Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Владивосток |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А51-26454/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Государственного автономного учреждения культуры "Приморский академический краевой драматический театр им. М. Горького", Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока и администрации города Владивостока
апелляционные производства N 05АП-3322/2015, 05АП-3324/2015, 05АП-3327/2015
на решение от 27.02.2015
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-26454/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.01.2003)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009) третьи лица: администрация города Владивостока, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Государственное автономное учреждение культуры "Приморский академический краевой драматический театр им. М.Горького"
о признании незаконным решения от 26.05.2014 N 1194/20у-6826/20у об отказе в выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельных участков в районе ул. Светланская, 49 в г. Владивостоке и обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока выдать акт о выборе земельного участка для строительства и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1135 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Светланской, 49, и земельного участка площадью 614 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Светланской, 49;
при участии:
от Центрального банка Российской Федерации: представитель Удовиченко Е.Н. по доверенности от 27.01.2015 25 АА 1433963, сроком по 25.01.2018, удостоверение N 000372; представитель Колесников И.П. по доверенности от 27.01.2015 25 АА 1433958, сроком по 25.01.2018, паспорт;
от Государственного автономного учреждения культуры "Приморский академический краевой драматический театр им. М.Горького": представитель Драузина О.А. по доверенности от 17.01.2015 N 1, сроком на один год, удостоверение N 1178;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4913, сроком до 31.12.2015, удостоверение N 4341;
от администрации города Владивостока: Агапова О.А. по доверенности от 22.12.2014 N 1-3/4340, сроком до 31.12.2015, удостоверение N 4341;
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - не явился;
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России, заявитель) обратился с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - Управление градостроительства, УГА администрации г. Владивостока) от 26.05.2014 N 1194/20у-6826/20у об отказе в выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельных участков в районе ул. Светланская, 49 в г. Владивостоке и обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока выдать акт о выборе земельного участка для строительства и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1135 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Светланской, 49, и земельного участка площадью 614 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Светланской, 49.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Владивостока, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Государственное автономное учреждение культуры "Приморский академический краевой драматический театр им. М.Горького" (далее - Театр, учреждение, ГАУК "Приморский академический краевой драматический театр им. М.Горького).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ГАУК "Приморский академический краевой драматический театр им. М. Горького" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы, со ссылкой на распоряжение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 26.02.2015 N 56-ри указывает, что на испрашиваемом Банком России земельном участке площадью 1135 кв.м расположены гаражи, принадлежащие Театру на праве оперативного управления. Следовательно, предоставление указанного земельного участка заявителю нарушит исключительное право Театра, предусмотренное статьей 36 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Также указывает, что выбору земельного участка площадью 1135 кв.м. препятствует факт его расположения в границах гостевого маршрута, поскольку в соответствии с пунктом 14.2 решения Думы г. Владивостока от 19.12.2013 N 217 "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" минимальная площадь земельного участка при первоначальном его формировании должна быть не менее 2000 кв.м.
Кроме того, настаивает на том, что поскольку Банком России испрашиваются дополнительные земельные участки, процедура выбора в соответствии со статьей 31 ЗК РФ осуществлена быть не может.
В свою очередь Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрация г. Владивостока также обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых не согласны с решением суда первой инстанции по следующим основаниям.
Полагают, что обеспечению выбора земельных участков препятствует факт их наложения на земельные участки, поставленные на кадастровый учет с номерами 25:25:010007:82 и 25:28:010007:255.
Кроме того, в границах испрашиваемых земельных участков проходит воздушная линия электропередач напряжением 0,4 кВ, следовательно, выбор земельных участков в пределах испрашиваемой территории приведет к созданию угрозы нормального функционирования инженерных сетей, что является недопустимым.
Также настаивают на том, что факт расположения земельного участка площадью 1135 кв.м. на территории общего пользования неограниченным кругом лиц в виде прохода и проезда, препятствует его формированию.
