г. Санкт-Петербург |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А56-945/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Савиной Е.В., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: Алчубаевой Т.Е.
при участии:
от истца: Сарбаева Л.И.по доверенности от 22.12.2014
от ответчиков: 1. Писаревская А.Г. по доверенности от 24.12.2014 N 653;
2. Маслова Д.А. по доверенности от 20.01.2015 N 212/1/13
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22160/2014) Товарищества собственников жилья "Кузнецова 10" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2014 по делу N А56-945/2014 (судья Бобарыкина О.А.), принятое
по иску (заявлению) Товарищества собственников жилья "Кузнецова 10"
к 1. Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны,
2. Российской Федерации в лице Министерства Обороны
о взыскании
установил:
Товарищество собственников жилья "Кузнецова 10" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - Учреждение) о взыскании (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)) 5 064 368 руб. 33 коп. задолженности, расходов по уплате государственной пошлине, а при недостаточности или отсутствии денежных средств у Учреждения взыскать указанные денежные средства с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство) в порядке субсидиарной ответственности.
Решением суда от 15.08.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
Определением от 23.12.2014 года судом апелляционной инстанции удовлетворено ходатайство о приостановлении производства по делу N А56-945/2014 до рассмотрения кассационной жалобы по делу NА56-2273/2014.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчиков по доводам апелляционной жалобы возражали.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр.Кузнецова, д.10, корп.2, 31.05.2011 решением общего собрания лиц, которым будет принадлежать право собственности на жилые (нежилые) помещения в доме (Протокол от 31.05.2011 N 1), создано Товарищество.
Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом, в том числе, содержание и текущий ремонт дома, а также предоставляет собственникам многоквартирного дома коммунальные услуги.
Между совместным предприятием в форме закрытого акционерного общества "Петр Великий" в пользу выгодоприобретателя - Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и обществом с ограниченной ответственностью "Городская Домостроительная Компания" заключен договор от 08.07.2011 N 12648/0711-Л1-2 долевого участия в строительстве жилых домов, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, участок 1 (северо-западнее пересечения с Брестским бульваром).
Согласно условиям договора собственником помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул.Кузнецова, д.10, корп.2 является Министерство.
Согласно акту приема-передачи квартир от 20.10.2011 к договору, общество с ограниченной ответственностью "Городская Домостроительная Компания" передало, а Учреждение на основании Приказа Министерства от 23.05.2011 N 578 приняло квартиры соответствующие требованиям договора.
Пунктом 4 акта от 20.10.2011 предусмотрено, что с момента подписания настоящего акта коммунальные и эксплуатационные услуги по квартирам оплачивает выгодоприобретатель.
В период с 01.02.2012 по 30.11.2013 Товарищество выполняло обязанности по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также обеспечению предоставления коммунальных услуг для помещений. Учреждение, являющееся представителем собственника помещений, не перечислило оплату в полном размере.
Наличие задолженности послужило основанием для обращения Товарищества в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, апелляционный суд признал апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Положениями части 1 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом.
В соответствии с частью 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателями жилых помещений по договору социального найма также предусмотрена подпунктом 5 пункта 3 статьи 67 ЖК РФ.
Истцом в материалы дела представлен Акт приема-передачи квартир к Договору (далее - Акт) от 20.10.2011 года, подписанный ООО "Городская Домостроительная Компания" и Федеральным государственным учреждением "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно Акту Ответчик 1 принял все 123 помещения, находящиеся по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Кузнецова, д. 10, корп. 2 (строительный адрес: г. Санкт-Петербург, Ленинский проспект, участок 1 (северо-западнее пересечения с Брестским бульваром) корпус 2).
При этом п. 4 Акта предусмотрено, что "... с момента подписания настоящего Акта коммунальные и эксплуатационные услуги по квартирам оплачивает Выгодоприобретатель", т.е. Ответчик 1. Следовательно, с данного момента и до заселения квартир нанимателями или передачи квартир в оперативное управление иному лицу ответчик должен нести расходы по их содержанию (Аналогичная позиция нашла свое отражение в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.03.2015 по делу N А56-2273/2014).
