г. Томск |
|
3 июня 2015 г. |
Дело N А45-19034/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2015.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Колупаевой Л. А.
Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. (до перерыва); секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А.(после перерыва);
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованных лиц: Брагина Н.А., представитель по доверенности от 27.10.2014, удостоверение; Резникова Л.Г., представитель по доверенности от 13.04.2015, удостоверение (до перерыва);
от третьих лиц: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (07ап-3627/15)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.02.2015 по делу N А45-19034/2014 (судья С.В.Тарасова)
по заявлению Аксеновой Людмилы Яковлевны, г. Новосибирск
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области, г. Новосибирск,
третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью "ОптИндустрия" 2) Игнатенко Елена Андреевна, 3) Пунёва Ирина Николаевна
о признании незаконными действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Аксенова Людмила Яковлевна (далее - заявитель, Аксенова Л.Я.) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган), выразившегося в не исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи в отношении Аксеновой Людмилы Яковлевны как лица, имеющего право действовать без доверенности от имени общества с ограниченной ответственностью "ОптИндустрия" (далее - общество, ООО "ОптИндустрия"), и об обязании Инспекции исключить из ЕГРЮЛ указанные сведения.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО "ОптИндустрия" и участники ООО "ОптИндустрия" Игнатенко Елена Андреевна и Пунёва Ирина Николаевна
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.02.2015 требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, регистрирующий орган в апелляционной жалобе просит его отменить, вынести новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм процессуального и материального права.
Более подробно доводы изложены непосредственно в жалобе.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, довод апелляционной жалобы отклонила, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ, в судебном заседании объявлен перерыв с 22.05.2015 до 27.05.2015.
В соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 N 113, если продолжение судебного заседания назначено на иную календарную дату, арбитражный суд размещает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о времени и месте продолжения судебного заседания (публичное объявление о перерыве и продолжении судебного заседания).
Информация о перерыве была размещена на официальном сайте Седьмого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
После перерыва заявитель, третьи лица, в судебное заседание так же не явились. С учетом принятых судом мер по надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции, совещаясь на месте, вынес определение о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие, а также объявлено о замене судьи Скачковой О.А. на судью Колупаеву Л.А. в связи с длительным отсутствием судьи Скачковой О.А. (нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске). В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы произведено с начала.
Представитель заинтересованного лица довод апелляционной жалобы поддержал, по основаниям, приведенным в жалобе.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, суд апелляционной инстанции находит установленным следующее.
Из материалов дела, ООО "ОптИндустрия" зарегистрировано 02.06.2008 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Новосибирска.
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.
Пунктом 3.5 Устава ООО "ОптИндустрия" предусмотрено, что единоличный исполнительный орган избирается общим собранием участников на 2 (два) года.
Решением учредителя от 14.05.2008 на должность исполняющего обязанности генерального директора ООО "ОптИндустрия" была избрана Аксенова Л.Я. 13.05.2010 и 13.05.2012 Аксенова Л.Я вновь была переизбрана на должность генерального директора общества. Последним днем действия полномочий генерального директора Аксеновой Л.Я. согласно решениям общего собрания участников Общества являлось 14.05.2014. С заявителем был подписан срочный трудовой договор сроком до 14.05.2010. Дополнительным соглашением от 13.05.2010 срок, действия договора был продлен до 14.05.2012. 18.04.2014 заявителем было подано заявление об увольнении. Трудовой договор был расторгнут с заявителем 18.06.2014, о чем свидетельствует приказ об увольнении, подписанный представителем участника ООО "ОптИндустрия" по нотариальной доверенности. Таким образом, последним днем полномочий генерального директора Аксеновой Л.Я. является 18.06.2014.
Сведения о генеральном директоре ООО "ОптИндустрия" Аксеновой Л.Я. были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества в силу подпункта "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В целях исключения сведений из ЕГРЮЛ об Аксеновой Л.Я. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "ОптИндустрия", заявитель 18.04.2014 заявитель отправила в адрес участников ООО "ОптИндустрия" (Пуневой И.Н. и Игнатенко Е.А.) заявление об увольнении в связи с истечением срока трудового договора и уведомление о проведении общего собрания участков для избрания нового генерального директора общества. В результате неявки участника Пуневой И.Н., обладающей 50 % уставного капитала, на собрании участников, проводимом 15.05.2014, решения не принимались в виду отсутствия кворума (абз. 3 п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). 18.06.2014 было назначено повторное собрание с той же повесткой дня (смена Генерального директора общества), отправлены сообщения о проведении повторного собрания участникам общества. Однако участник общества Пунева И.Н. в очередной раз уклонилась от участия в собрании, в результате чего собрание 18.06.2014 не было проведено.
08.07.2014 заявителем было направлено участникам общества требование об исключении из ЕГРЮЛ сведений об Аксеновой Л.Я. как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ООО "ОптИндустрия". Данное требование осталось без ответа. Сведения об исключении из ЕГРЮЛ Аксеновой Л.Я. в регистрирующий орган направлены не были. 24.07.2014 заявитель в очередной раз отправила в адрес общества требование об исключении из ЕГРЮЛ сведений об Аксеновой Л.Я. как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ООО "ОптИндустрия". Однако, общество до настоящего времени сведения об ином лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ООО "ОптИндустрия", в регистрирующий орган не представило.