В отзывах на апелляционные жалобы Центральный Банк Российской Федерации указывает, что в соответствии с частью 4 статьи 11.2 ЗК РФ не требуется согласие на образование земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставленных государственным учреждениям. Полагает, что распоряжение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 26.02.2015 N 56-ри не может быть рассмотрено судом апелляционной инстанции в качестве доказательства по делу, поскольку оно издано после вынесения решения судом первой инстанции.
Считает также, что решение Думы города Владивостока от 19.12.2013 N 217 "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории ВГО" не применимо к рассматриваемым правоотношениям, поскольку указанное решение было принято после подачи Банком заявлений о предоставлении спорных земельных участков.
В возражениях на апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока Банк России указывает, что срок действия постановления о предоставлении земельного участка ООО "Альбатрос" N 25:28:010007:82 истек. В отношении ОАО "Альбатрос" налоговой инспекцией по Ленинскому району г. Владивостока принято решение об исключении фактически недействующего юридического лица из ЕГЮЛ. В материалах дела имеются сведения о том, что на указанный земельный участок отсутствуют зарегистрированные права в ЕГРП. Пассажирская канатная дорога в г. Владивостоке до настоящего времени также не построена. Следовательно, по мнению Банка России, в результате выбора земельного участка права ООО "Альбатрос" не нарушаются.
Банк России также полагает, что УГА администрации г. Владивостока не представило доказательств установления охранных зон на земельном участке площадью 614 кв.м. в соответствии с частью 4 пункта 6 Постановления Правительства РФ N 160 от 24.02.2009.
В судебном заседании представители ГАУК "Приморский академический краевой драматический театр им. М.Горького", Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока доводы своих апелляционных жалоб поддержали, решение суда первой инстанции просили отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители Центрального Банка Российской Федерации на доводы апелляционных жалоб возразили по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобы. Решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя департамента.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах и отзыве на них, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 30.12.2011 N 3453 Центральному Банку Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 25:28:010007:254, площадью 5886 кв.м., расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 49, для строительства объекта "Административное здание Банка России".
10.12.2012 Центральный банк Российской Федерации обратился в Администрацию Приморского края с заявлением N 18-2-18/14846 о предоставлении дополнительного земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м в районе ул. Светланская, 49 с предварительным согласованием места размещения объекта - "административное здание Банка России".
17.01.2013 Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обратился на имя главы г. Владивостока с заявлением N 20/06/02-21/241 (от 22.01.2013 вх.N 1194/20у) об обеспечении выбора земельного участка.
11.02.2013 Центральный банк обратился в Администрацию Приморского края с заявлением о предоставлении дополнительного земельного участка, примыкающего к земельному участку с кадастровым номером 25:28:010007:254, в районе ул. Светланская, 49, для строительства подъездных дорог к площадке строительства объекта "Административное здание Банка России".
20.02.2013 Департамент обратился на имя главы г. Владивостока с заявлением N 20/06/02-21/2917 (от 27.02.2013 вх.N 6826/20у) об обеспечении выбора земельного участка.
12.11.2013 Центральный банк в дополнение к ранее поданному заявлению письмом N 18-2-18/13811 (от 13.11.2013 вх.N 1194/20у) предоставил в Управление градостроительства схему расположения земельного участка площадью 1135 кв.м. на бумажном и электронном носителе и топографическую съемку 1:500.
13.12.2013 Центральный банк в дополнение к ранее поданному заявлению письмом N 18-2-18/15224 (вход. от 16.12.2013 N 6826/20у) предоставил в Управление градостроительства схему расположения земельного участка уточненной площадью 614 кв.м. на бумажном и электронном носителе и топографическую съемку 1:500, а также уточнил цель, для которой испрашивается указанный земельный участок, указав цель предоставления - "для строительства административного здания Банка России".
15.04.2014 Управление градостроительства направило в Центральный банк письмо N 1194/20у-6826/20у о том, что подготовлены проекты распоряжений о выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Светланская, 49 Центральному банку Российской Федерации для строительства объекта "Административное здание Банка России".