Ответчик 1 не предоставил документы, подтверждающие факт передачи им данных помещений третьим лицам.
В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества, а именно Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ (Ответчик 2).
Делая вывод об "отсутствии доказательств права собственности или иного законного права ответчиков на данные помещения...", суд первой инстанции не учел в своих выводах, что в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами, а также функции главного распорядителя и получателя денежных средств Федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Кроме того, Ответчик 2 предоставил в судебном заседании суда первой инстанции копию Сопроводительного письма от ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 09.04.2014 N 03-13/5476 с перечнем помещений по адресу: Санкт-Петербург, пр. Кузнецова, д. 10, корп. 2, которые находятся в распоряжении Министерства обороны РФ (л.д. 2 том 4).
Данный перечень помещений полностью совпадает с перечнем помещений, переданных по Акту от 20.10.2011 г. Ответчику 1 от ООО "ГДСК".
Кроме того, в данном сопроводительном письме указывается, что "право собственности Российской Федерации на помещения на 09.04.2014 г. (т.е. на момент судебного разбирательства) не оформлено". В судебном заседании 07.08.2014 г. Ответчик 2 подтвердил данный факт.
Между тем, п. 3.3. Договора закреплено, что "третье лицо (выгодоприобретатель) самостоятельно за свой счет осуществляет государственную регистрацию права собственности на квартиры".
Кроме того, представлены копии 65 договоров пользования жилым помещением за 2011-2012 годы, заключенные между Министерством обороны РФ и физическими лицами (военнослужащими), на право пользования жилыми помещениями, подлежащими оформлению на праве собственности Российской Федерации по адресу: Санкт-Петербург, пр. Кузнецова, д. 10, корп. 2; а также копии 78 договоров социального найма жилого помещения за 2013-2014 годы, заключенные между Министерством обороны РФ и физическими лицами (военнослужащими), на право бессрочного владения и пользования жилыми помещениями, находящимися в государственной собственности по адресу: Санкт-Петербург, пр. Кузнецова, д. 10, корп. 2.
Предоставлением данных документов Ответчик 2 подтверждает, что за Министерством обороны РФ закреплено право владения, пользования и фактически распоряжения жилыми помещениями, расположенными по адресу: Санкт-Петербург, пр. Кузнецова, д. 10, корп. 2.
Квартиры переданы для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Фактическими действиями по распоряжению данными квартирами (передачи их в пользование и социальный найм третьим лицам (военнослужащим), Министерство подтверждает свои правомочия собственника в рамках ст. 209 ГК РФ и до их заселения несет расходы на их содержание, не смотря на отсутствие зарегистрированного права за Ответчиком 2.
Суд первой инстанции, вынося решение об отказе в иске, не учел, что отсутствие зарегистрированного за Ответчиками права оперативного управления или права собственности не имеют правового значения для несения обязанностей, вытекающих из фактического владения и пользования жилыми помещениями, а именно, обязанностей по несению расходов на содержание жилых помещений, полученных от застройщика по Акту приема-передачи, согласно пп.6) п. 2 ст. 153 ЖК РФ.
Истцом также предоставлены в материалы дела помесячные поквартирные ведомости начислений за период с 01 февраля 2012 года по 30 ноября 2013 года на 123 помещения по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Кузнецова, д. 10, корп. 2.
Ведомости начислений отражают перечень услуг, предоставляемых Истцов ежемесячно, стоимость каждой услуги в отдельности по каждому помещению, общую сумму начислений за месяц по всем помещениям.
Ко взысканию заявлена задолженность Ответчиков перед Истцом с учетом предоставленных помесячных ведомостей начислений за предоставление коммунальных и иных услуг, включая выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в размере 5 064 368 (пять миллионов шестьдесят четыре тысячи триста шестьдесят восемь) рублей 33 коп.
