20 марта 2006 г. |
Дело N А31-197/2005-20 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетервака А.В.
судей Дьяконовой Т.М., Кобелевой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тетерваком А.В.,
при участии в заседании представителя ответчика Департамента финансов Костромской области Орловой И.Ю., по доверенности,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента финансов Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 27.12.05 по делу N А31-197/2005-20,
принятое судьей В.Д. Мофа,
по иску МУП ЖКХ администрации Костромского района Костромской области
к Администрации Костромского района в лице финансового отдела, Департаменту финансов Администрации Костромской области,
третьи лица: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области, Отдел льготного обеспечения населения Администрации Костромского района
о взыскании убытков в сумме 26600 руб.,
УСТАНОВИЛ:
МУП ЖКХ Администрации Костромского района обратилось в Арбитражный суд Костромской области к Финансовому отделу администрации Костромского района, Отделу социальной защиты населения администрации Костромского района с иском о взыскании задолженности в сумме 58800 руб., возникшей в связи с предоставлением льгот гражданам по Закону РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
До принятия решения по делу истец в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и предъявил требование о взыскании с Департамента финансов администрации Костромской области задолженности (убытков) в сумме 26600 рублей, возникшей в связи с предоставлением льгот гражданам во исполнение Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Определением Арбитражного суда Костромской области от 08 февраля 2005 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент финансов администрации Костромской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области, Отдел социальной защиты населения администрации Костромского района.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 27 декабря 2005 года исковые требования МУП ЖКХ Администрации Костромского района удовлетворены частично: с Департамента финансов администрации Костромской области за счет казны Костромской области в пользу истца взысканы убытки в сумме 23 628 рублей 08 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
При вынесении решения Арбитражный суд Костромской области руководствовался статьей 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" предоставляющей лицам, подвергшимся политическим репрессиям, право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством. В соответствии с пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05 1994 г. N 419, финансирование расходов на предоставление льгот этим лицам производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета. Из стоимости предоставленных льгот, подлежащей возмещению, арбитражным судом первой инстанции исключена сумма налога на добавленную стоимость в связи с тем, что суммы, получаемые из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот, не являются объектом налогообложения по указанному налогу.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Департамент финансов администрации Костромской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области в части взыскания с Департамента финансов администрации Костромской области за счет казны Костромской области в пользу МУП ЖКХ администрации Костромского района за 2003 год убытков в сумме 23 628,08 рубля отменить и принять новое решение в этой части: в иске к Департаменту финансов Костромской области отказать.
В обоснование жалобы ответчик указывает, что льготы реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, установлены Федеральным законом. Расходы, вызванные принятием федерального закона, должны компенсироваться органами государственной власти Российской Федерации, поскольку федеральный уровень государственной власти устанавливает расходные обязательства.
Заявитель жалобы указывает, что судом не были исследованы доказательства целевого направления муниципальным образованием "Костромской район" поступивших субвенций на частичную компенсацию затрат по предоставленным льготам, а также достаточности выделенных средств бюджету муниципального образования на покрытие возникших убытков в связи с предоставлением данного вида льгот.
МУП ЖКХ администрации Костромского района в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Истец указывает, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ответственность по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот, следует отнести на Костромскую область как субъект Российской Федерации.
Представитель ответчика Департамента финансов Костромской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, указанные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Костромской области от 27 декабря 2005 года отменить и принять новое решение.
Управление Федерального казначейства по Костромской области в отзыве на апелляционную жалобу указывает: из отзыва Департамента финансов Костромской области следует, что федеральный бюджет полностью компенсировал все расходы субъекта, произведенные в 2003 году для реализации положений Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", вины Российской Федерации в недостаточном финансировании названных расходов не усматривается. Просит решение Арбитражного суда Костромской области от 27 декабря 2005 года оставить без изменения, а жалобу Департамента финансов Костромской области без удовлетворения.
Истцом представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие истца МУП ЖКХ администрации Костромского района Костромской области, ответчика Администрации Костромского района в лице финансового отдела, третьих лиц Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области, Отдела льготного обеспечения населения Администрации Костромского района в силу требований статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 27 декабря 2005 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела МУП ЖКХ администрации Костромского района Костромской области предоставляло в 2003 году гражданам, проживающим на территории Костромского района Костромской области, льготы по оплате коммунальных услуг, предусмотренные Законом Российской Федерации от 18.10.1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Размер заявленных недополученных истцом платежей в результате предоставления льгот составил 26600 рублей, включая налог на добавленную стоимость. Департамент финансов администрации Костромской области считает, что из взыскиваемой истцом суммы должен быть исключен налог на добавленную стоимость. В остальной части размер взыскиваемой суммы не оспаривается.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции, действовавшей в период предоставления истцом льгот, лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
В соответствии со статьей 17 указанного Закона порядок предоставления льгот устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 мая 1994 года N 419 расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Совместным письмом Департамента финансов администрации Костромской области от 22.05.2002 г. N 14-07 и Управления федерального казначейства МФРФ по Костромской области от 17.05.2002 г. N 01/936 утвержден временный порядок финансирования расходов на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в Костромской области. В соответствии с указанным письмом Министерство финансов Российской Федерации осуществляет предоставление субвенций Костромской области, исходя из фактических расходов субъекта Российской Федерации на реализацию закона и численности данной категории граждан в субъекте Российской Федерации.
В силу изложенного суд правомерно взыскал убытки по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" за счет средств казны субъекта Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы являются несостоятельными в силу того, что в соответствии с пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 мая 1994 года N 419 расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Российская Федерация возмещает указанные расходы по факту их осуществления субъектом Российской Федерации. В отзыве на исковое заявление Департамент финансов Администрации Костромской области указывает, что задолженность федерального бюджета за 2003 год, возникшая в связи с предоставлением льгот по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", погашена в 2004 году.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, сделанные в решении выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отклонил доводы заявителя, приведенные в жалобе, и не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Костромской области от 27 декабря 2005 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий судья |
А.В. Тетервак |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-197/2005
Истец: МУП ЖКХ Администрации Костромского р-на
Ответчик: Администрация Костромского р-на в лице финансового отдела, Департамент финансов Костромской области
Третье лицо: МИН ФИН РФ в лице Управления ФК по Костромской области, Отдел льготного обеспечения населения администрации Костромского р-на