Письмом от 26.05.2014 N 1194/20у-6826/20у Управление градостроительства рассмотрело обращения Банка России и поступившие документы, и приняло решение об отказе в выдаче актов о выборе земельных участков для строительства и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Светланская, 49, указав в обоснование, что при формировании границ земельных участков будут нарушены права третьих лиц.
Формируемый земельный участок площадью 614 кв.м. налагается на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 25:28:010007:82 площадью 4529 кв.м. для строительства канатной дороги.
В отношении данного земельного участка действует постановление администрации г. Владивостока N 1386 от 11.06.2003.
Кроме того, формируемый земельный участок площадью 1135 кв.м. налагается на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 25:28:010007:255 площадью 13052 кв.м. для дальнейшей эксплуатации здания театра и прилегающей территории.
Не согласившись с отказом Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, посчитав его нарушающим права и законные интересы, Банк России обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для отказа в выдаче актов о выборе и утверждении схем расположения спорных земельных участков.
Факт наложения испрашиваемого Банком земельного участка площадью 614 кв.м на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 25:28:010007:82 признан судом не препятствующим выбору, в связи с отсутствием в ЕГРП зарегистрированных прав.
В отношении имеющегося наложения испрашиваемого земельного участка площадью 1135 кв.м. на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010007:255 с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания - краевого драматического театра и прилегающей территории, суд первой инстанции сослался на изъятие здания гаражей, расположенного на указанном земельном участке.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в случае предоставления спорных участков Банку России, все три участка могут быть в соответствии со статьей 11.6 ЗК РФ объединены в единый участок, что приведет к возможности размещения на нем объекта строительства Банка России в соответствии с градостроительным законодательством.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку при принятии судебного акта не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Банк России обратился в Департамент с заявлением о формировании земельных участков по процедуре выбора для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа) и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 Кодекса), которое принимается в соответствии со статьей 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа).
Нормами Земельного кодекса РФ, а также законодательными актами, принятыми в его развитие, не установлена безусловная обязанность органов местного самоуправления принять решение о выборе и утверждении схемы расположения земельного участка.
В рассматриваемом случае, основаниями для отказа в выборе земельных участков послужили следующие обстоятельства: 1) формируемый земельный участок площадью 614 кв.м. налагается на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 25:28:010007:82 площадью 4529 кв.м. с видом разрешенного использования: "для строительства пассажирской канатной дороги"; 2) формируемый земельный участок площадью 1135 кв.м. налагается на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 25:28:010007:255 площадью 13052 кв.м. с видом разрешенного использования: "для дальнейшей эксплуатации здания - краевого драматического театра им. М.Горького и прилегающей территории".
Оценивая законность оспариваемого отказа и возможность формирования испрашиваемых земельных участков в заявленных Банком целях, коллегия суда апелляционной инстанции исходит из следующего.
Определяя цель использования земельных участков при обращении с заявлениями от 10.12.2012 и 11.02.2013, с учетом их уточнений, Банк России указал, что испрашивает земельные участки в порядке статьи 31 ЗК РФ, с целью строительства объекта "Административное здание Банка России".
Из указанных заявлений, с учетом их уточнений, а также пояснений, представителя Банка России в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что фактической целью предоставления испрашиваемых земельных участков является дальнейшее их объединение с земельным участком с кадастровым номером 25:28:010007:254 для целей строительства на нем административного здания Банка России.
Как следует из материалов дела, испрашиваемые заявителем земельные участки являются сопредельными земельному участку с кадастровым номером 25:28:010007:254, сформированному Банку России для строительства административного здания, и принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство от 19.06.2013 25 АВ 001484).
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, заявитель в рамках статьи 31 ЗК РФ реализовал право на оформление земельного участка, необходимого для строительства административного здания Банка России, получив для указанных целей земельный участок N 25:28:010007:254.
Таким образом, в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, вопрос о границах и площади земельного участка, для целей строительства и дальнейшей эксплуатации предполагаемого к возведению объекта заявителя, разрешен на стадии выбора земельного участка N 25:28:010007:254.
Проанализировав вышеприведенные нормативные положения, коллегия приходит к выводу, что правила, позволяющие формировать дополнительные земельные участки по основаниям и в порядке предоставления земельных по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, Земельный Кодекс РФ не содержит.
