г. Хабаровск |
|
29 мая 2015 г. |
А73-1151/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гетмановой Т.С., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
от Федеральной налоговой службы: Мальцева А.В., представитель по доверенности от 24.06.2014 N 12-24/11340;
от Бунеску Федора Васильевича: Дмитриенко А.В., представитель по доверенности от 18.02.2015 N 27 АА 0735205;
конкурсный управляющий закрытого акционерного общества "Огнеупор" Староверов Андрей Дмитриевич: не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы
на определение от 07.04.2015
по делу N А73-1151/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Кузнецовым В.Ю.
по заявлению Федеральной налоговой службы
о привлечении Бунеску Федора Васильевича к субсидиарной ответственности по обязательствам должника - закрытого акционерного общества "Огнеупор"
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) закрытого акционерного общества "Огнеупор"
УСТАНОВИЛ:
11.02.2013 закрытое акционерное общество "Огнеупор" (далее - ЗАО "Огнеупор") обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 13.03.2013 заявление признано обоснованным, в отношении общества введена процедура банкротства - наблюдение.
Решением суда от 14.08.2013 (резолютивная часть от 08.08.2013) должник признан несостоятельным (банкротом), введена процедура банкротства - конкурсное производство. Конкурсное производство неоднократно продлевалось определениями суда.
В реестр требований кредиторов должника включены требования на общую сумму 20 682 641 руб. 42 коп.
Федеральная налоговая служба включена в третью очередь реестра требований кредиторов с задолженностью в размере 5 630 016 руб. 86 коп., что составляет 26,88% установленных требований кредиторов.
В рамках дела о банкротстве ФНС России обратилась в суд с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам ЗАО "Огнеупор" его бывшего руководителя Бунеску Федора Васильевича и взыскании с него 20 682 641 руб. 42 коп.
Определением суда от 07.04.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с определением суда, ФНС России обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, удовлетворив заявленные ею требования. По мнению заявителя жалобы судом неполно установлены обстоятельства дела, неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержала. Представитель Бунеску Федора Васильевича с жалобой не согласился, просил оставить определение суда без изменения. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы уполномоченного органа в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином-должником положений настоящего Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.
Как видно из материалов дела, Бунеску Федор Васильевич являлся генеральным директором ЗАО "Огнеупор" до признания общества несостоятельным (банкротом).
В обоснование требования о привлечении бывшего руководителя к субсидиарной ответственности по обязательствам должника ФНС России ссылается на пункт 4 статьи 10 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, а именно:
причинение вреда имущественным правам кредиторов в результате совершения контролирующим должника лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона;
документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.
Между тем, как разъяснено в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения статьи 10 Закона о банкротстве в редакции Закона N 73-ФЗ о субсидиарной ответственности соответствующих лиц по обязательствам должника применяются, если обстоятельства, являющиеся основанием для их привлечения к такой ответственности имели место после дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ (Закон N 73-ФЗ вступил в силу с 05.06.2009).
Если же данные обстоятельства имели место до дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ, то применению подлежат положения статьи 10 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ, независимо от даты возбуждения производства по делу о банкротстве.
Применяя указанное разъяснение по аналогии, суд приходит к выводу о том, что при решении вопроса о привлечении руководителя должника к субсидиарной ответственности необходимо применять норму закона в той редакции, которая действовала в период совершения вменяемых ему в вину действий.
В обоснование своих требований, уполномоченный орган ссылается на заключение Бунеску Ф.В. в 2011 году сделок купли-продажи недвижимого имущества, которые были признаны определением суда от 11.03.2014 недействительными, как заключенные в нарушение пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве, а также на недостоверность бухгалтерской отчетности 2012 - 2013 годов.
Между тем, в указанный период статья 10 Закона о банкротстве действовала в редакции Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ, которой было предусмотрено, что руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо если указанная информация искажена.
