г. Санкт-Петербург |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А21-3104/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от истца (заявителя): Керемешковой Е.В. по доверенности от 17.09.2012 г.,
от ответчика (должника): не явился, извещен,
от 3-их лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5305/2015) Администрации МО "Светловский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.01.2015 по делу N А21-3104/2014 (судья Талалас Е.А.), принятое
по иску ООО "Лукойл-Калининградморнефть"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области
3-и лица: Управление Росреестра по Калининградской области, Администрация МО "Светловский городской округ"
об установлении кадастровой стоимости
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Калининградморнефть" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала в Калининградской области (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:18:010006:42, площадью 132645 кв.м., расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Светлый, участок находится примерно в 2,1 км от ориентира по направлению на северо-восток, равной его рыночной стоимости в размере 19 650 000 рублей и обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости равной 19 650 000 рублей в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация муниципального образования "Светловский городской округ" (далее - Администрация) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Управление Росреестра).
Решением суда от 28.01.2015 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:18:010006:42, площадью 132645 кв.м., расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Светлый, участок находится примерно в 2,1 км от ориентира по направлению на северо-восток, установлена равной его рыночной стоимости в размере 46 027 800 рублей. Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала в Калининградской области внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости 46 027 800 рублей с момента вступления в силу настоящего судебного акта. С ООО "Лукойл-Калининградморнефть" в пользу Администрации муниципального образования "Светловский городской округ" взыскано 30000 рублей в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, Администрация МО "Светловский городской округ", Управление Росреестра по Калининградской области, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" является собственником земельного участка с кадастровым номером 39:18:010006:42, площадью 132645 кв.м., расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Светлый, участок находится примерно в 2,1 км от ориентира по направлению на северо-восток.
Постановлением Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 N 641 утверждены результаты государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 в размере 169 623 773, 10 рублей.
Обращаясь с настоящим иском в суд, ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" указывает на то, что кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что ведет к увеличению земельного налога. В обоснование своих требований Общество ссылалось на отчет об оценке N И-131204/2-О от 22.01.2014, составленный по заказу истца оценочной организацией ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составила 19 650 000 рублей, и Экспертное заключение НП "Межрегиональный союз оценщиков" N 45/02-14.
В силу статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации Общество как собственник спорного земельного участка по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога в отношении спорного земельного участка и имеет право на его определение исходя из рыночной стоимости земельного участка. При этом рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности; для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка, когда кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В Постановлении ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Суд первой инстанции по ходатайству Администрации назначил по делу судебную оценочную экспертизу, проведение которой поручено эксперту ООО "Центр оценки и маркетинговых исследований" Будкиной Юлии Ивановне. Согласно заключению эксперта N 2014-54/Э от 28.11.2014 рыночная стоимость земельного участка составляет 46 027 800 рублей.
Суд первой инстанции, оценив представленные в деле отчет и заключение эксперта в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ пришел к обоснованному выводу о том, что заключение эксперта N 2014-54/Э от 28.11.2014 соответствуют требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиями ФСО и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности РОО.
В связи с этим суд правомерно принял решение об установлении рыночной стоимости принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером 39:18:010006:42 в соответствии с вышеуказанным заключением эксперта.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", следует также учитывать, что согласно части 7 статьи 268 АПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
В суде первой инстанции Администрация каких-либо возражений по существу экспертного заключения, в том числе возражений, изложенных в апелляционной жалобе, не заявляла.
Согласно п. 3 ст. 86 АПК РФ по ходатайству лица, участвующего в деле, эксперт может быть вызван в судебное заседание и дать необходимые пояснения по экспертному заключению, а также ответить на дополнительные вопросы лиц, участвующих в деле, и суда.
Между тем, при рассмотрении дела в суде первой инстанции о необходимости получения пояснений от эксперта в порядке п. 3 ст. 86 АПК РФ представитель Администрации не заявлял.
В соответствии с п. 2 ст. 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Доводы Администрации о том, что бремя доказывания в настоящем деле возложено исключительно на истца, отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Администрация не представила никаких документов, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорного участка является иной, доказательств, опровергающих выводы эксперта, также не представлено.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы Администрации о недоказанности размера рыночной стоимости земельного участка и недостоверности заключения эксперта являются необоснованными.
Поскольку судом при принятии решения не допущено каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.01.2015 по делу N А21-3104/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3104/2014
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по К/о, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области
Третье лицо: Администрация МО "Светловский городской округ", Управление Росреестра по К/о, управление росреестра по Калининградской области