г. Самара |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А55-8850/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Министерства строительства Самарской области - Сидоренко С.В. (доверенность от 06.02.2015 N 3-49/18),
представителей общества с ограниченной ответственностью "Алга" - Мкртчян Г.Р. (директор, Решение N 4 ООО "Алга"), Денисовой Н.А. (доверенность от 10.06.2014 N 1),
представитель открытого акционерного общества "Картель" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июня 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Картель"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2015 года по делу N А55-8850/2014 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Картель" (ОГРН 1026300969947, ИНН 6315221371) г.Самара,
к Министерству строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315600369) г.Самара,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара.
общества с ограниченной ответственностью "Алга" (ОГРН 1026301696740, ИНН 6319004480) г. Самара,
ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Картель" (далее - заявитель, общество, ОАО "Картель") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным Приказа от 07.03.2014 N 111-п о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Алга" в аренду сроком на пять лет земельного участка под строительство открытой стоянки для краткосрочного хранения с гостиницей площадью 597 кв.м. по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Коммунистическая/Московское шоссе (т.1 л.д. 6-8).
Определением суда первой инстанции от 16.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Алга" (т.1 л.д.1-2).
Определением суда первой инстанции от 18.06.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство имущественных отношений Самарской области, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Федеральное Государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" по Самарской области (т.1 л.д.88-89).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2015 по делу N А55-8850/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.3 л.д.37-39).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.52-55).
ООО "Алга" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в присутствии представителей Министерства строительства Самарской области, а также ООО "Алга", в отсутствие представителей иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Министерства строительства Самарской области отклонил апелляционную жалобу.
Представитель ООО "Алга" отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей Министерства строительства Самарской области и ООО "Алга", суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Приказом Министерства строительства Самарской области от 22.11.2013 N 345-п утвержден акт о выборе земельного участка площадью 597 кв.м. для строительства открытой стоянки краткосрочного хранения автомобилей с гостиницей по улице Коммунистической, 90/Московское шоссе в Ленинском районе города Самары и предварительно согласовано место размещения открытой стоянки краткосрочного хранения автомобилей с гостиницей на вышеуказанном земельном участке (т. 1 л.д. 43-48).
Указанным приказом от 07.03.2014 N 111-п ООО "Алга" предоставлен в аренду сроком на пять лет без права выкупа в собственность земельный участок площадью 597 кв.м. (кадастровый номер 63:01:0521003:783), относящийся к категории "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, по улице Коммунистической, 90/Московское шоссе для строительства открытой стоянки краткосрочного хранения автомобилей с гостиницей (т. 1 л.д. 49-50).
По мнению заявителя, данный приказ нарушает его права и законные интересы, поскольку предоставленный ООО "Алга" земельный участок расположен в границах земельного участка, что подтверждается заключением эксперта N 01/2015 от 16.01.2015 (т. 2 л.д. 174-179), предоставленного заявителю в аренду на основании договора аренды земельного участка от 27.03.1995 N 10880 (т. 1 л.д. 9-12).
Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.
В силу пункта 5 указанной статьи Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Судом первой инстанции установлено, что в Министерство строительства Самарской области поступило заявление ООО "Алга" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения открытой стоянки краткосрочного хранения автомобилей с гостиницей.
В соответствии с Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, указанное заявление направлено Министерством строительства Самарской области в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) в целях организации работ по выбору земельного участка для строительства.
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно письму Департамента управления имуществом городского округа Самара от 09.04.2013 N 15-07-05/19398 в базе данных имеются сведения о договоре аренды земельного участка от 27.03.1995 N 10880, заключенному между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары и АООТ "Картель" на основании постановления Администрации г. Самары от 21.07.1993 N 1102, преданном в Комитет по управлению имуществом г. Самары и зарегистрированном под N 014950з.
В указанном письме Департамента управления имуществом городского округа Самара прямо указано, что данный договор аренды прекратил свое действие (т. 1 л.д. 55).
По информации Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.09.2011 N 12/14977, сведения о договорах аренды земельных участков по испрашиваемому ООО "Алга" земельному участку в Министерстве отсутствует (т. 1 л.д. 54).
Согласно уведомлению от 06.09.2011 N 63-00-102/11-184753 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Коммунистическая, 90/ Московское шоссе (т. 1 л.д. 53).
По сведениям ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", здания, строения, сооружения на земельном участке также отсутствуют (т. 1 л.д. 52).
Распоряжением департамента от 03.08.2012 N РД-483 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Коммунистической, 90/ Московское шоссе, в Ленинском районе г. Самары для строительства открытой стоянки краткосрочного хранения автомобилей с гостиницей (т. 1 л.д. 51).
