Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 сентября 2015 г. N Ф06-421/15 настоящее постановление отменено
г. Самара |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А55-23163/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Самаралестоппром" - Телятникова М.Н., доверенность от 09.01.2014 г. N 2;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараев И.С., доверенность от 30.12.2014 г. N 425;
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Слабожанова Е.А., доверенность от 12.11.2014 г. N Д05-01/3273;
от главы городского округа Самара - председателя Думы городского округа Самара - извещен, не явился;
от Правительства Самарской области - Сараев И.С., доверенность от 31.12.2014 г. N 1-49/697;
от Администрации городского округа Самара - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Министерства имущественных отношений Самарской области и Правительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 марта 2015 года по делу N А55-23163/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Самаралестоппром", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
глава городского округа Самара - Председатель Думы городского округа Самара, г. Самара,
Правительство Самарской области, г. Самара,
Администрация городского округа Самара, г. Самара,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самаралесстоппром" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Куйбышевский район, ул.Мельничная, д.1, площадью 2352 кв.м., занимаемого административным зданием, нежилым зданием (гаражом), и территорией необходимой для их обслуживания.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений и Правительство Самарской области подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить, жалобы - удовлетворить.
В апелляционных жалобах указывают, что поскольку были выявлены препятствия для предоставления испрашиваемого земельного участка (установленный Федеральным законом запрет на приватизацию), у Министерства отсутствовали правовые основания для предоставления указанного земельного участка, в связи с чем Министерство, руководствуясь пунктом 2.4 Порядка N 74, приняло законное и обоснованное решение от 17.07.2014 N 12-1/1368/14 об отказе в предоставлении земельного участка.
Податели жалоб ссылаются на то, что вывод суда о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие красных линий на испрашиваемом земельном участке, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители Министерства имущественных отношений и Правительства Самарской области доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представитель ОАО "Самаралесстоппром" считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
ОАО "Самаралестоппром" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:
- административное здание, назначение: нежилое здание, 2 - этажный, общая площадь 280 кв. м, инв.N 1-46072, лит. А,А1,а1, А2,а2,АЗ, адрес объекта: Самарская область, г.Самара, Куйбышевский р-н, ул.Мельничная, д.1. Кадастровый (или условный) номер: 63:01:0000000:0:24101;
- нежилое здание, назначение: нежилое здание. 1 - этажный, общая площадь 130,3 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский р-н, ул. Мельничная, д. 1. Кадастровый (или условный) номер: 63:01:0402002:792, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 63-АЕ N 378702 от 08.04.2011 г. и серия 63-АЛ N 118204 от 22.10.2013 г., выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 11 февраля 2013 года.
17.06.2014 года ОАО "Самаралестоппром" обратилось в Министерство имущественных отношений с заявлением и приложенным к нему документами о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Мельничная, д.1, площадью 2352 кв.м., занимаемого административным зданием, нежилым зданием (гаражом), и территорией, необходимой для их обслуживания.
Письмом от 17.07.2014 года N 12-1/1368/14 заинтересованное лицо отказало заявителю в предоставлении вышеуказанного участка в собственность в связи с нахождением земельного участка в границах территории общего пользования.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Самаралестоппром" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции исходил из того, что на основании свидетельства N 201124 от 25.07.1994 года ГП "Самаралестоппром" владело и пользовалось земельным участком площадью 1,045 га на праве постоянного бессрочного пользования; согласно постановлению Главы города Самары N 882 от 07.07.1995 года, учитывая заявление генерального директора АООТ "Самаралестоппром" об изменении площади земельного участка, АООТ "Самаралестоппром" был предоставлен в аренду сроком на 5 лет с правом выкупа в собственность фактически занимаемый земельный участок, площадью 2351,9 кв.м., с административным зданием и мастерскими по ул. Мельничной, 1. Другая часть земельного участка площадью 8098, 1 кв.м. была передана АООТ "Самаралестоппром" в муниципальную собственность, согласно прилагаемой к постановлению схеме; никаких красных линий при этом выявлено не было.
Также суд ссылается на то, что 16.08.1995 года между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары и АООТ "Самаралестоппром" был заключен договор аренды N 16134 на право аренды земельного участка с правом выкупа в собственность площадью 2351,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, улица Мельничная, дом 1; в настоящее время вышеуказанный договор аренды является действующим, ОАО "Самаралестоппром" своевременно вносит арендные платежи по реквизитам, указанным Министерством имущественных отношений Самарской области.
Судом установлено, что с 1952 года земельный участок огорожен забором и неограниченный круг лиц не имеет к нему свободного доступа, согласно же предоставленной суду выкопировке из информационной системы испрашиваемый земельный участок (огороженный забором) визуально располагается на проезжей части улицы Гаванской.
С учетом этого, суд указал в решении, что в действительности такая ситуация существовать не может.
Судом сделан вывод о том, что довод Министерства и Департамента о расположении части испрашиваемого заявителем земельного участка на территории общего пользования, явившийся основанием для отказа в предоставлении участка, в нарушение ст.65 АПК РФ не доказан.
Однако судом не учтено следующее.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
-изъятия земельных участков из оборота;
-установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
-резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-0, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ не могут быть предоставлены в частную собственность земельные участки: которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота; земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85).
Кроме того, в пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-0 указано, что, рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
Как следует из статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Градостроительный кодекс), сведения о красных линиях, обозначающих в силу пункта 11 статьи 1 указанного Кодекса границы территорий общего пользования, содержатся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Градостроительного кодекса, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из данной нормы права и определения понятий "красные линии", данного в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса, красными линиями обозначаются земельные участки общего пользования, а также земельные участки, подлежащие использованию в публичных интересах.
При этом согласно пункту 3 статьи 9 Градостроительного кодекса документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2.4 Порядка предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок N 74) предусмотрено, что запросы в Министерство направляют органы, осуществляющие: ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации для предоставления испрашиваемого земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности; органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с этим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (части 1 и 2 статьи 57).
Согласно пункту 5 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом структура, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок-предоставления сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц определены Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 N 363.
Согласно Положению информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса.
Часть 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что информационная система включает в себя сведения о документах территориального планирования муниципальных образования, о правилах землепользования и застройки, о документации по планировке территории (пункт 1); дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (пункт 2); иные документы и материалы (пункт 3).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8, пунктом 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ, подпунктами "б" и "з" пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, включает в себя, в том числе, сведения о территориальном, функциональном зонировании городского округа, планировочных ограничениях на территории городского округа.
Из содержания приведенных норм в их взаимной связи следует, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
Согласно ответа Департамента строительства и архитектуры г. Самары 19.06.2014 N САМВ-123300, часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования.
В материалы дела Департаментом строительства и архитектуры г. Самары представлена выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара, утвержденным решением Думы г.о. Самары от 20.03.2008 г. N 539, от 10.11.2014 г. согласно которой испрашиваемый заявителем земельный участок располагается в красных линиях улицы Мельничной и Гаванской, то есть территории общего пользования (л.д. 100, т.1).
Кроме того, это же обстоятельство подтверждается выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара от 20.01.2015 г. (л.д. 147, т.1) и выкопировкой, представленной администрацией г.о. Самара (л.д. 142, т.1).
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых, отображаются в том числе автомобильные дороги местного значения.
Границы улицы Гаванской определены действующим документом территориального планирования городского округа - Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539.
Таким образом, действующий документ территориального планирования определяет необходимость использования испрашиваемой заявителем территории для общегородских нужд, а именно для существования и закрепления на местности в определенных границах улицы Мельничной и Гаванской и не предусматривает размещение любых капитальных объектов либо приватизации этой территории.
Таким образом, не соответствуют обстоятельствам дела выводы суда первой инстанции о том, что довод Министерства и Департамента о расположении части испрашиваемого заявителем земельного участка на территории общего пользования, явившийся основанием для отказа в предоставлении участка, в нарушение ст.65 АПК РФ не доказан.
Поскольку на момент реализации собственником объекта недвижимости в порядке статьи 36 ЗК РФ права на приватизацию земельного участка решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 был утвержден генеральный план городского округа Самары, согласно которому спорный земельный участок располагается в пределах территории, ограниченной красными линиями, Министерство обоснованно отказало обществу в предоставлении земельного участка в собственность.
Аналогичная правовая позиция по рассматриваемому вопросу подтверждается сложившейся судебной практикой - постановлениями Арбитражного суда Поволжского округа от 15.05.2015 г. по делу N А55-10005/2014, от 24.04.2012 г. по делу N А55-21651/2011, от 25.02.2013 г. по делу N А55-10152/2012, от 05.03.2015 г. по делу N А55-10384/2014.
Выводы суда первой инстанции о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие красных линий на испрашиваемом земельном участке, не соответствуют обстоятельствам дела.
То обстоятельство, что с 1952 года земельный участок огорожен забором и неограниченный круг лиц не имеет к нему свободного доступа, не отменяет предусмотренный законодательством запрет на приватизацию земельных участков, занятых территорий общего пользования.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, автомобильные дороги, железнодорожные линии, другие подобные сооружения.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Установленный действующим законодательством Российской Федерации запрет на приватизацию земельных участков является основанием для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права согласно пп.3, 4 ч.1 ст.270 АПК РФ решение суда следует отменить и в удовлетворении заявленных ОАО "Самаралестоппром" требований отказать.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 марта 2015 года по делу N А55-23163/2014 отменить.
В удовлетворении заявления ОАО "Самаралестоппром" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23163/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 сентября 2015 г. N Ф06-421/15 настоящее постановление отменено
Истец: ОАО "Самаралестоппром"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Глава городского округа Самара, Департамент строительства и архитектуры г о Самара, Правительство самарской области
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7150/16
09.12.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14079/15
15.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-421/15
02.06.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5736/15
13.03.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23163/14