040Га; Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кВ. 43 выд. 32,33 номер учетной записи государственном реестре 001844-2014-03, площадью 0,0640Га. Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кВ. 47 выд. 16,17,25 номер учетной записи государственном реестре 001845-2014-03, площадью 0,0720Га, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (том 1, л.д. 7-15).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2.4 указанного договора, пользователь обязан в установленном порядке разработать и представить комитету проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы в течении 60 календарных дней с даты подписания договора.
Ссылаясь на невыполнение ответчиком указанного условия договора, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с настоящим иском.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Подпунктом "б" пункта 2.4 договора безвозмездного срочного пользования лесными участками N БСП-50-0014-05-13-08 установлена обязанность пользователя в установленном порядке разработать и представить комитету проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы в течении 60 календарных дней с даты подписания договора.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
В пунктах 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 установлено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.
В пункте 3 указанного Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки предусмотрено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В самом договоре безвозмездного срочного пользования лесными участками стороны, установив срок подготовки и утверждения проекта освоения лесов, не предусмотрели порядок его подготовки, условия их взаимодействия, сославшись на законодательство. Между тем, законодательством предусмотрены общие положения, кроме того, не установлен срок подготовки и утверждения проекта.
Из материалов дела следует, что между ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" и ФГУП "Спецстройинжиниринг при Спецстрое России" был заключен государственный контракт N ДГЗ-ВОЛС/ВКО/2012, 24.04.2012 г. между ФГУП "Спецстройинжиниринг при Спецстрое России" и ФГУП "ГУССТ N1 при Спецстрое России" заключен договор субподряда N ДГЗ-ВОЛС/ВКО/2012-170/12, согласно которому ФГУП "ГУССТ N1 при Спецстрое России" обязалось разработать проект освоения лесов.
Работы по разработке проекта освоения лесов в настоящее время не выполнены по причине, не зависящей от ответчика.
Изложенное свидетельствует о том, что ответчик принимает меры для подготовки и утверждения проекта освоения лесов, фактически исполняя условие договора безвозмездного срочного пользования лесными участками, предусмотренное подпунктом "б" пункта 2.4 договора, от указанной обязанности ответчик не уклоняется.
В силу части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Из системного толкования статей 12, 24, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что правовым последствием непредставления пользователем проекта освоения лесов и невыполнения проекта является возможность досрочного расторжения договора безвозмездного срочного пользования лесными участками.
При этом, возможность понуждения пользователя представить проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы законом не предусмотрена.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве одного из способов защиты гражданских прав присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 07.03.2000 N 3486/99, от 14.08.2001 N 9162/00 при решении вопроса о применении указанного способа защиты суд обязан определить порядок, механизм, сроки исполнения обязательств в натуре, выяснить возможность реального исполнения принятых им решений, исходя из положений Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве в Российской Федерации" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
По смыслу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статей 16 и 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные решения должны отвечать общеправовому принципу исполнимости судебных актов.
Таким образом, избранный истцом способ защиты прав в виде обязания ответчика составить проект освоения лесов на лесные участки и получить положительное заключение государственной экспертизы не приведет к реальному исполнению принятого решения и реальному восстановлению нарушенных прав.
Аналогичные выводы относительно отсутствия правовых оснований для понуждения к составлению проекта освоения лесов изложены в Постановлениях Арбитражного суда Московского округа 14.10.2014 по делу N А41-1946/14, от 22.10.2014 по делу N А41-1351/14, от 05.12.2014 г. по делу N А41-1323/14.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных комитетом требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2015 года по делу N А41-76651/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76651/2014
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области Клинский филиал ГКУ МО "Мособллес"
Ответчик: Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитально строительства Министерства обороны Российской Федерации"