город Москва |
|
2 июня 2015 г. |
дело N А40-15878/15 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Кольцовой Н.Н., Мухина С.М., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Фиорд РРК" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2015
по делу N А40-15878/15, принятое судьей Корогодовым И.В.
по заявлению ООО "Фиорд РРК" (115551, Москва, Шипиловский проезд, дом 39, корпус 1)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (119019, Москва, улица Новый Арбат, дом 11, корпус 1)
о признании незаконными постановлений;
при участии:
от заявителя - Русанова С.В. по доверенности от 11.02.2015; Родников Г.О. приказ от 23.12.2002;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2015 в удовлетворении заявления ООО "Фиорд РРК" о признании незаконными и отмене постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 16.12.2014 N 1104-338/2014-1; N 1104-338/2014-2; N 1104-338/2014-5 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. ст. 8.2, 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО "Фиорд РРК" является организация пункта общественного питания - ресторан.
18.11.2014 по адресу: Москва, Сумской проезд, дом 2, корпус 6, в ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что ООО "Фиорд РРК" допущено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
В ходе проверки сотрудниками выявлено, что при ведении деятельности у общества образуются отходы производства и потребления.
30.09.2014 в ходе проверки по адресу: Москва, Шипиловский проезд, дом 39, корпус 1, установлено, что обществом при осуществлении деятельности ведется раздельный сбор отходов в соответствии с классом опасности, площадки временного накопления отходов находятся в удовлетворительном состоянии, обустроены в соответствии с действующим законодательством.
В ходе проверки обществом представлены документы, подтверждающие санкционированную утилизацию/размещение отходов, образовавшихся от деятельности общества, в том числе копия договора на вывоз и обезвреживание ТБО на СПМ от 01.01.2012 N 12-1323БЮ 1/1 ООО "Фиорд РКК" (заказчик) и ГУП "Экотехпром" (исполнитель) в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, представлены акты, подтверждающие реализацию договора в 2013-2014.
По фактам выявленных нарушений 12.12.2014 административным органом в отношении ООО "Фиорд РРК" при участии генерального директора общества составлены протоколы об административных правонарушениях N 1104-338/2014-1, N 1104-338/2014-2 по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и N 1104-338/2014-5 по ст. 8.5 Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов административного дела 16.12.2014 административным органом вынесены постановления N 1104-338/2014-1; N 1104-338/2014-2; N 1104-338/2014-5, которыми общество привлечено к административной ответственности с установлением административного наказания в размере 101.000 руб., 101.000 руб. и 10.000 руб. соответственно.
В порядке ст. ст. 207, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества события и состава инкриминируемых правонарушений.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 названного Закона, производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 51 Закона об охране окружающей среды определены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья устанавливаются Законом об отходах.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Из материалов дела следует, 18.11.2014 на момент подписания акта плановой выездной проверки N 1104-338/2014 административным органом установлено, что отсутствие согласования положения по организации и проведению производственного экологического контроля в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, допущено по вине ООО "Фиорд РКК".
Отсутствие согласования Положения по организации и проведению производственного экологического контроля, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указывает на то, что указанный Порядок им разработан и направлен на согласование в Департамент Росприроднадзора по ЦФО после проверки, а также то, что сроки согласования действующим законодательством не установлены, в связи, с чем считает, что неправомерно привлечен к административной ответственности.
Вместе с тем, то обстоятельство, что процедура согласования Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами законодательно не установлена, не свидетельствуют об отсутствии у заявителя обязанности в разумные сроки обратиться в соответствующие органы, в целях соблюдения Правил и норм законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами.
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок предоставления отчетности установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 (в редакции приказа Минприроды России от 09.12.2010 N 542) "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов".
Согласно п. 5 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Согласно п. 14 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Датой представления отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.
Из материалов дела следует, что отчетность ООО "Фиорд РКК" подана только 21.04.2014, что не отрицается обществом.
Непредставление в установленный срок согласованного отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 в отделение Росприроднадзора по ЦФО в уведомительном порядке является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Заполнение и предоставление сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2013 по форме N 2-ТП (отходы) осуществляется на основании приказа Федеральной службы государственной статистики (Министерства экономического развития Российской Федерации) от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" (применяется с отчета за 2010, ранее на основании приказа Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2004 N 157 "Об утверждении статистического инструментария для организации Ростехнадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления"), приказа Росприроднадзора от 14.11.2011 N 828 (в редакции от 20.11.2012) "Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы) и формированию официальной статистической информации".
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики (Министерства экономического развития Российской Федерации) от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" (применяется с отчета за 2010, ранее на основании приказа Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2004 N 157 "Об утверждении статистического инструментария для организации Ростехнадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления") срок предоставления сведений по форме N 2-ТП (отходы) для юридических лиц - 1 февраля после отчетного периода.
Отсутствие или непредставление в установленный законом срок (до 01.02.2014) сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2013 по форме N 2-ТП (отходы), является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Составы административных правонарушений образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушений, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности.
Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено, равно как и отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждено наличие в действиях общества составов административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 8.2, 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена, наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи, отсутствуют основания для отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Оценив обстоятельства дела, характер допущенного нарушения, степень угрозы охраняемым общественным правоотношениям, судом не установлены основания для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2015 по делу N А40-15878/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15878/2015
Истец: ООО "Фиорд РКК", ООО "ФИОРД РРК"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Управление государственного экологического контроля