г. Киров |
|
03 июня 2015 г. |
Дело N А29-4122/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Немчаниновой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Нечаевой Н.Н., действующей на основании доверенности от 27.10.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.10.2014 по делу N А29-4122/2014, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" (ОГРН 1021101121194, г. Сыктывкар, пр. Бумажников, д. 2)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН 1021100524345, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 108-А),
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
установил:
открытое акционерное общество "Монди Сыктывкарский ЛПК" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - ответчик, Министерство) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными выданных Корткеросским районным комитетом по охране окружающей среды Министерства разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, от 28.02.2014 N N 1, 2 и 3 в части предоставленного права проведения "внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, при осуществлении: снятие, сохранение и использование почвенного покрова, открытым способом без применения взрывных работ с марта 2014 года по 30 сентября 2023 года в целях проведения строительных, лесозаготовительных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы_" и особых условий выполнения работ - с глубиной "проведения земляных работ в соответствии с проектными документами на глубину почвенного слоя"; возложении на Министерство в лице Корткеросского районного комитета охраны окружающей среды обязанности устранить допущенные нарушения прав и интересов ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" путем внесения в разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, от 28.02.2014 NN 1, 2, 3 следующих изменений: указать в качестве разрешенного вида работы - добычу общераспространенных полезных ископаемых и глубину проведения земляных работ - до 5 метров (том 2, л.д. 93-97).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что наличие разрешений является необходимым условием для осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Коми; произвольно определяя условия в выдаваемых разрешениях, Министерство злоупотребляет предоставленными полномочиями, создает препятствия Обществу в реализации прав на добычу общераспространенных полезных ископаемых; виды работ и глубина разработки, установленные Министерством в выдаваемых разрешениях, ограничивают предусмотренное федеральным законодательством право на добычу общераспространенных полезных ископаемых и создает препятствия в его реализации.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с приведенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании статей 158, 143, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела откладывалось, производство по делу приостанавливалось до разрешения Арбитражным судом Волго-Вятского округа дела N А29-1470/2014, в заседании суда объявлялся перерыв.
После возобновления производства по делу ответчик представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
В заседании суда представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.11.2007 комитет лесов Республики Коми (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N 22 (том 1, л.д. 77-86). По условиям данного договора арендодатель передает в долгосрочное временное пользование (аренду), а арендатор принимает лесные участки сроком на 17 лет (пункт 1.1). Лесные участки общей площадью 89460 га., предоставленные в аренду по настоящему договору, имеют местоположение: Республика Коми, муниципальный район "Корткеросский", ГУ "Сторожевой лесхоз": Сывъюдорское лесничество, участок N 1, кварталы: 116-122, 142-146, 168-170, 184-187; Нившерское лесничество, участок N 2, кварталы: 17, 18, 29-36, 45-51, 63, 64, 67, 68; участок N 3: 102, 103, 120-122; участок N 4: 89, 90, 108-110, 127; Подъельское лесничество, участок N 5, кварталы: 15, 30-33, 45-50, 62-65; Кересское лесничество, участок N 6, кварталы: 30, 43, 49. 50, 60-70, 81-87, 100-105; участок N 7, кварталы: 110, 111, 128-130 (пункт 1.2). Арендатору передаются участки с целью заготовки древесины (пункт 1.4). Срок окончания действия договора 21.03.2024 (пункт 7.1).
24.02.2014 в адрес Корткеросского районного комитета по охране окружающей среды Министерства (далее - Комитет) Обществом направлены заявления о выдаче разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, в кварталах 86, 85, 103 Кересского участкового лесничества ГУ "Сторожевское лесничество", в которых указан вид, способ и цель планируемых работ: для добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, открытым способом без применения взрывных работ, с целью проведения строительных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почв, а также площадь нарушаемых земель и глубина разработки до 5 метров (том 1, л.д. 17-18, 48-49, 93-94).
28.02.2014 Комитет выдал разрешения N N 1-3 (том 1, л.д. 15-16, 46-47, 91-92), согласно которым Обществу предоставлено право на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, при осуществлении: снятие, сохранение и использование почвенного покрова, открытым способом без применения взрывных работ с марта 2014 года по 30 сентября 2023 года с целью проведения строительных, лесозаготовительных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы; глубина проведения земельных работ в соответствии с проектными документами на глубину почвенного слоя.
Не согласившись с указанными разрешениями в части разрешенного вида внутрихозяйственных работ и глубины разработки, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при выдаче разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, Комитет не обязан и не вправе указывать глубину разработки участка недр в целях применения статьи 19 Закона о недрах; обжалуемые разрешения не препятствуют осуществлению добычи общераспространенных полезных ископаемых в установленном Законом о недрах порядке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции счел апелляционную жалобу обоснованной, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда являются одной из категории земель в Российской Федерации.
Из пункта 6 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса.
В силу пунктов 1, 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации самостоятельными видами использования лесов являются, в том числе: заготовка древесины.
Частями 1, 7 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины (часть 1). Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений (часть 7).
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Статьей 19 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67, проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется на основании выданных разрешений; выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории Республики Коми утвержден приказом Министерства от 18.12.2013 N 595 (далее - Порядок выдачи разрешений).
Пунктом 1 названного Порядка определено, что его положения распространяются, в том числе на проведение строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских, лесозаготовительных (за исключением участков для строительства лесных дорог и дорог противопожарного назначения) и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы.
В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка выдачи разрешений выдача указанных разрешений осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц; в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления территориальный орган Министерства проверяет наличие документов, прилагаемых к заявлению, и направляет заявителю разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова либо мотивированный отказ с указанием причин, по которым проведение данных работ невозможно.
Согласно пункту 8 Порядка выдачи разрешений заявитель вправе приступить к осуществлению внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, только после получения разрешения.
Основания для отказа в выдаче разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, определены в пункте 5 Порядка выдачи разрешений.
Пунктом 3 Приказа Министерства от 18.12.2013 N 595 утверждена форма разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова (приложение N 3 к Порядку выдачи разрешений), согласно которой среди прочего должны быть отражены испрашиваемые вид внутрихозяйственных работ с указанием объема и целей добычи и особые условия - глубина разработки, срок действия разрешения.
Из материалов дела следует, что Общество обратилось в Комитет с заявлениями о выдаче разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, указав вид, способ и цель планируемых работ - для добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, открытым способом без применения взрывных работ, с целью проведения строительных, лесозаготовительных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы.
К заявлениям приложены документы, предусмотренные Порядком выдачи разрешений, в том числе копия правоустанавливающего документа - договора аренды лесного участка от 01.11.2007 N 22, финансовые и технические возможности для снятия плодородного слоя почвы, проект лесоразведения, схема (проект) рекультивации нарушенных земель, согласованный в установленном порядке с уполномоченными органами государственной власти Республики Коми, чертеж (план) землепользования.
Однако, в нарушение пункта 3 Порядка выдачи разрешений Министерство выдало Обществу разрешения для целей и на глубину разработки, не испрашиваемых заявителем, то есть без указания такого вида работ как добыча общераспространенных полезных ископаемых, и с условиями выполнения работ - на глубину почвенного слоя, создав Обществу препятствия в реализации права добычи общераспространенных полезных ископаемых (не числящихся на государственном балансе), поскольку недра с содержащимися в них общераспространенными полезными ископаемыми, расположены ниже почвенного слоя. При этом утвержденный Порядок выдачи разрешений не предусматривает произвольности принятия решения по обращениям заявителей, что имело место в рассматриваемой ситуации. Наличие каких-либо оснований для отказа в выдаче разрешений в испрашиваемом Обществом объеме из имеющихся материалов дела не усматривается.
Названные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемые в соответствующей части разрешения противоречат положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае имеются в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимые для признания их недействительными в соответствующей части, и, соответственно, для удовлетворения требований заявителя.
Изложенное позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что Арбитражным судом Республики Коми при вынесении решения от 07.10.2014 допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании статьи 19 Закона о недрах, пункта 1 Порядка выдачи разрешений, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В силу указанной процессуальной нормы решение суда от 07.10.2014 следует отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Ввиду того, что апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению с принятием нового решения об удовлетворении требований заявителя, расходы по уплате государственной пошлины по делу в размере 6000 рублей и по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей относятся на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Министерство.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.10.2014 по делу N А29-4122/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительными разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, N N 1, 2, 3, выданные 28.02.2014 Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице Корткеросского районного комитета охраны окружающей среды, в части предоставленного права проведения внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, при осуществлении: снятие, сохранение и использование почвенного покрова открытым способом без применения взрывных работ с марта 2014 года по 30 сентября 2023 года в целях проведения строительных, лесозаготовительных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, в отсутствие указания вида работ - добыча общераспространенных полезных ископаемых, и в части особых условий выполнения работ - с глубиной проведения земляных работ: в соответствии с проектными документами на глубину почвенного слоя.
Обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице Корткеросского районного комитета охраны окружающей среды устранить допущенные нарушения прав и интересов открытого акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" путем внесения в разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, N N 1, 2, 3 от 28.02.2014 следующих изменений: указать в качестве разрешенного вида работы - добычу общераспространенных полезных ископаемых и глубину проведения земляных работ - до 5 метров.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в пользу открытого акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" 6000 рублей расходов, понесенных на уплату государственной пошлины при подаче заявления, и 1000 рублей расходов, понесенных на уплату государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4122/2014
Истец: ОАО Монди Сыктывкарский ЛПК
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Третье лицо: ВААС
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3594/15
08.09.2015 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4122/14
03.06.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10069/14
26.01.2015 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4122/14
18.12.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4122/14
07.10.2014 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4122/14