г. Москва |
|
08 июня 2015 г. |
Дело N А40-203413/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи П.А.Порывкина,
Судей Г.Н.Поповой, О.Г.Мишакова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А.Пузраковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ-Главное управление ПФР N 10 по г.Москве и МО
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05 марта 2015 г.
по делу N А40-203413/14, принятое судьёй Г.А.Карповой
по заявлению ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767; ИНН 7707049388) к ГУ - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г.Москве и Московской области (ОГРН 1027701022788; ИНН 7701319704) об обязании произвести возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 148 703 руб. по решению фонда от 10.12.2012 N 1584,
при участии в судебном заседании:
от ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" - Жуков А.Ю. по дов. от 09.06.2014 г. N 01/29/552-14,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2015 г. Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г.Москве и Московской области предписано возвратить ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 148 703 руб. по решению фонда от 10.12.2012 г. N1584; с ГУ - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N10 по г.Москве и Московской области в пользу ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" взысканы судебные расходы в размере 5 462 руб.
Не согласившись с решением суда, ГУ - Главного управления ПФР N 10 по г.Москве и Московской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда г.Москвы от 05 марта 2015 г. по делу N А40-203413/14.
В жалобе заявитель указывает, что ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" 05.12.2012 г. обратилось к ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г.Москве и Московской области с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов. 10.12.2013 г. ответчиком было вынесено решение N 1584 о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.
В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 г. N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", ответчиком от 12.03.2013 г. было дополнительно разъяснено заявителю, что положительное решение о возврате переплаты, принятое на основании заявления заявителя, представленного в территориальное Управление ПФР в декабре 2012 г., не может быть исполнено по причине отмены кодов бюджетной классификации с 01.01.2013 г.
Согласно совместному письму ПФР и ФНС России от 11.08.2010 г. N ЯК-17-8/58@/АД-30-24/8509, разработан порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период с 2002 года по 2009 год включительно.
Решения о возврате, принятые на основании заявлений плательщиков, представленных в территориальные Управления в декабре 2012 г., не могут быть исполнены по причине закрытия кодов бюджетной классификации. По этой же причине в 2013 г. не могли быть исполнены уведомления налоговых органов на отказы от ошибочных платежей, осуществленных плательщиками в период с 2010 г. по 2012 г. по кодам бюджетной классификации с кодом главы 182.
В связи с этим была приостановлена работа по вынесенным решениям о возврате сумм излишне уплаченным страховым взносам, так как осуществляется доработка существующей версии ПТК "АСВ" и получение рекомендаций.
Ликвидация соответствующего кода бюджетной классификации и доработка ПТК "АСВ" является обоснованным обстоятельством, которое возникло не по вине ответчика.
Представитель ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, указывая, что Арбитражный суд г.Москвы подробно рассмотрел все обстоятельства возникновения у общества переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и исследованы возражения ГУ-ГУ ПФР N 10 по г.Москве и МО.
Из буквального толкования положений ст.26 ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" следует, что в возврате излишне уплаченных страховых взносов плательщику указанных взносов может быть отказано только в трех случаях: 01.10.2013 г., если плательщик страховых взносов обратился в орган контроля за уплатой страховых взносов не по месту своего учета (и иное не предусмотрено ФЗ "О страховых взносах"), 01.10.2014 г., если у плательщика страховых взносов имеется задолженность перед бюджетом внебюджетного фонда по страховым взносам, причем размер этой задолженности превышает сумму, заявленную к зачету (возврату), 01.10.2015 г. если плательщик страховых взносов обратился за возвратом переплаты по страховым взносам по истечение трех лет с момента ее возникновения.
Однако, в отношении ОАО "Ростелеком" ни одного из этих оснований выявлено не было, т.к. по результатам рассмотрения заявления его правопредшественника (ОАО "Связьинвест") от 05.12.2012 г. о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ГУ-ГУ ПФР N 10 по г.Москве и МО было вынесено решение от 10.12.2012 г. N 1584 о возврате указанной переплаты.