Статьей 14.1 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (Правила N 426) установлено, что дополнительным земельным участком признается вновь формируемый земельный участок, имеющий смежную границу с земельным участком, на котором имеются здания, строения, сооружения, собственником которых является лицо, обратившееся за вновь формируемым земельным участком для целей дальнейшей эксплуатации указанных объектов недвижимого имущества либо их дальнейшей реконструкции. На дополнительном земельном участке запрещается строительство новых объектов недвижимого имущества.
Доказательств того, что на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010007:254, имеющим смежные границы с испрашиваемыми дополнительно земельными участками, располагается объект недвижимости, принадлежащий Банку России, не представлено.
Кроме того, статья 14.1 Правил N 462 введена в действие Решением Думы г. Владивостока от 19.12.2013 N 217 "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", то есть после обращения Банка России в Департамент за предоставлением дополнительных земельных участков.
Следовательно, право на формирование дополнительных земельных участков в порядке статьи 14.1 Правил N 462 у Банка также не возникло.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при наличии земельного участка, оформленного для строительства здания Банка России, отсутствуют правовые основания для формирования и последующего предоставления для целей строительства административного здания по правилам статьи 31 ЗК РФ дополнительных земельных участков, смежных по отношению к земельному участку, на котором предполагается к размещению объект недвижимости.
Оценивая возможность выбора земельного участка по заявлению общества, суд апелляционной инстанции также учитывает обстоятельства, положенные Управлением в обоснование оспариваемого отказа.
Как следует из представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Светланская, 49, испрашиваемый Банком России земельный участок площадью 1135 кв.м. полностью налагается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010007:255, находящегося в собственности Приморского края, и принадлежащий ГАУК "Приморский академический краевой драматический театр им. М. Горького" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.11.2014 N 00/002/2014-37171.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Кодекса образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.
С учетом указанных норм выбор и формирование земельного участка для строительства с наложением на ранее сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок противоречит статье 11.2 ЗК РФ.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные
Вместе с тем, заявитель не является ни землепользователем, ни землевладельцем, ни арендатором земельного участка, из которого при разделе мог бы быть образован земельный участок.
Довод заявителя о том, что распоряжением Департамента N 11-ри от 31.01.2013 здание-гараж, лит. Б, расположенное на земельном участке кадастровым номером 25:28:010007:255, было изъято из оперативного управления театра, в связи с чем Театр не обладает правами на использование земельного участка под зданием, коллегией отклоняется, как не имеющий правового значения в силу вышеприведенных нормативных положений, исключающих выбор земельного участка в границах сформированного земельного участка.
Кроме того, распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений N 56-ри от 26.02.2015 здание-гараж, лит. Б, общей площадью 312,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, д. 49 вновь закреплено на праве оперативного управления за государственным автономным учреждением культуры "Приморский академический краевой драматический театр имени М.Горького". Апелляционный суд также учитывает, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:010007:255 не выбывал из пользования Театра.
Поскольку в деле отсутствуют доказательства того, что в отношении земельного участка N 25:28:010007:255 проводится процедура раздела в соответствии с ч.4 ст. 11.2 ЗК РФ, позволяющая образовывать земельные участки из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, в отсутствие согласия Учреждения, ссылки Банка России на положения ч.4 ст. 11.2 ЗК РФ несостоятельны.
Более того, положения ч.4 ст. 11.2 ЗК РФ не применимы к правоотношениям по выбору земельного участка в порядке ст. 31 ЗК РФ.
Согласно представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Светланская, 49 установлено, что испрашиваемый Банком России земельный участок площадью 614 кв.м. частично налагается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010007:82, с видом разрешенного использования "для строительства пассажиркой канатной дороги".
Из материалов дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:010007:82 был предоставлен постановлением администрации города Владивостока от 11.06.2003 N 1386МП СПКФ "Владстройзаказчик" для строительства пассажирской канатной дороги.
