город Воронеж |
|
26 мая 2015 г. |
Дело N А64-5971/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Тамбовский завод "Электроприбор": Комбаров Р.В., по доверенности от 30.01.2015;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: Петровичева С.Л., по доверенности N 119 от 08.05.2015;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: Петровичева С.Л., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.02.2015 по делу N А64-5971/2014 (судья Малина Е.В.) по заявлению публичного акционерного общества "Тамбовский завод "Электроприбор" (ОГРН 1026801225296) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбовский завод "Электроприбор" (далее - ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением (с учетом уточнений) к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ) о признании незаконным отказа ФАУГИ в разделе земельного участка, площадью 4577 кв.м., кадастровый номер 68:29:0103021:0005, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Набережная д.3, по мотивам изложенным в письме N 1 339 от 25.06.2014 и устранении допущенного нарушения прав и законных интересов Общества, обязав Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее также - Территориальное управление) принять решение о разделе указанного участка в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Определением от 09.02.15 произведена замена заявителя ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" на его правопреемника публичное акционерное общество "Тамбовский завод "Электроприбор" (далее - ПАО "Тамбовский завод "Электроприбор") в связи с его переименованием.
Решением арбитражного суда от 17.02.2015 заявленное требование удовлетворено.
Принимая решение, суд исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Территориальное управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Ссылается на то, что согласно разделу 4 устава Общества видами его деятельности являются производство, ремонт и утилизация приборного оборудования для авиационной техники и изделий специальной техники, производство продукции общепромышленного назначения и непродовольственной техники и изделий специальной техники, разработка конструкторской, эксплуатационной и ремонтной документации, Общество с 2008 г. включено в Реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, так как имеет мобилизационное задание, что подтверждается приказом Минпромторга России от 20.11.2014 N 2338 "Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса".
Указывает на то, что письмом Минэкономразвития России N Д08вн-1305, направленном для обязательного применения в работе всем Территориальным управлениям Росимущества, сформирован общий подход, устанавливающий запрет на приватизацию земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
Кроме того, ссылается на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.08.2013 N ВАС-9648/13, которым установлено, что земельные участки, в том числе, из состава земель населенных пунктов, предоставленные акционерному обществу, включенному в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса относятся к землям, ограниченным в обороте. При этом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, ограничение земельного участка в обороте не поставлено в зависимость от вида разрешенного использования (категории земельного участка) и его фактического использования.
Доводы отзыва ПАО "Тамбовский завод "Электроприбор" на апелляционную жалобу сводятся к тому, что вопрос об ограничении земельного участка в обороте был предметом судебного разбирательства по делу N А64-792/2011, в ходе которого установлено, что земельный участок не используется для обеспечения обороны и безопасности, в связи с чем, признаков ограничения в обороте не имеется.
Сводный реестр является информационной системой, правовых последствий нахождения организации в нем, постановлением Минпромторга не определено.
Право на пользование земельным участком предоставлено Обществу в целях размещения лодочной станции.
Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Территориального управления и ФАУГИ поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель Общества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Решением Тамбовского горисполкома от 22.07.1982 N 435 заводу "Электроприбор" был предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 0,70 га под лодочную станцию. Заводу выдано свидетельство N 885 от 30.12.1992 о праве бессрочного (постоянного) пользования землей - т. 1 л.д.143.
Постановлением мэра г. Тамбова N 3063 от 08.06.2001 ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" был предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 4 577 кв.м. по ул. Набережной под спортивную базу - т. 1 л.д.142. Свидетельство N 885 от 30.12.1992 постановлено считать утратившим силу.
На основании данного постановления Обществу выдано свидетельство о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 68:29:0103021:0005 площадью 4 577 кв. м., категория земель: земли поселений, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Набережная, д. 3 серии 68 АА 25649 от 12.09.2002 - т.1 л.д.42.
Постановлением администрации города Тамбова N 45 от 14.01.2010 уточнен вид разрешенного использования земельного участка по ул. Набережной, 3 площадью 4577 кв.м. с кадастровым номером 68:29:0103021:5 - под оздоровительное и рекреационное назначение- т. 1 л.д.44.
Кадастровым паспортом земельного участка от 16.01.14 N 6800/201/2014-5942 подтвержден вид разрешенного использования земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 68:29:0103021:5: под оздоровительное и рекреационное назначение.
Между ТУФА УГИ и заявителем 05.05.2012 заключен договор аренды вышеназванного земельного участка площадью 4 577 кв.м.- т.1 л.д. 46-53.
На данном земельном участке находятся объекты инфраструктуры общества: спортивная база (лодочная станция), склад для лодок, причал, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ 481204 от 08.06.2012.
Обществом 12.03.2013 принято решение о выкупе земельного участка по ул. Набережной, 3 площадью 4577 кв.м. с кадастровым номером 68:29:0103021:5, была проведена работа по межеванию.
ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" 13.05.2013 обратилось в Территориальное управление с заявлением о выдаче распоряжения на раздел земельного участка с кадастровым номером 68:29:0103021:005, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.
Территориальное управление 05.09.2013 возвратило пакет документов на доработку в связи с имеющимися недостатками: из представленной схемы раздела было установлено, что на спорном земельном участке расположены иные объекты недвижимости, однако отсутствуют какие-либо сведения о данных объектах недвижимости, в том числе и об их правообладателе. Территориальному управлению было дано поручение провести обследование использования, также визуальную проверку расположения на земельном участке объектов недвижимости.
ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" 03.10.2013 вновь направило пакет документов на раздел земельного участка на два земельных участка в адрес ТУ ФАУГИ - т.1 л.д.26.
Доработанный пакет документов по вопросу образования двух земельных участков был направлен Территориальным управлением в ФАУГИ.
ТУ ФАУГИ 29.10.13 проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Набережная, 3 на предмет его фактического использования- т.1 л.д.23-25.
В соответствии с актом обследования на вышеназванном земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности завода, объекты, принадлежащие третьим лицом не обнаружены, земельный участок используется по назначению под спортивную базу (лодочную станцию)- т.1 л.д.24.
Письмами от 17.03.14, от 06.05.14, от 23.06.14 Общество просило ТУ ФАУГИ проинформировать о принятом решении по разделу указанного земельного участка.
Письмом N ПП-10/24407, направленным в ТУ ФАУГИ, ФАУГИ 06.06.2014 отказало в принятии решения по вопросу согласования раздела спорного земельного участка со ссылками на Приказ Минпромторга России от 26.10.2011 б/н "Об отверждении Перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций oборонно-промышленного комплекса", подпункт 5 пункта 5 статьи 27, пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ, мотивируя свой отказ тем, что земельный участок относится к землям ограниченным в обороте, предоставлен для нужд обороны и безопасности, поэтому предоставление вновь образуемого земельного участка путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 68:29:0103021:0005 в собственность Общества не предоставляется возможным.
Письмом от 25.06.2014 N 1339 Территориальное управление сообщило заявителю, что направленный на рассмотрение в ФАУГИ пакет документов был возвращен с указанием на невозможность принятия решения о согласовании схемы раздела данного земельного участка, ввиду того, что данный земельный участок ограничен в обороте, так как предоставлен для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и вернуло пакет документов.
Полагая, что отказ ФАУГИ в разделе земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности заявителя, не соответствует нормам действующего законодательства, в частности статьи 36 ЗК РФ и нарушает его права и законные интересы по приватизации земельного участка, ПАО "Тамбовский завод "Электроприбор" обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Как видно из материалов дела, причиной отказа в разделе названного земельного участка явилось то, что земельный участок в силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничен в обороте, поскольку ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" вошло в перечень организаций, включенных в Реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденный Приказом Минпромторга России б/н от 26.10.2011.
Принимая решение, суд правильно руководствовался пунктами 1, 2 статьи 7, пунктом 2 статьи 8, пунктом 1 статьи 36, статьей 27, абзацем 2 пункта 4 статьи 28, пунктами 1, 2 статьи 87, пунктами 1, 2 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Суд пришел к правильному выводу о том, что находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности ограничиваются в обороте.
Однако статус ПАО "Тамбовский завод "Электприбор" как организации оборонно- промышленного комплекса, осуществляющей специализированную деятельность в области обороны, по мнению суда, не свидетельствует о том, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
На спорном земельном участке размещена лодочная стация.
Наличие указанного приказа Минпромторга России б/н от 26.10.2011 в отсутствие документов по зонированию территории с отнесением спорных земельных участков к землям обороны не свидетельствует об указанной категории земельного участка.
Спорный земельный участок не используется непосредственно для осуществления обществом видов деятельности по производству продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, в том числе в интересах Министерства обороны РФ, на осуществление которых у него имеются лицензии.
Доказательств заключения между Министерством обороны РФ и заявителем государственных контрактов на выполнение заданий государственного оборонного заказа - не представлено.
Кроме того, вопрос об ограничении данного земельного участка в обороте и его принадлежности к землям обороны и безопасности был предметом рассмотрения в рамках дела А64-792/2011.
В рамках рассмотрения данного дела суд пришел к выводу, что данный земельный участок не используется для обеспечения обороны и безопасности, оснований для признания его ограниченным в обороте не имеется. Данный судебный акт вступил в законную силу.
Исходя из всего вышесказанного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что спорный земельный участок не имеет ограничения в обороте.
Кроме того, раздел не является оборотом и не предрешает вопроса о предоставлении земельного участка на каком-либо праве Обществу.
На основании вышеизложенного, отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в разделе земельного участка, площадью 4577 кв.м., кадастровый номер 68:29:0103021:0005, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Набережная д.3, по мотивам изложенным в письме N 1339 от 25.06.2014 г., является незаконным
Поскольку с 17.01.2014 полномочиями по образованию земельных участков переданы территориальным управлениям на основании Приказа Росимущества от 17.01.2014 N 08 (пункт 4.1.18 положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом), то решение о разделе вышеназванного земельного участка в настоящий момент должно принимать ТУ ФАУГИ.
Таким образом, ТУФА УГИ является уполномоченным органом по распоряжению федеральным имуществом и вправе принять решение о разделе земельного участка, находящего в Федеральной собственности.
На основании вышеизложенного требования ПАО "Тамбовский завод "Электроприбор" правомерно судом удовлетворены.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
С учетом результатов рассмотрения спора, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлине относятся на заявителя.
Налоговым кодексом Российской Федерации органы государственной власти от уплаты государственной пошлины освобождены, в связи с чем, вопрос о взыскании государственной пошлины с Территориального управления судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.02.2015 по делу N А64-5971/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5971/2014
Истец: ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор"
Ответчик: Территориальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению гос. имуществом