31 марта 2006 г. |
Дело N А29-12157/05-3э |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуреевой О.А.
судей Тетервака А.В., Губиной Л.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Гуреевой О.А.,
при участии в заседании представителей:
истца - Мишиной И.П.
ответчика Министерства финансов Республики Коми - Куницкой А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.01.06 по делу N А29-12157/05-3э, принятое судьей Егоровой Т.В.,
по иску Открытого акционерного общества "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго"
к Управлению по социальным вопросам администрации Муниципального образования "Сыктывдинский район", Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Министерству финансов Республики Коми, Финансовому управлению Министерства финансов Республики Коми в Сыктывдинском районе,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго" (далее - ОАО "АЭК "Комиэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Управлению по социальным вопросам администрации Муниципального образования "Сыктывдинский район", Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми (далее - Минфин РФ), Министерству финансов Республики Коми (далее - Минфин РК), Финансовому управлению Минфина РК в Сыктывдинском районе о взыскании убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате потребленной электрической энергии в 2003 г. в связи с предоставлением льгот: по Федеральному закону "О ветеранах" в сумме 66 238 руб. 62 коп. (без НДС), по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской федерации" в сумме 22 361 руб. 77 коп. (без учета НДС), по Федеральному Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в сумме 895 руб. 34 коп. (без учета НДС).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18 января 2006 года исковые требования Открытого акционерного общества "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго" удовлетворены путем взыскания: с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми убытков в размере 66 238 руб. 62 коп., с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации - убытков в размере 23 257 руб. 11 коп. В иске к Управлению по социальным вопросам администрации МО "Сыктывдинский район" и к Финуправлению Министерства Финансов Республики Коми в Сыктывдинскому району отказано.
В апелляционной жалобе Минфин РФ в лице Казначейства просит обжалуемый судебный акт отменить в части взыскания убытков с Министерства финансов РФ.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что по состоянию на 01.01.2006 года на счете Министерства финансов Республики Коми имеются средства, предоставленные в виде субсидий из федерального бюджета на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в размере 3 907,8 тыс.руб., на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - в размере 362 346 руб. По мнению заявителя жалобы, взыскание с Минфина РФ недополученных доходов истца при наличии остатка неизрасходованных средств, выделенных Республике Коми из федерального бюджета на финансирование расходов по реализации названных законов, является неправомерным.
Министерство финансов Республики Коми в отзыве на апелляционную жалобу, указывая, что наличие на счете Министерства финансов средств, перечисленных из федерального бюджета для финансирования льгот, не влияет на определение лица, на которое должна быть возложена ответственность по возмещению убытков, просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 18 января 2006 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ОАО АЭК "Комиэнерго" считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 18 января 2006 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления по социальным вопросам администрации Муниципального образования "Сыктывдинский район", Управления Федерального казначейства по Республике Коми в силу требований статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд Российской Федерации проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения в части взыскания с Минфина РФ за счет казны Российской федерации убытков в размере 23 257 руб. 11 коп.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда в части взыскания убытков с Минфина РФ - изменению.
Как следует из материалов дела, ОАО "АЭК "Комиэнерго" в 2003 году в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" при взимании платы за электрическую энергию учитывало льготы в размере 50%, предусмотренные для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования "Сыктывдинский район". Возникновение в связи с этим у истца расходов в заявленном размере послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что убытки, причиненные ОАО АЭК "Комиэнерго" в результате предоставления льгот на основании ФЗ "О ветеранах", подлежат взысканию с Минфина РК. Убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии в соответствии с Федеральными Законами "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в сумме 23.257 руб. 11 коп. судом первой инстанции отнесены на Минфин РФ. При этом суд исходил из того, что финансирование расходов, связанных с реализацией названных законов, осуществляется из федерального бюджета.
Вывод суда о необходимости отнесения убытков в размере 23.257 руб. 11 коп. на Минфин РФ апелляционная инстанция не может признать обоснованным в связи с нижеследующим.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 01.01.2005, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, согласно которым инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% оплаты жилья и оплаты коммунальных услуг.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит формирование соответствующих бюджетов в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Таким образом, действующим законодательством допускается компенсирование расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно Порядку предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", который утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, действие которого продлено на 2003 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85, на 2004 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80, средства федерального бюджета на реализацию законов выделяются в форме субсидий. В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления органы исполнительной власти должны обеспечить целевое использование выделенных из Фонда компенсаций средств, а также при необходимости вносить в Министерство финансов Российской Федерации предложения об изменении размеров субсидий и субвенций, выделяемых из указанного фонда, в пределах общего объема выделяемых бюджету субъекта средств на погашение задолженности перед их получателями. В соответствии с пунктом 11 названного Порядка недоиспользованные средства субсидий и субвенций в пределах общего объема средств, выделенных бюджетами субъектов Российской Федерации, направляются как на погашение задолженности перед получателями этих средств, так и на текущие расходы.
Согласно Протоколу согласования остатков целевых средств, переданных из федерального бюджета, на счете Министерства финансов Российской Федерации по состоянию на 01 января 2005 года имеются субсидии на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 818 043 руб. 38 коп.
В соответствии со статьей 3, пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование электрической энергией. Компенсации и льготы, предусмотренные настоящим законом, предоставляются и выплачиваются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Порядком предоставления льгот и выплаты компенсаций гражданам Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1996 N 1056 финансирование расходов, связанных с реализацией закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.
В соответствии с пунктами 12, 13 Правил о порядке предоставления и расходования в 2002 году средств, выделенных из фонда компенсаций на реализацию закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействия радиации вследствие аварии а 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 310, действие которых продлено на 2003 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85, на 2004 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80, Министерство финансов Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может направлять недоиспользованные средства, выделенные бюджетам субъектов Российской Федерации, на погашение задолженности перед получателями средств.
Согласно Протоколу согласования остатков целевых средств, переданных из федерального бюджета, на счете Министерства финансов Российской Федерации по состоянию на 01 января 2005 года имеются субсидии на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг во исполнение Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в размере 3 907 800 руб. 00 коп.
Министерством финансов Республики Коми при наличии неиспользованных средств, выделенных из федерального бюджета, не предпринято каких-либо действий по возмещению убытков истцу во исполнение Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Учитывая наличие по состоянию на 01.01.2005 г. на счете Минфина РК остатка денежных средств, выделенных Республике Коми из федерального бюджета на финансирование расходов по реализации названных Законов, исковые требования в сумме 23.257 руб. 11 коп. должны быть удовлетворены за счет казны Республики Коми.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел ходатайство заявителя о снижении размера госпошлины и считает его подлежащим удовлетворению, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в размере 200 руб.
Руководствуясь статьей 102, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части статьи 270 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 18 января 2006 года изменить.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми в пользу ОАО АЭК "Комиэнерго" убытки в размере 89.495 руб. 73 коп.
Во взыскании убытков с Министерства финансов Российской Федерации, Управления по социальным вопросам администрации МО "Сыктывдинский район", Финуправления Министерства финансов Республик Коми в Сыктывдинском районе отказать.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми в пользу ОАО АЭК "Комиэнерго" расходы по госпошлине в размере 200 руб.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 200 руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.А. Гуреева |
Судьи |
А.В. Тетервак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-12157/2005
Истец: ОАО "АЭК "Комиэнерго"
Ответчик: Министерство финансов Республики Коми, Управление по социальным вопросам администрации МО "Сыктыдвинский район", Управление Федерального казначейства по Республике Коми, Финансовое управление Министерства финансов РК в Сыктыдвинском районе