Принимая во внимание, что в ходе обеспечения выбора земельного участка была получена вся необходимая информация, а также уполномоченным органом утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Министерством строительства Самарской области принят приказ от 22.11.2013 N 345-п "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства открытой стоянки краткосрочного хранения автомобилей с гостиницей обществу с ограниченной ответственностью "Алга" на земельном участке по улице Коммунистической, 90/ Московское шоссе, в Ленинском районе города Самары".
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В пределах указанного срока земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 63:01:0521003:783.
При постановке земельного участка на кадастровый учет каких-либо наложений на другие земельные участки также выявлено не было.
07.03.2014 Министерством строительства Самарской области принят приказ N 111-п "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Алга" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, по улице Коммунистической, 90/ Московское шоссе, для строительства открытой стоянки краткосрочного хранения автомобилей с гостиницей".
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что формирование и предоставление земельного участка осуществлялось в строгом соответствии с процедурой предварительного согласования места размещения объекта, установленного Земельным кодексом Российской Федерации, оспариваемый ненормативный правовой акт не нарушает какие-либо права и законные интересы заявителя и правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя, что оспариваемый приказ нарушает его имущественные права в сфере земельных отношений, а именно: предоставленный Министерством строительства Самарской области вышеуказанный земельный участок ООО "Алга" находится в границах находящегося у ОАО "Картель" во владении и пользовании по праву аренде земельного участка площадью 2 706 кв.м. для размещения "фабрики химчистки одежды" по адресу: г.Самара, Ленинский район, ул.Коммунистическая, 90, с кадастровым номером 63:01:0521003:513, предоставленный заявителю на основании постановления Администрации города Самары от 21.07.1993 N 1102. В соответствии с указанным распорядительным актом органа муниципальной власти геодезической службы Отдела по делам архитектуры Администрации г.Самары были выделены ОАО "Картель" в натуре два земельных участка, один из которых, площадью 0,2706 га (2706 кв.м.) в аренду. Данное обстоятельство подтверждается актом N 6225 об отводе участка от 26.08.1993. Позднее с заявителем заключен договор аренды земельного участка от 27.03.1995 N 10880 на срок до 21.07.1998.
Судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Самарской области от 06.05.2006 по делу N А55-3021/2006 установлено, что указанный договор аренды земельного участка является незаключенным, который не порождает какие-либо права и обязанности сторон. Основанием для признания договора незаключенным, является вывод суда, что сторонами не согласованы разногласия по договору от 27.03.1995 N 10880 (т. 3 л.д. 19-20).
Указанный судебный акт послужил основанием для прекращения арендных правоотношений по использованию земельного участка, что подтверждается письмом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28.04.2008 N 12-15/з-665, письмом Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.09.2011 N 12/14977 и письмом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 09.04.2013 N 15-07-05/19398 (т. 1 л.д. 54, 55, 116).
Согласно доводам заявителя, земельный участок площадью 0,2706 га предоставлен во владение и пользование на основании акта об отводе границ участка от 26.08.1993 N 6225 (т. 1 л.д. 11).
Договор это соглашение сторон.
Основным принципом земельных правоотношений является принцип платности пользования землей.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, а заявителем не оспаривается, что за весь период владения и пользования данным земельным участком с 1993 года плата за его пользования вносилась заявителем лишь единожды в сумме 862 519 руб. 64 коп. за период с 26.12.2012 по 01.10.2013 на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2014 N А55-28006/2013 (т. 1 л.д. 31-35).
Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о несоблюдении заявителем принципа платности пользования земельным участком.
Несоблюдение заявителем принципа платности пользования земельным участком в течение 20 лет в совокупности с выводами суда о незаключенности договора аренды от 27.03.1995 N 10880, изложенными в решении суда от 06.05.2006 по делу NА55-3021/2006, позволяют суду сделать вывод об отсутствии у заявителя арендных правоотношений по использованию земельного участка площадью 0,2706 га.
Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2014 года по делу N А55-28006/2013 является необоснованной, поскольку установленные в рамках рассмотрения данного спора обстоятельства не могут иметь преюдициального характера для рассмотрения настоящего дела в виду того, что предметом спора по делу NА55-28006/2013 являлось взыскание неосновательного обогащения, а не правовой статус договора аренды земельного участка от 27.03.1995 N 10880.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил в суд доказательств, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2015 года по делу N А55-8850/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Картель" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8850/2014
Истец: ОАО "Картель"
Ответчик: Министерство строительства Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры г. о. Самара, Департамент управления имуществом г. о. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, ООО "Алга", ООО ГП "Гео-Стандарт", ФГБУ "ФКП Росреестра"
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9200/16
18.02.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19061/15
03.12.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-8850/14
08.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27257/15
04.06.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5848/15
20.03.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-8850/14