город Москва |
|
3 июня 2015 г. |
дело N А40-156580/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Кольцовой Н.Н., Мухина С.М., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.03.2015
по делу N А40-156580/2014, принятое судьей Поляковой А.Б. (17-1334)
по заявлению Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (109147, Москва, ул. Таганская, дом 3, офис 408)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (121170, Москва, ул. Поклонная, дом 13)
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя: |
Спесивов В.В. по доверенности от 06.11.2014; |
от заинтересованного лица: |
Маккамбаева В.И. по доверенности от 27.05.2015; Новиков С.В. по доверенности от 19.03.2015; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.03.2015 признаны незаконными и отменены постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 09.09.2014 N 14/3648-Ю-2014/148, N 14/3648-Ю-2014/142, N 14/3648-Ю-2014/126, N 14/3648-Ю-2014/139 о привлечении Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (ОГРН 1047796046198) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 29.07.2014 проведена плановая документарная выездная проверка по вопросу соблюдения земельного законодательства Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" на земельных участках, расположенных по адресу: Московская область, Щелковский район, ЗАО Сельскохозяйственное предприятие "Фряновское", в ходе, которой управлением установлено, что земельные участки принадлежащие заявителю на праве собственности (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства) используются не по целевому назначению.
Нарушения, выражены в зарастании земельных участков сельскохозяйственного назначения (пашня), появлении участков заболачивания; следов агротехнической обработки почв, проведения агротехнических мероприятий, следов сенокоса и выпаса животных на проверяемых земельных участках не выявлено; межевые знаки отсутствуют.
28.08.2014 в отношении собственника земельных участков составлены протоколы об административных правонарушениях по делам N 14/3648-Ю-2014/148, N 14/3648-Ю-2014/142, N 14/3648-Ю-2014/126, N 14/3648-Ю-2014/139, ответственность за которые установлена ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
09.09.2014 административным органом по результатам рассмотрения административных дел вынесены постановления N 14/3648-Ю-2014/148, N 14/3648-Ю-2014/142, N 14/3648-Ю-2014/126, N 14/3648-Ю-2014/139, которым Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" привлечения к административной ответственности, ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В порядке ст. ст. 207, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества события и состава инкриминируемых правонарушений.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (ч. 1 ст. 6 Закона N 101-ФЗ).
На основании подп. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
В статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель закреплена обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить указанные в данной норме мероприятия.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в п. 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных решений и процедур согласования.
В соответствии со ст. 42 данного Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Под использованием земель по целевому назначению подразумевается осуществление землепользования в соответствии с правовым режимом, определенным Земельным кодексом Российской Федерации.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено ст. 7 названного Кодекса, при этом в числе прочих в качестве отдельных самостоятельных категорий выделяются такие как земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов.
Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369. Одним из признаков - является залесенность и (или) закустаренность участка: на пашне свыше 15 % площади земельного участка; на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 %.
Заявителем в материалы дела не представлены сведения о том, что сорная растительность является лесными насаждениями, специально посаженными для защиты от негативных воздействий.
Из текста оспариваемых постановлений следует, что заявителю вменяется бездействие в части проведения и организации мероприятий по защите земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, то есть не выполнение обязательных мероприятий, предусмотренных земельных законодательством для собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения, что не является тождественным освоению земельных участков. Освоением земельного участка является использование его для ведения сельскохозяйственного производства или иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона N 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение 3-х и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В срок, указанный в п. 4 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем 2 года (ч. 5 ст. 6 Закона N 101-ФЗ).
По смыслу указанных положений Закона N 101-ФЗ срок неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, по истечении которого наступает административная ответственность, предусмотренная ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 3 года.
Таким образом, Федеральным законом установлен 5-летний срок не использования земельного участка сельскохозяйственного назначения по назначению, необходимый и достаточный для наступления события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что право собственности на земельные участки зарегистрировано за агентством 14.01.2010, проверка проведена 29.07.2014.
Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем 2 года в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального
закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
На земельных участках в период указанного срока появились заросли, участки заболачивания; не проводятся мероприятий по обработке почвы и посевов, что привело к зарастанию спорных земельных участков сорной травой. Одним из факторов, ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения, является зарастание сорной растительностью, которые изменяют физико-химическую и биологическую среду почвы, отсутствуют следы агротехнической обработки почв, проведения агротехнических мероприятий, следов сенокоса и выпаса животных на проверяемых земельных участках, отсутствуют межевые знаки.
Исходя из этого, следует вывод о том, что спорные земельные участки не использовались и не используются собственником по назначению в пределах почти 5-летнего срока.
Следует отметить, что ответственность по ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена именно за неиспользование, а не за освоение земельного участка.
По существу, агентство, отраженные в актах проверки обстоятельства не оспаривает, как и сам факт проведения проверки.
Представленные фотографии, подтверждают факты того, что основная площадь земельного участка заросла многолетней сорной растительностью, каких-либо признаков проведения работ по возделыванию сельхозкультур, обработке почвы и сенокошения на земельном участке не установлено.
Доказательств засеивания или иных действий по освоению земельных участков, не представлено.
Заявитель ссылается на то, что им ежегодно заключаются договоры (договор N 2013-0164/8 от 10.06.2013 с Крестьянским фермерским хозяйством "Настя", договор N 2014-0316/8 от 29.05.2014 с Ооо "ВП-ХОЛДИНГ"), выполнение работ по данным договорам подтверждается подписанными сторонами договоров актами приема-передачи выполненных работ от 31.10.2013 и 30.06.2014 соответственно.
Вместе с тем, факт заключения гражданско-правовых договоров между юридическими лицами, с учетом требований земельного законодательства в отношении собственников земельных участков по их использованию строго в соответствии с их целевым назначением, не может освобождать собственника от ответственности за нарушение режима использования земель.
Ссылки на необходимость замеров площади залесенности земельного участка, предназначенного для возделывания сельскохозяйственных культур и на котором такой залесенности не должно быть, отклоняются, поскольку данный факт, возможно, установить путем визуального осмотра, что и сделано проверяющими.
Ссылка заявителя на судебный акт, которым признаны незаконными предписания, выданные на основании оспариваемых постановлений, как на основание для отмены судебного акта по настоящему делу, отклоняется, поскольку не входит в предмет исследования по настоящему делу.
Довод о том, что при проведении проверки земельных участков не присутствовал кадастровый инженер, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку кадастровый инженер должен присутствовать в случае согласования границ и местоположения участка на местности и должен указать границы участка на местности (п. 3 ч. 11 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе повторного рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена, что следует из представленных материалов, уведомления о дате, месте и времени составления протоколов об административных правонарушениях получены заявителем своевременно и в установленном порядке, о чем свидетельствуют штампы канцелярии заявителя от 26.08.2014; определения о назначении даты, времени и места рассмотрения административных дел от 28.08.2014 получены представителем заявителя Ганном А.В., действовавшим по доверенности.
Соблюдение административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, заявителем не отрицается.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.03.2015 по делу N А40-156580/2014 отменить.
В удовлетворении заявления Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 09.09.2014 N 14/3648-Ю-2014/148, N 14/3648-Ю-2014/142, N 14/3648-Ю-2014/126, N 14/3648-Ю-2014/139 о привлечении Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-156580/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 августа 2015 г. N Ф05-9372/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГК "Агенство по страхованию вкладов", ГК "Агентство по страхованию вкладов"
Ответчик: Управление Росреестра по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, щелковский отдел управления росреестра по московской области