Такого основания для привлечения к ответственности, как причинение вреда имущественным правам кредиторов в результате совершения контролирующим должника лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона предусмотрено не было.
Следовательно, в удовлетворении данного требования судом отказано обоснованно.
Что касается ссылок ФНС России на искажение Бунеску Ф.В. в документах бухгалтерской отчетности обязательной информации, а также недостоверное отражение сведений о принадлежащих должнику активах, что не позволило сформировать конкурсную массу и направить ее на погашение требований кредиторов, они также не могут быть приняты судом во внимание в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ) если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.
В обоснование заявленных требований ФНС России ссылается на то, что согласно данным бухгалтерской отчетности за 2012 год активы должника составляли 14 762 000 руб., в том числе основные средства 496 000 руб., дебиторская задолженность 8 553 000 руб., а в 2013 год активы увеличились до 16 561 000 руб., в том числе основные средства уменьшились до 280 000 руб., а дебиторская задолженность возросла до 15 793 000 руб.
При этом, в ходе конкурсного производства установлены активы лишь в размере 8 282 240 руб., в том числе основные средства 163 791 руб. 82 коп., дебиторская задолженность 8 118 448 руб. 47 коп.
В связи с этим полагает, что руководитель ЗАО "Огнеупор" не проверял достоверность бухгалтерских документов, не проявлял должной заботливости и осмотрительности, которые требовались от него в силу занимаемого положения, что привело к невозможности формирования конкурсной массы, достаточной для погашения требований кредиторов.
Между тем, такого состава правонарушения статья 10 Закона о банкротстве не содержит. Привлечение руководителя должника к субсидиарной ответственности возможно лишь в случае отсутствия документов бухгалтерского учета или отсутствия в них информации об объектах бухгалтерского учета, или такого искажения в них, которое привело к существенному затруднению проведения процедур банкротства, формированию и реализации конкурсной массы.
Представленная руководителем бухгалтерская документация ЗАО "Огнеупор" содержит информацию об объектах бухгалтерского учета, доказательств их искажения уполномоченным органом не представлено. Существенного затруднения проведения процедур банкротства и формирования конкурсной массы судом не установлено.
Само по себе изменение структуры баланса за счет уменьшения или увеличения отдельных показателей не может являться основанием для выводов о недостоверности отраженных в нем сведений.
Отсутствие контроля за выбытием имущества, о чем указывает уполномоченный орган, также не указано в качестве оснований для привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности в статье 10 Закона о банкротстве.
Факт неустановления конкурсным управляющим какого-либо имущества, отраженного в бухгалтерских документах, а тем более недостаточность имущества для удовлетворения всех заявленных кредиторами требований не могут являться основанием для привлечения руководителя к ответственности, поскольку это нормами Закона о банкротстве не предусмотрено.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что уполномоченным органом не доказано наличие в действиях Бунеску Ф.В. состава правонарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве, в связи с чем заявление о привлечении его к субсидиарной ответственности по обязательствам должника подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.04.2015 по делу N А73-1151/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1151/2013
Должник: ЗАО "Огнеупор"
Кредитор: ЗАО "Огнеупор"
Третье лицо: Администрация г. Комсомольска-на-Амуре, Бунеску А. Ф., Бурнеску А. Ф., ИП Каказаев Николай Иванович, ИФНС РОССИИ по Комсомольску-на-Амуре, МОСП г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района, НОМОС-Региобанк, НП "ДМСО", ОАО "Сбербанк России", Староверов А. Д., Староверов Андрей Дмитриевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Хабаровскому краю - Управление Росреестра по Хабаровскому краю, Управление ФНС РФ по Хабаровскому краю, УПФР в г. Хабаровске и Хабаровском районе, Центральный раонный суд г. Комсомольска-на-Амуре
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2796/15
30.06.2015 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-1151/13
29.05.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2150/15
07.05.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1801/15
03.03.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-90/15
25.11.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5916/14
14.08.2013 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-1151/13
18.06.2013 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-1151/13