г. Москва |
|
26 мая 2015 г. |
Дело N А41-64002/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от Широковой М.Ю.: Дацюк Д.А. по доверенности от 15.12.2014,
от администрации г.о. Черноголовка: Ларионова Ю.А. по доверенности от 14.01.2015,
от Комитета лесного хозяйства: Прискарь А.А. по доверенности от 25.12.2014, Дюдяков Д.И. по доверенности от 29.12.2014,
рассмотрев в судебном заседании заявление главы крестьянского фермерского хозяйства Широковой Марины Юрьевны к администрации муниципального образования "Городской округ Черноголовка Московской области" о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия, при участии в качестве третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского фермерского хозяйства Широкова Марина Юрьевна (далее - Широкова М.Ю., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области к администрации муниципального образования "Городской округ Черноголовка Московской области" (далее - администрация, администрация г.о. Черноголовка, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
1. Признать незаконным решение от 10.09.2014 N 02-1/3581, выразившееся в отказе удовлетворить заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Широковой М.Ю.
2. Обязать администрацию муниципального образования "Городской округ Черноголовка Московской области" принять решения, на основании которых:
- утвердить схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 10 га, находящийся восточнее земельного участка с кадастровым N 50:16:010 039:3, имеющего местоположение: Московская область, городской округ Черноголовка, д. Якимово, массив 1, участок 1, для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству Широковой М.Ю., в аренду на сорок девять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
- выдать главе крестьянского фермерского хозяйства Широковой Марине Юрьевне утвержденную схему расположения земельного участка для обеспечения за счет крестьянского (фермерского) хозяйства Широковой М.Ю. выполнения в отношении этого участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФВ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращения крестьянского (фермерского) хозяйства Широковой М.Ю. с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 января 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права администрация г.о. Черноголовка обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить.
Определением суда апелляционной инстанции от 15 апреля 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет лесного хозяйства Московской области, дело рассматривается по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Широковой М.Ю. поддержал заявленные требований, просил их удовлетворить.
Представители администрации г.о. Черноголовка и Комитета лесного хозяйства возражали относительно доводов заявителя, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы заявления, отзывов и письменных пояснений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей на момент обращения в арбитражный суд, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
В соответствии с указанной статьей в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия упомянутого решения.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Как усматривается из материалов дела, 04.09.2014 Широкова М.Ю. обратилась в администрацию г.о. Черноголовка с заявлением о рассмотрении возможности предоставления в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельного участка за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства ориентировочной площадью 10 га, находящегося восточнее земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101039:3, имеющего местоположение: Московская область, г.о. Черноголовка, д. Якимово, массив 1, участок 1, а также просила утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для обеспечения за счет крестьянского (фермерского) хозяйства выполнения в отношении испрашиваемого участка кадастровых работ (л.д.19).
Письмом от 10.09.2014 N 02-13/5581 администрация сообщила заявителю, что его заявление было рассмотрено на заседании земельной комиссии, по результатам которого было решено направить запрос об испрашиваемом участке в Комитет лесного хозяйства в целях исключения оснований для изъятия участка из оборота или ограничения его в обороте (л.д.20).
Каких-либо иных решений об удовлетворении заявления Широковой М.Ю. от 04.09.2014 N 1-9/2014 или об отказе в удовлетворении указанного заявления с мотивированным обоснованием администрацией г.о. Черноголовка в срок, установленный законом принято не было.
Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы права, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что подача заявления порождает обязанность органа местного самоуправления рассмотреть обозначенный в заявлении вопрос и дать по нему мотивированный ответ, в связи с чем удовлетворение требования заявителя в части признания незаконным решения администрации является правильным.
Между тем согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
При этом в силу положений статьи 2 АПК РФ судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Устранение нарушения интересов заявителя, даже если оно имело место, не должно приводить к предоставлению ему не предусмотренных законодательством преимуществ и ущемлению интересов иных лиц.
В силу пункта 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, действовавшего на момент обращения в арбитражный суд, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, поскольку администрацией г.о. Черноголовка заявление Широковой М.Ю. от 04.09.2014 N 1-9/2014 по существу не рассматривалось, доказательств принятия положительного либо отрицательного решения по указанному вопросу в материалы дела не представлено, принимая во внимание, что разрешение указанного вопроса в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом N 74-ФЗ отнесено к компетенции органа местного самоуправления, апелляционный суд приходит к выводу, что в целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, заявление Широковой М.Ю. о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в долгосрочную аренду подлежит повторному рассмотрению именно администрацией.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования Широковой М.Ю. частичному удовлетворению с указанием администрации г.о. Черноголовка на обязание повторно рассмотреть заявление главы крестьянского фермерского хозяйства Широковой Марины Юрьевны от 04.09.2014 N 1-9/2014 и принять по результатам рассмотрения соответствующее решение.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 января 2015 года по делу N А41-64002/14 отменить.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования "Городской округ Черноголовка Московской области" от 10.09.2014 N 02-1/3581, выразившееся в отложении рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка.
Обязать администрацию муниципального образования "Городской округ Черноголовка Московской области" повторно рассмотреть заявление Широковой М.Ю. от 04.09.2014 N 1-9/2014 и принять по нему решение в соответствии с требованиями действующего законодательства в 10-дневный срок с момента вступления в законную силу настоящего судебного акта.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Короткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-64002/2014
Истец: Широкова Марина Юрьевна
Ответчик: Администрация муниципального образования "Городской округ Черноголовка"
Третье лицо: Алешина И. В., Администрация муниципального образования "Городской округ Черноголовка"