27.11.2003 постановлением главы города Владивостока N 2851 внесены изменения в постановление N 1386, земельный участок предоставлен ОАО "Альбатрос", 23.04.2004 постановлением главы администрации г. Владивостока N 932 срок действия постановления N 1386 продлен на 3 года.
С выводами суда первой инстанции о том, что данное обстоятельство не могло послужить препятствием для обеспечения выбора, коллегия не может согласиться.
Доводы Банка России о том, что срок действия постановления о предоставлении земельного участка ООО "Альбатрос" N 25:28:010007:82 истек, ОАО "Альбатрос" исключено из ЕГЮЛ, и на указанный земельный участок отсутствуют зарегистрированные права в ЕГРП, не имеют правового значения, так как доказательств исключения сведений о земельном участке с кадастровым номером 25:28:010007:82 из ГКН в материалы дела не представлено.
Как указывалось, процедура образования земельного участка для строительства, избранная путем проведения выбора и утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующего земельного участка, противоречит статье 11.2 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ УГА администрации г. Владивостока, оформленный письмом от 26.05.2014 N 1194-20у-6826/20у, соответствует действующему законодательству.
Иные доводы, приведенные в ходе рассмотрения дела, с учетом установленных по делу обстоятельств, коллегией не оцениваются, как не имеющие правового значения для целей разрешения настоящего спора.
Исходя из изложенного, требования Центрального банка Российской Федерации являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, части 2 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В связи с отказом в удовлетворении требований судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Кроме того, учитывая, что обжалуемый судебный акт от 27.02.2015 был предъявлен к немедленному исполнению, о чем 27.02.2015 судом первой инстанции был выдан исполнительный лист серии ФС 000081173, апелляционная коллегия на основании части 1 статьи 326 АПК РФ разрешает вопрос о повороте исполнения отмененного судебного акта.
Согласно части 2 статьи 325 АПК РФ, если не приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, либо производство по делу прекращено, арбитражный суд принимает судебный акт о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному в соответствующей части судебному акту.
Исходя из смысла указанной нормы, поворот исполнения судебного акта осуществляется судом при наличии совокупности условий: отмены ранее вынесенного и исполненного судебного акта и вступления в законную силу нового судебного акта (решения о полном либо частичном отказе в иске, определения об оставлении иска без рассмотрения либо прекращении производства по делу).
Процессуальный институт поворота исполнения ориентирован на восстановление прав и охраняемых законом интересов ответчика, нарушенных исполнением судебного акта, в последующем отмененного.
Статья 325 АПК РФ не содержит запрета на ее применение к нематериальным требованиям.
Учитывая, что судебный акт, во исполнение которого выдан указанный исполнительный лист, отменен, коллегия приходит к выводу о необходимости произвести поворот исполнения решения арбитражного суда от 27.02.2015 по делу N А51-26454/2014, прекратив исполнение указанного решения на основании исполнительного листа серии ФС 000081173, выданного 27.02.2015.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2015 по делу N А51-26454/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Центрального банка Российской Федерации в пользу Государственного автономного учреждения культуры "Приморский академический краевой драматический театр им. М.Горького" 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Произвести поворот исполнения решения Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2015 по делу N А51-26454/2014.
Прекратить исполнение решения Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2015 по делу N А51-26454/2014 об обязании Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока в порядке ч.2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечить выбор земельных участков, расположенных в районе ул. Светланской, 49 в г. Владивостоке площадью 1135 кв.м и площадью 614 кв.м для строительства объекта "Административное здание Банка России", выдать акты о выборе, утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в тридцатидневный срок в соответствии с исполнительным листом серии ФС 000081173 от 27.02.2015.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-26454/2014
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 сентября 2016 г. N Ф03-4185/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Центральный банк Российской Федерации
Ответчик: Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
Третье лицо: Администрация г. Владивостока, ГАУК Приморский академический краевой драмматический театр им.М.Горького, Государственное автономное учреждение культуры "Приморский академический краевой драмматический театр им.М.Горького", Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4185/16
28.06.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3550/16
18.08.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3193/15
10.06.2015 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-26454/14
02.06.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3322/15
27.02.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-26454/14