г. Саратов |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А06-8994/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2015.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Волковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань (ИНН 3013010945, ОГРН 1023000828058)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от "31" марта 2015 года по делу N А06-8994/2014, (судья Плеханова Г.А.)
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "1602 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, г. Астрахань (ИНН5165026464, ОГРН 1026103742400)
к Государственному учреждению Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань (ИНН 3013010945, ОГРН 1023000828058)
о признании недействительными решений N 156 от 02.09.2014, N 527 от 02.09.2014 и N 383 от 02.09.2014;
безучастия в судебном заседании сторон:
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "1602 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, Госпиталь) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к Государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Астраханское РО Фонда социального страхования, Фонд) о признании незаконными и отмене решения N 156 от 02.09.2014 в части непринятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в сумме 359205,65 рублей.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 31 марта 2015 года по делу N А06-8994/2014 признано незаконным решение Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования N 156 от 02.09.2014 в части непринятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в сумме 359205,65 рублей.
Кроме того, с Государственного учреждения Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования в пользу Федерального государственного казенного учреждения "1602 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 4 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, ГУ - Астраханское РО Фонда социального страхования обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Государственное учреждение Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке статьи 262 АПК РФ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Государственного учреждения Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "1602 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
ГУ - Астраханским РО Фонда социального страхования в отношении Федерального государственного казенного учреждения "1602 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 427 от 31.07.2014.
02 сентября 2014 года по результатам проверки фондом вынесено решение N 156, которым фонд не принял суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 359205, 65 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужило отсутствие документального подтверждения данных расходов, а именно, заявителем в нарушение п. 2.6 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", не были представлены к проверке листки нетрудоспособности.
Не согласившись с указанным решением, Госпиталь обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что в материалах дела имеются документы, подтверждающие наступление страховых случаев, позволяющие определить период временной нетрудоспособности застрахованных лиц.
Вывод суда является правильным и переоценке по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) зафиксировано, что обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпункта 7 и 11 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие при рождении ребенка являются страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования.
Статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) предусмотрено, что выплата пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия при рождении ребенка производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4 и 5 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Госпиталь, являясь страхователем наемных работников, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
Статьей 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Согласно подп.6 п. 2 ст. 12 Закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Подпунктом 5 п. 2 ст. 8 Закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности. Пунктом 1 статьи 22 названного Закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
При этом положениями ст. 10 Закона N 165-ФЗ обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, возложена на застрахованное лицо.
В силу пункта 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (действующего в период спорных правоотношений), документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Согласно ст. 5 Закона N 255-ФЗ право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в ч. 1 ст. 5 Закона N 255-ФЗ, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения упомянутой работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Из положений ст. 13 Закона N 255-ФЗ следует, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, определено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как указано в части 2 данной статьи, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В рамках настоящего спора основанием непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем, послужило непредставление к проверке листков нетрудоспособности.
Судом первой инстанции установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается утрата заявителем листков нетрудоспособности за указанный период.
Суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами в материалы дела и дополнительно истребованные судом доказательства (в том числе ответы медицинских учреждений на запросы суда, содержащие сведения о выданных листах нетрудоспособности с указанием серий и номеров листков нетрудоспособности, ФИО работников, которым были выданы листки нетрудоспособности, периодов нетрудоспособности, копии корешков листков временной нетрудоспособности), пришел к обоснованному выводу о доказанности наступления страховых случаев, периода нетрудоспособности застрахованных лиц и несения страхователем соответствующих расходов.
Таким образом, указанные документы являются надлежащими доказательствами наступления страховых случаев, подтверждают фактическую выдачу работникам больничных листов, позволяют определить периоды временной нетрудоспособности застрахованных лиц.
Доводы фонда о том, что расходы Госпиталя не подтверждены документально, так как листки нетрудоспособности не были представлены ни на момент проверки, ни на момент рассмотрения настоящего дела, подлежат отклонению.
Как верно указал суд первой инстанции, необеспечение страхователем сохранности оригиналов листков временной нетрудоспособности само по себе не может являться основанием для непринятия к зачету расходов заявителя.
Действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача листков нетрудоспособности взамен утраченных страхователем. В связи с этим, правомерность произведенных расходов заявитель подтвердил иными документами - справками и письмами лечебных учреждений, расчетами пособий по временной нетрудоспособности копиями корешков листков временной нетрудоспособности.
Имеющиеся в материалах дела документы подтверждают, что утраченные заявителем листки нетрудоспособности действительно выдавались лечебными учреждениями, и заявитель обоснованно произвел по ним начисление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Таким образом, у фонда отсутствовали основания для непринятия к зачету расходов Госпиталя, произведенных на цели обязательного социального страхования в заявленных суммах.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Апелляционная коллегия полагает, что отсутствие при проведении выездной документальной проверки документов, послуживших основанием для выплаты пособия по обязательному социальному страхованию, не исключает возможность их представления в суд для оценки в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 66 - 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, поскольку заявитель в рамках судопроизводства в арбитражном суде не может быть лишен права представлять доказательства в обоснование своего требования, а суд обязан их принять и оценить, независимо от того, представлялись ли они соответствующему государственному органу.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что непредставление Госпиталем оригиналов документов, учитывая фактические обстоятельства дела и соблюдении всех иных условий принятия расходов к зачету, само по себе не может служить основанием для отказа в принятии Фондом расходов на цели обязательного социального страхования.
При этом доказательств того, что отсутствовали страховые случаи, указанные в представленных документах, и повторной выплаты пособий не установлено.
Доказательства того, что Госпиталь создал искусственную ситуацию для получения средств фонда в возмещение суммы выплаченного работникам страхового обеспечения, что расходы по государственному социальному страхованию, произведены с нарушением установленных правил или не подтверждены документами, фонд не представил.
Апелляционная инстанция считает, что факт непредставления необходимых документов на момент проведения выездной документальной проверки не свидетельствует об отсутствии этих документов на момент выплаты страхового обеспечения.
Следовательно, отсутствуют основания не принимать к зачету расходы, произведенные заявителем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от "31" марта 2015 года по делу N А06-8994/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8994/2014
Истец: Федеральное государственное казенное учреждение "1602 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, Филиал N8 Федеральное государственное казенное учреждение "1602 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Государственное учреждение- Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: ГБУЗ АО "Ахтубинская районная больница"