Заявленная задолженность начислена за период с 01 февраля 2012 года по 30 ноября 2013 года. При этом расчет заявленных требований произведен:
- по переданным нанимателям помещениям - с 01 февраля 2012 года до момента фактического заселения данных помещений нанимателями по Актам приема-передачи ключей с учетом дат передачи помещений в пользование нанимателям;
- по пустующим помещениям расчет произведен за период с 01 февраля 2012 года по 30 ноября 2013 года включительно.
Ответчик 2, предоставляя сопроводительное письмо и перечень помещений к нему с договорами соцнайма и договорами пользования, а также контррасчеты задолженности, также подтвердил, что часть квартир является пустующими.
При этом, после передачи помещения по Акту приема-передачи ключей нанимателю, начисления по данному помещению прекращаются с даты передачи помещения по Акту, соответственно, помещение исключается из ведомости начислений в следующем за месяцем месяце, в котором помещение передано нанимателю.
Отказывая в иске, суд первой инстанции необоснованно сослался на наличие договоров социального найма и договоров пользования жилыми помещениями по всем помещениям Ответчиков, вменяя обязанность по оплате предоставленных услуг нанимателям. Суд не исследовал должным образом все предоставленные доказательства и не определил какие квартиры являются пустующими, а какие заселенными и с какого момента, т.е. выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Суд также проигнорировал доводы Истца, что предоставленные Ответчиком 2 65 договоров пользования жилыми помещениями за 2011-2012 гг. подтверждают лишь факт подписания настоящих договоров между Министерством обороны РФ и военнослужащими, а не факт его заключения, как то трактует Ответчик 2.
Руководствуясь ч. 2 и 3 ст. 153 ЖК РФ при вынесении решения, суд не определил момент заключения договоров пользования жилыми помещениями и договоров социального найма.
В соответствии с пп. 1) п. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Пунктом 1.2. Договоров пользования жилым помещением предусмотрено, что "жилое помещение передается Гражданину по акту приема-передачи".
Пунктом 4.1. предоставленных Договоров предусмотрено, что "Настоящий договор заключается сроком на 1 год с момента подписания Акта приема-передачи жилого помещения, либо на срок до заключения в установленном порядке с гражданином договора социального найма жилого помещения...".
Фактическая передача помещений по вышеуказанным договорам произошла позднее, в 2012 году, что подтверждается Актами приема-передачи ключей.
Кроме того, пунктом 3 Актов приема-передачи ключей от квартир также закреплено, что с момента получения ключей от квартиры принимающая сторона (т.е. физическое лицо - военнослужащий) оплачивает коммунальные расходы по содержанию квартирную плату в полном объеме согласно договору на эксплуатационное обслуживание.
Расчет заявленных исковых требований предоставлен Истцом на основании вышеуказанных Актов приема-передачи ключей, подтверждающих фактическую передачу помещений нанимателям, т.е. их фактическое заселение в данные помещения и является обоснованным по праву.
Таким образом, обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период до фактической передачи нанимателям жилых помещений по Актам лежит на наймодателе жилых помещений, в данном случае, на Министерстве обороны РФ - Ответчик 2.
Судом первой инстанции данные доводы и доказательства при вынесении решения учтены не были.
При изложенных выше обстоятельствах, решение суда первой инстанции является не законным, в силу чего подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2014 по делу N А56-945/2014 отменить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Товарищества собственников жилья "Кузнецова 10" задолженность по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги в размере 5 064 368 руб. 33 коп., а при недостаточности денежных средств с субсидиарного должника - Российской Федерации в лице Министерства Обороны за счет казны Российской Федерации.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Товарищества собственников жилья "Кузнецова 10" расходы по оплате госпошлины в размере 48 321 руб. 84 коп., а при недостаточности денежных средств с субсидиарного должника - Российской Федерации в лице Министерства Обороны за счет казны Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-945/2014
Истец: ТСЖ "Кузнецова 10"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства Обороны, Российская Федерация в лице Министерства Обороны (для корреспонденции), Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
Третье лицо: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу