Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2015 г. N Ф05-12440/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А40-152238/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Банина И.Н.,
Судей: Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика -
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 26.01.2015 г. по делу N А40-152238/2014,
принятое единолично судьей Башлаковой-Николаевой Е.Ю. (шифр судьи 62-1268)
по иску открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
(ОГРН 1097746772738, г. Москва, ул. Маши Порываевой, 34)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
с участием Министерства труда и социальной защиты населения Амурской области и Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании убытков,
при участии представителей:
от истца - Осипова А.З. по доверенности от 19.09.2013 г.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 56 534 руб. 90 коп. убытков, возникших в результате перевозки железнодорожным транспортом в 2013 году инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненным к ним, имеющим право льготного проезда.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2015 г. по делу N А40-152238/2014 исковые требования удовлетворены.
Ответчик не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик полагает, что при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции были нарушены нормы материального права. В судебное заседание представитель ответчика, надлежащим образом извещённого о времени и месте его проведения, не явился, каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не направил.
Истец не согласился с доводами апелляционной жалобы, направил письменный отзыв, в котором указал, что считает решение законным и обоснованным. В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в отсутствие представителя ответчика в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав представителя истца, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд полагает об отсутствии оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Федеральная пассажирская компания" в лице Забайкальского филиала в 2013 года предоставляло льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте в Забайкальском крае и Амурской области отдельным категориям граждан в соответствии с "Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участков Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним" (далее - Соглашение) от 12.03.1993 г.
Факт предоставления льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купонами кассира.
Согласно реестрам оформленных проездных документов недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом составила 56 534 руб. 90 коп.
Не полученная от потребителей плата истцу не была компенсирована из федерального бюджета.
В результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот указанным категориям граждан у истца образовались убытки в размере 56 534 руб. 90 коп.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском. Предметом спора являются денежные средства, неполученные истцом в связи с перевозкой льготной категории граждан.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно п. 5 ст.790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством РФ, за счет средств бюджетов субъектов РФ - соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.
С 01.01.2005 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании ФЗ "О ветеранах" были заменены ежемесячными денежными выплатами.
В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами стран СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Правительствами Государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) 12.03.1993 г. было заключено "Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним", которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время.
Правительством РФ издано Распоряжение от 21.11.2007 г. N 1659-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 г.
В соответствии со ст. 2 указанного Соглашения инвалидам ВОВ 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств - участников Соглашения 1 раз в год (туда и обратно). Инвалидам ВОВ 3 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) по железной дороге.
Кроме того, сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним. Лицам, сопровождающим в поездах инвалидов ВОВ 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Согласно ст. 3 Соглашения участникам ВОВ и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50%) скидку со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.
На основании ст. 6 Соглашения транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания,
В соответствии со ст. 7 Соглашения основанием для приобретения льготного проездного билета является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд, выданные по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд. Выдачу соответствующего удостоверения и талонов осуществляют органы социальной защиты.
Из п. 74 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 26.07.2002 г. N 30, следует, что отрывные талоны, полученные в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты) прилагаются к отчету билетного кассира.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. 122-ФЗ предусмотрена замена натуральных льгот на ежемесячные денежные выплаты только для граждан России.
Статьёй 7 Гражданского кодекса РФ признано верховенство международных договоров РФ по отношению к внутрироссийскому гражданскому законодательству.
В силу ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора.
Пункт 25 Постановления от 30.12.2011 г. N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" устанавливает, что в 2012 году направление бюджетных ассигнований на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству финансов РФ, осуществляется Министерством финансов РФ в соответствии со структурой расходов федерального бюджета на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ, утверждаемой Правительством РФ.
Пленум Высшего Арбитражного суда РФ в Постановлении от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" разъяснил, что ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании Гражданского кодекса РФ.
Обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов возникает из международного Соглашения от 12.02.1993 г, предусматривающих предоставление льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом. Льготы, предусмотренные Соглашением от 12.03.1993 г. являются обязательствами РФ и подлежат компенсации за счет федерального бюджета.
В представленных к исковому заявлению справках о стоимости указано, что льгота предоставлена участникам ВОВ и лицам, приравненным к участникам ВОВ. Согласно Соглашению "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участков Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 г. указанной категории лиц предоставляется льгота по бесплатному проезду, поэтому ОАО "ФПК" понесло убытки в размере полной стоимости проезда льготника.
При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанций установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2015 г. по делу N А40-152238/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152238/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2015 г. N Ф05-12440/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Федеральная пассажирская компания", ОАО "ФПК, ОАО "ФПК Забайкальский филиал
Ответчик: Министерство финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Минестерство труда и социальной защиты Амурской области, Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края, Министерство труда и социальной защиты населения Амурской области, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края