06.08.2014 Аксенова Л.Я. обратилась в регистрирующий орган (МИФНС РФ N 16 по Новосибирской области) с нотариально заверенным заявлением об исключении сведений в отношении себя, как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ООО "ОптИндустрия", однако до сих пор налоговый орган не исключил указанные сведения из реестра.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с заявлением о признании бездействия налогового органа незаконным. Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи о регистрации вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. В регистрационном деле юридического лица, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с названным Федеральным законом. Регистрационные дела юридических лиц являются частью соответственно ЕГРЮЛ.
Согласно подпункту "л" пункта 1 и пункта 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо обязано уведомить налоговый орган об изменении сведений о своем единоличном исполнительном органе, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии со статьей 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (форма N Р14001). При этом подлинность подписи заявителя на заявлении, представленном в регистрирующий орган, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Заявителем может являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (статья 9 указанного Закона).
Правом подписи заявления по форме Р14001 обладает только вновь избранный руководитель. Закон N 129-ФЗ не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в Государственный реестр таких сведений.
С момента избрания нового руководителя полномочия его предшественника прекращаются, и он не вправе без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе подписывать заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о новом единоличном исполнительном органе. Поэтому заявление по форме Р14001 подписывает новый руководитель либо лицо, действующее на основании доверенности.
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации, помимо перечисленных выше, Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрено, а приведенный в статье 23 данного Федерального закона перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
При этом в полномочия регистрирующего органа не входит оценка содержащихся в представленных для государственной регистрации документах сведений на предмет их достоверности, а обязанность указания достоверной информации возложена законодателем на заявителя (статья 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Из материалов дела следует, что заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ об ООО "ОптИндустрия" в налоговый орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не подавалось. Представленное Аксеновой Л.Я. заявление, поданное в регистрирующий орган 06.08.2014, таковым не является.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у МИФНС России N 16 по Новосибирской области оснований для исключения из ЕГРЮЛ сведений о Аксеновой Л.Я., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "ОптИндустрия".
Кроме того, в соответствии со статьей 11, пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Требования заявителя о признании незаконным бездействия инспекции МИФНС России N 16 по Новосибирской области, выразившееся в неисключении из Единого государственного реестра юридических лиц записи в отношении Аксеновой Л.Я. как физического лиц, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица ООО "ОптИндустрия"; обязании исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о Аксеновой Л.Я. как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ООО "ОптИндустрия" не основаны на положениях пункта 3 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
Довод заявителя о том, что неисключение сведений о Аксеновой Л.Я., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица нарушает права и законные интересы заявителя, отклоняется судебной коллегией, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела. При таких обстоятельствах, правовые основания для исключения из ЕГРЮЛ сведений о Аксеновой Л.Я., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "ОптИндустрия", в отсутствие соответствующего заявления согласно положений Закона о регистрации у Инспекции отсутствуют.
Кроме того, взаимоотношения между руководителем общества и обществом с ограниченной ответственностью не регулируются Законом о регистрации и не носят экономического характера. Полномочия единоличного исполнительного органа общества в силу статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" возникают с момента его избрания общим собранием участников общества и прекращаются с момента принятия решения о прекращении полномочий. Гражданское законодательство не связывает возникновение либо прекращение полномочий исполнительного органа юридического лица с моментом внесения соответствующих сведений в реестр.
В связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявитель не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обжалуемым бездействием регистрирующего органа.
При этом Закон о регистрации исходит из принципа официальности, достоверности и актуальности сведений, включенных в реестр, имеющих общедоступный характер (статьи 4, 12, Закона о регистрации, статьи 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Вместе с тем достоверность сведений реестра обеспечивается установленной Законом о регистрации обязанностью заявителя при государственной регистрации представлять регистрирующему органу достоверные сведения о юридическом лице. Таким образом, обязанность обеспечить достоверность содержащихся в реестре сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, лежит на ООО "ОтпИндустрия", а не на Инспекции.
Так же суд апелляционной инстанции находит необходимым указать следующее, что положения статей 5, 8, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", предусматривающих в том числе право субъекта персональных данных на исключение из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов, не регулируют спорные правоотношения. В силу пункта 1 статьи 1 Закона о регистрации отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом о регистрации. По смыслу указанного закона субъектом сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, является юридическое лицо.
Ссылка заявителя на судебную практику не принимается так как указанные заявителем судебные акты не имеют преюдициального значения по данному делу.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 270 АПК РФ неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, является основанием для отмены судебного решения.
С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе распределяются между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.02.2015 по делу N А45-19034/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования Аксеновой Людмилы Яковлевны оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Колупаева Л. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-19034/2014
Истец: Аксенова Людмила Яковлевна
Ответчик: МИФНС России N16 по Новосибирской области
Третье лицо: Игнатенко Елена Андреевна, ООО "ОптИндустрия", Пунева Ирина Николаевна, Пунёва Ирина Николаевна