г. Москва |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А40-111738/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Бекетовой И.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15
апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.12.2014
по делу N А40-111738/13, принятое судьей Семушкиной В.Н (152-1022)
по заявлению Министерства сельского хозяйства РФ к Федеральной антимонопольной службе о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: Рыжкова Е.И. по дов. от 06.05.2015;
от ответчика: Селиванов М.М. по дов. от 02.12.2014.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражный суд города Москвы от 09 декабря 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2014 года Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз) отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 23 мая 2013 года по делу N П-418/13 о признании в действиях Минсельхоза нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), передачи материалов дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московской области по делу от 10.07.2014 решение Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2013 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При этом, суд кассационной инстанции указал на необходимость исследования и оценки доказательств представленных заявителем в томах дела с 1 по 5 в обоснование своих доводов с целью установления процентного соотношения заказов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2014 признано недействительным решение ФАС России от 23.05.2013 по делу N П-418/13. Судом первой инстанции на ФАС России возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Министерства сельского хозяйства России в установленном законом порядке.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, антимонопольный орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование этого указывается, что оспариваемое решение антимонопольного органа не ограничивает заявителя в осуществлении им предпринимательской деятельности, не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей и не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Считает, что Заказчиком в 2012 году размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществлялось с нарушением части 1 статьи 15 Закона о размещении заказов.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей участвующих в деле лиц, приходит к следующим выводам.
В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 18 апреля 2013 года 272/13 "О создании инспекции по осуществлению внеплановых проверок" Инспекцией ФАС России была проведена внеплановая проверка действий Минсельхоз, как заказчика, в части соблюдения требований статьи 15 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, и оказание услуг в 2012 году.
В ходе проверки установлено, что общая сумма средств, выделенная на закупку заказчиком товаров, работ, услуг входящих в Перечень в 2012 году составляет 304 746 000 рублей. При этом фактический объем средств по заказам, размещенным заказчиком в 2012 году у субъектов малого предпринимательства составляет 304 746 000 рублей, что составляет 100% от общей суммы средств, выделенной на закупку заказчиком товаров, работ, услуг входящих в Перечень.
Таким образом, по выводу антимонопольного органа, Минсельхозом в 2012 году размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществлялось с нарушением части 1 статьи 15 Закона о размещении заказов.
По факту выявленных нарушений 23.05.2013 Инспекцией ФАС России по делу N П-418/13 вынесено решение о признании в действиях Минсельхоза (заказчик) нарушения требований части 1 статьи 15 Закона о размещении заказов и о передаче материалов дела соответствующему должностному лицу Управлении контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 15 Закона о размещении заказов заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2006 года N 642 утвержден Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства.
Согласно части 3 статьи 15 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок которые предусмотрены частью 1 статьи 15 Закона о размещении заказов и в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, информация о проведении таких торгов, запроса котировок должна содержаться в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок.
В обоснование правовой позиции и доводов апелляционной жалобы, антимонопольный орган указывает, что Минсельхоз России в 2012 году осуществил размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 100 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 642.
Вместе с тем, во исполнение указаний суда кассационной инстанции, судом первой инстанции исследована документальная информация, размещенная на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - www.zakupki. gov.ru., из которой следует, что Минсельхоз России осуществил размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 11,2 % от предусмотренного Министерством общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных Перечнем.
Как верно указано судом первой инстанции в решении, указанная информация о размещенных Минсельхозом России заказах размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - www.zakupki.gov.ru и является доступной для всеобщего ознакомления, в том числе для членов Инспекции ФАС России.
Кроме того, судом первой инстанции обозревалась телеграмма, телеграммой ФАС России от 20.05.2013 г. об истребовании у заявителя документов, в число которых входили реестры закупок, из которых усматривается, что в 2012 году было выделено 2 720 392 177,59 руб. для размещения Минсельхозом России заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг, входящих в Перечень.
Из общего годового объема денежных средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, поименованных в Перечне, размещение заказов у субъектов малого предпринимательства производилось на сумму 304 746 658,31 руб., что составляет 11, 2 % от предусмотренного Министерством общего годового объема поставок товаров. выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных Перечнем.
Таким образом, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Минсельхоз России действовал в строгом соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о размещении заказа, в связи с чем, оснований для признания в действиях заказчика нарушений указанной нормы права у ФАС России не имелось.
Основываясь на изложенных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о том, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя является законным и обоснованным. Что касается иных доводов, изложенных в апелляционной жалобе, то они на правильность решения суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя не влияют.
руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.12.2014 по делу N А40-111738/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111738/2013
Истец: Министерство сельского хозяйства РФ
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная антимонопольная служба России
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6618/14
04.06.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13603/15
10.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-6618/14
20.03.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3505/14
05.12.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-111738/13