г. Челябинск |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А47-641/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Малышева М.Б., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Юсуповой Евгении Михайловны на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2015 по делу N А47-641/2015 (судья Сердюк Т.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "Светлинский ферроникелевый комбинат" (далее - должник, заявитель, ООО "Светлинский ферроникелевый комбинат") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее - МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области) и к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Юсуповой Е.М. (далее - судебный пристав-исполнитель Юсупова Е.М.) об уменьшении на одну четверть суммы исполнительского сбора в размере 180393 руб. 66 коп., установленного постановлением N 56003/14/93070 от 22.12.2014 по исполнительному производству N 7627/14/03/56 (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2015 заявленные требования удовлетворены, размер исполнительского сбора уменьшен до 135295 руб. 25 коп.
В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Юсупова Е.М. просит определение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, заявитель своевременно и в полном объеме не исполнил требования исполнительного документа, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем обоснованно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Полагает, что должником не представлено доказательств, объективно отражающих его имущественное и тяжелое финансовое положение, а также доказательств того, что требования исполнительного документа не исполнены в установленный срок по уважительным причинам. Указывает также на то, что в установленном законом порядке должник с заявлением о предоставлении рассрочки или отсрочки исполнения требований исполнительного документа не обращался.
Отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представлены.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны извещены надлежащим образом. Апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия представителей сторон, по имеющимся документам.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга N 360 от 03.06.2014, судебным приставом-исполнителем Юсуповой Е.М. 10.06.2015 возбуждено исполнительное производство N 7627/14/03/56 о взыскании с ООО "Светлинский ферроникелевый завод" 2650865 руб. 33 коп. (л.д.8).
Пунктом 2 указанного постановления судебным приставом-исполнителем должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа - 5 дней. Кроме того, должник уведомлен о том, что в случае неисполнения в течение предоставленного ему срока требований исполнительного документа взыскание задолженности будет произведено в принудительном порядке со взысканием с должника исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемой суммы.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, определенный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, 22.12.2014 судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании с ООО "Светлинский ферроникелевый завод" исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемой суммы, а именно 180393 руб. 66 коп. (л.д.7).
Не согласившись с указанным постановлением в части размера исполнительского сбора, должник обратился в арбитражный суд с заявлением об уменьшении суммы исполнительского сбора.
Суд первой инстанции, исследовав представленные должником доказательства и установив обстоятельства, свидетельствующие от степени вины должника, применил часть 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) и уменьшил размер исполнительского сбора до 135295 руб. 25 коп.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с положениями ст.30 Закона N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа, соответствующего требованиям ст.13 этого Закона и предъявленного к исполнению в пределах срока, установленного этого Закона, посредством вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, после чего совершает предусмотренные названным Законом действия и применяет меры принудительного исполнения, необходимые для правильного и своевременного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч.ч.11 и 12 ст.30 Закона N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116 этого Закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора (ч.1 ст.105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.112 Закона N 229-ФЗ, исполнительским сбором является денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 ст.112 Закона N 229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 Закона N 229-ФЗ).
Частью 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор определен в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
В силу ч.6 ст.112 Закона N 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном указанным Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В пункте 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Положения статьи 112 Закона N 229-ФЗ подлежат применению с учетом разъяснений Конституционного суда Российской Федерации относительно конституционно-правового смысла и сущности взыскиваемого в рамках исполнительного производства исполнительского сбора как санкции, меры публично-правовой ответственности должника за неисполнение им требований исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения, которые изложены в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П. Согласно этим разъяснениям, сумма исполнительского сбора представляет санкцию штрафного характера, установленный законодателем размер его взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу. С учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, исходя из принципов справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, размер исполнительского сбора может быть снижен правоприменителем.
Данное право суда основано на том, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, которая не должна вести к существенному ухудшению материального положения последнего. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Действующим законодательством не установлен закрытый перечень обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, а установление данных обстоятельств отнесено к полномочиям суда.
Суд первой инстанции, оценив в полном объеме представленные сторонами доказательства, с учетом степени вины должника, его тяжелого финансового положения, исходя из принципа соразмерности наказания степени общественной опасности допущенного нарушения и фактическим обстоятельствам дела, пришел к выводу о том, что имеются основания для снижения размера исполнительского сбора до суммы 135295 руб. 25 коп.
В частности, по итогам оценки представленных в материалы дела доказательств судом отмечено, что должник не уклонялся от исполнения требований исполнительного документа, поскольку у него отсутствовала возможность исполнить такие требования единовременно ввиду наличия арестов, наложенных на денежные средства должника, а также наличия решений налогового органа о приостановлении операций по счетам заявителя.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Довод судебного пристава-исполнителя о том, что заявителем не представлено доказательств наличия обстоятельств, которые явились бы основанием для снижения размера исполнительского сбора, отклоняется как противоречащий материалам дела, поскольку заявителем были представлены доказательства, подтверждающие его тяжелое финансовое положение.
Так, согласно постановлению судебного пристава-исполнителя от 09.04.2014 на денежные средства ООО "Светлинский ферроникелевый завод", находящиеся на расчетном счете N 40702810900005000666 в банке ООО ИКБ "Совкомбанк" наложен арест на сумму 3610951,87 руб.
Решениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Оренбургской области N 2579 от 09.06.2014, N 1732 от 06.05.2014, N 1001 от 31.03.2014, N 1002 от 31.03.2014, N 1003 от 31.03.2014, N 730 от 15.03.2014, N 731 от 15.03.2014, N 531 от 03.03.2014, N 530 от 03.03.2014, N 529 от 03.03.2014 приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банках, в которых ООО "Светлинский ферроникелевый завод" имеет расчетные счета.
Представленные в материалы дела доказательства являются достаточными для всестороннего определения финансового состояния должника и позволяют прийти к выводу о тяжелом финансовом положении должника, что свидетельствует о наличии оснований для уменьшения исполнительского сбора.
По существу доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, и направлены на переоценку представленных доказательств и выводов суда, что не может являться основанием для отмены законно принятого определения.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого определения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2015 по делу N А47-641/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Юсуповой Евгении Михайловны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-641/2015
Истец: ООО "СВЕТЛИНСКИЙ ФЕРРОНИКЕЛЕВЫЙ ЗАВОД", ООО "Светлинский ферроникелевый комбинат"
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области
Третье лицо: Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Е. М.Юсупов, Судебный пристав-исполнитель ОСП УФССП по Оренбургской области Юсуповой Е. М.
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5518/15