Поскольку данное решение органа контроля за уплатой страховых взносов не было ни отменено, ни признано недействительным в судебном порядке, оно до настоящего времени действует и является обязательным для исполнения.
Как следует из материалов дела, препятствием для возврата обществу переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по мнению ГУ-ГУ ПФР N 10 по г.Москве и МО, стало отсутствие утвержденного порядка работы с переплатами по страховым взносам в 2013 г. и отмена Федеральным законом от 03.12.2012 г. N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" с 01.01.2013 г. кодов бюджетной классификации 18210202010061000160 и 18210202020061000160, по которым ранее производился возврат.
В своей жалобе ответчик также указал новое основание для отказа в возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а именно на доработку программного обеспечения ПТК "АСВ", которое у него установлено. При этом он сослался на отсутствие вины в своих действиях.
ФЗ "О страховых взносах" не предусматривает возможности отказа в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов по причине отсутствия утвержденного порядка работы с переплатами по страховым взносам в 2013 г. и отменой Федеральным законом от 03.12.2012 г. N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" с 01.01.2013 г. кодов бюджетной классификации 18210202010061000160 и 18210202020061000160, по которым производился возврат. Более того, порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов подробно описан в ст.26 ФЗ "О страховых взносах".
Сама по себе отмена с 01.01.2013 г. кодов бюджетной классификации 18210202010061000160 и 18210202020061000160, по которым ранее производился возврат переплат по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не может никоим образом влиять на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, наличие которых ранее уже было подтверждено органом контроля за уплатой страховых взносов. Тем более, что Федеральным законом от 03.12.2012 г. N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", на который ссылается ответчик, взамен отмененных кодов бюджетной классификации были введены новые.
Кроме того, 01.07.2013 г. приказом Министерства финансов РФ N 65н были утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, в соответствии с которыми Пенсионный фонд является главным администратором доходов бюджета бюджетной системы РФ по кодам БД 1 02 02301 06 0000 160 (страховая часть трудовой пенсии) и 1 02 02032 06 0000 160 (накопительная часть страховой пенсии).
Общество обращает внимание суда на то, что письмом от 21.08.2013 г. N НД-18- 8/921@ ФНС России прямо указала на то, что Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" с 01.01.2010 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, а также на то, что зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен производиться органом контроля за уплатой страховых взносов (территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации) по месту учета плательщика страховых взносов.
Таким образом, у ГУ-ГУ ПФР N 10 по г.Москве и МО отсутствовали какие-либо законные основания для отказа ОАО "Ростелеком" в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 148 703 руб. по решению ГУ-ГУ ПФР N 10 по г.Москве и МО от 10.12.2012 г. N 1584 о возврате указанной переплаты.
Общество полагает, что проблема доработки какого-либо программного обеспечения Пенсионного Фонда РФ является внутренней проблемой фонда и не должна приводить к нарушению прав организаций на возврат принадлежащего им имущества.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим в п.5 cm.21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу ши иная задолженность перед бюджетом.
Общество полагает, что данная позиция Конституционного Суда РФ, учитывая правовую природу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в полной мере может быть распространена и на вопрос возврата плательщикам страховых взносов сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Вопрос же об отсутствии или наличии вины ГУ-ГУ ПФР N 10 по г.Москве и МО в невозврате переплаты по страховым взносам на обязательное страхование в рамках данного дела вообще не имеет никакого правового значения.
Позиция заявителя подтверждена судебной практикой.
Проверив доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, выслушав представителя ОАО Междугородная и международная электрическая связь "Ростелеком" по доверенности, поддержавшего свою правовую позицию, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы и отмене решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 05.12.2012 г. ОАО "Инвестиционная компания связи" (ОАО "Связьинвест") обратилось в фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 148 703 руб.
Рассмотрев заявление, фонд принял решение от 10.12.2012 N 1584 о возврате переплаты ОАО "Связьинвест", которое было направлено для исполнения в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7.
Однако письмом от 12.03.2013 г. фонд известил ОАО "Связьинвест" о невозможности возврата переплаты по решению от 10.12.2012 г. N 1584 в связи с отсутствием утвержденного порядка работы с переплатами по страховым взносам в 2013 г. и отменой Федеральным законом от 03.12.2012 г. N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" с 01.01.2013 г. кодов бюджетной классификации 18210202010061000160 и 18210202020061000160, по которым ранее производился возврат. При этом ответчик сообщил, что после разрешения данной проблемы на уровне Пенсионного фонда Российской Федерации работа по возврату переплат по страховым взносам будет возобновлена.
01.10.2013 г. ОАО "Связьинвест" реорганизовано в форме присоединения к ОАО "Ростелеком".
ОАО "Ростелеком" 17.10.2014 г. повторно обратилось в фонд с просьбой исполнить решение от 10.12.2012 г. N 1584 и возвратить излишне уплаченные страховые взносы в размере 148 703 руб.
В ответ на данное обращение письмом от 29.10.2014 г. N 4916 фонд повторно сообщил о невозможности возврата в связи с отсутствием утвержденного порядка работы с переплатами по страховым взносам в 2013 году и отменой Федеральным законом от 03.12.2012 г. N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" с 01.01.2013 г. кодов бюджетной классификации 18210202010061000160 и 18210202020061000160, а также о пропуске обществом трехлетнего срока для возврата указанной переплаты.
В соответствии с ч.3 ст.60 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 г. включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном ст.ст.26 и 27 указанного Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.26 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
По общему правилу зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено статьей 26 указанного закона.
Часть 11 ст.26 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ предусматривает, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. При этом заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности (ч.12 ст.26 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ).
Согласно ч.14 ст.26 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ, решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
При этом в ч.15 ст.26 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ указано, что до истечения срока, установленного ч.14 указанной статьи, поручение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, оформленное на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов о возврате этой суммы страховых взносов, подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для возврата излишне уплаченных страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ ОАО "Связьинвест" должно было подать заявление в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета, что и было сделано 05.12.2012 г.
В силу ст.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ, органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к справедливому выводу о том, что сама по себе отмена с 01.01.2013 г. кодов бюджетной классификации 18210202010061000160 и 18210202020061000160, по которым ранее производился возврат переплат по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не может влиять на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, наличие которых ранее уже было подтверждено органом контроля за уплатой страховых взносов.
Федеральным законом от 03.12.2012 г. N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", на который ссылается ответчик, взамен отмененных кодов бюджетной классификации были введены новые - 10202301060000160 (страховая часть трудовой пенсии) и 10202032060000160 (накопительная часть страховой пенсии).
Кроме того, приказом Минфина России от 01.07.2013 г. N 65н были утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, в соответствии с которыми Пенсионный фонд является главным администратором доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации по кодам БД 10202301060000160 (страховая часть трудовой пенсии) и 10202032060000160 (накопительная часть страховой пенсии).
Письмом от 21.08.2013 г. N НД-18-8/921@ ФНС России указала, что с 01.01.2010 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, а также что зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен производиться органом контроля за уплатой страховых взносов (территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации) по месту учета плательщика страховых взносов.
Поскольку материалами дела подтверждается наличие переплаты и фондом не доказано обратное, а также не приведены доводы в обоснование отказа в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 148 703 руб. по решению фонда от 10.12.2012 г. N 1584, и учитывая, что с 01.01.2013 г. налоговые органы не являются администраторами доходов Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, вывод суда первой инстанции о том, что сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 148 703 руб. должна быть возвращена фондом обществу, является обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что в настоящее время осуществляется доработка существующей версии ПТК "АСВ", не может быт принят судом, поскольку законом не предусмотрено такого основания для отказа в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266-269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2015 г. по делу N А40-203413/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ-Главное управление ПФР N10 по г.Москве и МО - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.А. Порывкин |
Судьи |
О.Г. Мишаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-203413/2014
Истец: ОАО "Ростелеком", ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
Ответчик: ГУ Главного управления Пенсионного Фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области, ГУ-Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и МО, ГУ-Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области