г.Москва |
|
01 июня 2015 г. |
Дело N А40-76034/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.06.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.,
судей: Башлаковой-Николаевой Е.Ю., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бытдаевой В.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.01.2015 по делу N А40-76034/14, принятое судьей Денискиной Е.Г. (шифр 49-649)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Ресурс Сервис" (ОГРН 1035011305163, 121248, г.Москва, Кутузовский пр., 2/1, 1А)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977, 107139, г.Москва, Орликов пер., д.3, стр.1), Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г.Москва, ул.Ильинка, д.9)
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании:
от истца: Калгина О.Е. по доверенности от 19.03.2015;
от ответчика 1: Хакимова Э.Д. по доверенности от 03.09.2014;
от ответчика2: не явился, извещен;
от третьего лица: Минасян В.В. по доверенности от 31.12.2014,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ресурс Сервис" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и Министерству финансов РФ о взыскании за счет казны Российской Федерации суммы неосновательного обогащения в размере 149 283 418 руб. 78 коп.
Решением Арбитражного суда от 22.01.2015 исковые требования удовлетворены за счет Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области. В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РФ отказано.
Не согласившись с принятым решением, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказать в удовлетворении иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы жалобы.
Представитель истца в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу, поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился. При этом просит резолютивную часть решение суда изменить, указав на то, что взыскание производится за счет средств казны Российской Федерации.
Представитель третьего лица, в судебном заседании поддержал позицию ответчика.
Представитель ответчика - Министерства финансов РФ, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного лица.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит изменению в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, 27.07.2012 ТУ Росимущества в Московской области было издано распоряжение N 583 "О предоставлении земельного участка в собственность ООО "Ресурс Сервис" (т.1 л.д.14-15) в соответствии с которым истцу подлежал предоставлению в собственность земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 50:20:0050330:1088, общей площадью 274 500 кв.м., адрес (местонахождение): Московская область, Одинцовский район, дер.Маслово, владение N 12, с разрешенным видом использования - для осуществления рекреационной деятельности.
Пунктом 2 вышеназванного распоряжения установлена стоимость земельного участка в размере 148 846 801 руб. 50 коп., а п.3 - обязанность ответчика (ТУ Росимущества в Московской области) заключить договор купли-продажи вышеназванного земельного участка.
Во исполнение вышеназванного распоряжения ответчиком (ТУ Росимущества в Московской области) был подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка N 39/2012-П (т.1 л.д.8-10), а истцом, произведена оплата выкупной стоимости земельного участка и пени в общей размере 149 283 418 руб. 78 коп., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 14.08.2012 N N 27, 29 (т.1 л.д.11-12).
Вместе с тем, подписание договора купли-продажи не состоялось; в распоряжении сторон оригинал договора, подписанный полномочными представителями Покупателя и Продавца, отсутствует. При этом земельный участок в собственность истцу по акту приема-передачи не передавался, в ЕГРП запись о регистрации права собственности истца на вышепоименованный земельный участок отсутствует.
Таким образом, в виду отсутствия подписанного сторонами договора купли-продажи и фактических действий сторон, направленных на передачу земельного участка в собственность истцу, денежные средства в размере 149 283 418 руб. 78 коп., перечисленные истцом в счет оплаты стоимости земельного участка, получены ответчиком в отсутствие на то правовых оснований.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, письмом от 23.01.2014 от 23.01.2014 (т.1 л.д.13) истец обратился к ответчику (ТУ Росимущества в Московской области) с просьбой о возврате уплаченных денежных средств, однако ответчик денежные средства истцу не возвратил, сообщив истцу письмом от 21.02.2014 N ЕП/04-1105 (т.1 л.д.16-17), что не может осуществить возврат денежных средств, которые в соответствии с бюджетным законодательством перечислены в доход федерального бюджета.
Полагая что, поскольку договор купли-продажи земельного участка в установленном порядке заключен не был, то сумма, уплаченная на основании распоряжения от 27.07.2012 N 583, является неосновательным обогащением, истец обратился с иском в суд.
Так, в соответствии со ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договорных и иных сделок, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно ст.550 Гражданского кодекса РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность. Аналогичная норма содержится в ст.162 Гражданского кодекса РФ.
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации в соответствии со ст.551 Гражданского кодекса РФ.
Поскольку договор купли-продажи земельного участка заключен не был, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оплаченные истцом по платежным поручениям от 14.08.2012 N 27, 29 денежные средства в общей сумме 149 283 418 руб. 78 коп. являются неосновательно полученными и подлежат возврату обществу в соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случае требования предъявлены к ТУ Росимущества в Московской области не как к получателю бюджетных средств, а как к администратору доходов бюджета, обязанному принять решение о возврате денежных средств, перечисленных в бюджет в отсутствие к тому оснований.
Следует отметить, что Приказам Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28.04.2012 N 88 и от 20.12.2013 N 407 "Об осуществлении бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета территориальными управлениями Росимущества в 2012 и 2013 годах", определено, что именно территориальным управлениям переданы соответствующие полномочия администратора федерального бюджета.
В силу п.2 ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет относится к бюджетным полномочиям администратора доходов бюджета.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования к Минфину России удовлетворению не подлежат, поскольку бюджетные полномочия Министерства финансов РФ определены ст.165 Бюджетного кодекса РФ.
Так, Министерство финансов России не обладает бюджетными полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных в федеральный бюджет денежных средств, на него в соответствии со ст.165, 242.2 Бюджетного кодекса РФ возложено исполнение всех судебных решений о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации. При этом участие в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя в деле о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет к полномочиям Министерства финансов РФ не относится.
Между тем, удовлетворяя исковые требования о взыскании указанной суммы с ответчика, суд первой инстанции не учел разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которым при удовлетворении указанного иска в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Данные требования содержались в просительной части иска, что не было учтено судом при принятии решения.
Поскольку суд, в нарушение разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", не учел, что должником в данном случае является публично-правовое образование, а не его органы, и не указал в резолютивной части о проведении взыскания за счет казны Российской Федерации, резолютивная часть судебного акта подлежит частичному изменению (п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ).
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2015 по делу N А40-76034/14 изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Ресурс Сервис" неосновательное обогащение в размере 149 283 418 руб. 78 коп., а также расходы по уплате государственной госпошлины в размере 200 000 руб.
В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
Е.Ю. Башлакова-Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-76034/2014
Истец: ООО "Ресурс Сервис"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСИМУЩЕСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом