Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 октября 2015 г. N Ф02-4894/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
10 июня 2015 г. |
Дело N А19-20310/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Антей" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2015 года по делу N А19-20310/2014 (суд первой инстанции - Габескирия М.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Антей" (ИНН 3801067852, ОГРН 1033800539442, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Министерству имущественных отношений Иркутской области (ИНН 3808174613, ОГРН 1083808003564, далее - министерство) о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области в установлении основного и вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка площадью 4051 кв.м. с кадастровым номером 38:36:000011:934, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Генерала Доватора, предоставленного ООО "Антей" по договору аренды от 28.10.2011 N 4650, изложенного в письме от 24.10.2014 N 51-35-7530/4; обязании министерства имущественных отношении Иркутской области принять решение о выборе в отношении земельного участка площадью 4051 кв.м. с кадастровым номером 38:36:000011:934, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Генерала Доватора, предоставленного ООО "Антей" по договору аренды от 28.10.2011 N 4650 года основного вида разрешенного использования земельного участка - "объекты административно-делового назначения", вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка - "объекты хранения и обслуживания автотранспорта".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительного предмета спора привлечена Администрация города Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610, далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2015 года по делу N А19-20310/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Антей" обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, отзывы на жалобу не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 13.05.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании пунктов 1.1., 1.6 договора аренды земельного участка от 28.10.2011 N 4650, заключенного Администрацией города Иркутска (арендодателем), с Обществом с ограниченной ответственностью "Антей" (арендатором), арендодатель обязался передать арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок, из земель населенных пунктов, площадью 4051 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000011:394, расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Генерала Доватора, для благоустройства территории.
Согласно пункту 1.2 договора, место исполнения договора: г. Иркутск, ул. Генерала Доватора.
В соответствии с пунктом 1.7 договора, договор действует с 02.09.2011 по 02.09.2016.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 02.09.2011.
Договор аренды от 28.10.11 N 4650 зарегистрирован в установленном законом порядке 30.11.2011.
Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка от 13.10.2011 N 3800/601/11-94728 21.04.2011, в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000011:934, с разрешенным использованием: для благоустройства территории.
Распоряжением администрации города Иркутска от 09.07.2013 N 504-02-2055/13 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:36:000011:934, площадью 4051 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в Ленинском районе г. Иркутска, ул. Генерала Доватора, с "для благоустройства территорий" на "открытая автостоянка".
Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка от 12.03.2014 N 3800/601/14-113186 21.04.2011, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 38:36:000011:934: открытая автостоянка.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" подписанного 16.06.2014 министерством имущественных отношений Иркутской области с обществом с ограниченной ответственностью "Антей" дополнительного соглашения N 47 к договору аренды от 28.10.2011 N 4650, министерство имущественных отношений Иркутской области является арендодателем по договору аренды земельного участка от 28.10.2011 N 4650.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз, распоряжение в соответствии со ст.ст.30, 30.1, 30.2, 34 Земельного кодекса Российской Федерации земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Правительством Иркутской области.
В поступившем 18.09.2014 в министерство имущественных отношений Иркутской области письме ООО "Антей" испрашивало о принятии решения об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000011:934 основного вида разрешенного использования "объекты административно-делового назначения", вспомогательного вида разрешенного использования "объекты хранения и обслуживания автотранспорта".
В письме от 24.10.2014 N 51-35-8530/4 министерство имущественных отношений Иркутской области, ссылаясь на то, что с ООО "Антей" заключен договор аренды N 4650 земельного участка с кадастровым номером 38:36:000011:934 с целевым назначением: открытая автостоянка, отказало в изменении вида разрешенного использования названного земельного участка, так как это противоречит части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленного требования ООО "Антей" ссылается на то, что отказывая в установлении основного и вспомогательного вида использования земельного участка министерство имущественных отношений Иркутской области нарушило законодательно закрепленное право заявителя самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков.
Кроме того, заявитель указывает на то, что часть 1 статьи 30 ЗК РФ, регламентирует порядок предоставления земельных участков для строительства, тогда как ООО "Антей" с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство не обращалось
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. При этом пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет обществу изменять вид разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом без дополнительных разрешений и согласований при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 4 названной нормы права основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 09.08.2012 N 427-пп "О перечне случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах", предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также земельных участков, находящихся на территории города Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах, в том числе в случае предоставления земельных участков в аренду для строительства административных, офисных зданий и объектов в сфере образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства.
С учетом приведенных норм суд первой инстанции, исходя из того, что предоставление земельного участка для строительства объектов административно-делового назначения осуществляется в порядке, предусмотренном статей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, на торгах, пришел к выводу о том, что изложенный в письме министерства имущественных отношений Иркутской области от 24.10.2014 N 51-35-8530/4 отказ в установлении основного и вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка площадью 4051 кв.м. с кадастровым номером 38:36:000011:934, расположенного по адресу: г.Иркутск, Ленинский район, ул.Генерала Доватора, предоставленного ООО "Антей" по договору аренды от 28.10.2011 N 4650, не противоречит пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением городской Думы города Иркутска от 27.12.2013 N 005-20-530901/3 утверждены Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска.
В адресованном ООО "Антей" письме от 22.10.2014 N 957-74-5574/14 Департамент обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике города Иркутска сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000011:934 находится в территориальной зоне "Зона размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения (ОДЗ-201)", в планировочном микрорайоне 18:13:00.
Согласно Градостроительным регламентам в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах территориальных зон планировочного микрорайона 18:13:00, в зоне ОДЗ-201, основными видами разрешенного использования, являются: объекты административно-делового назначения, объекты социально-бытового назначения, объекты культурно-досугового назначения, объекты общественного питания, объекты социального обеспечения.
Вспомогательными видами разрешенного использования являются: объекты хранения и обслуживания автотранспорта, объекты инженерно-технического обеспечения.
Как следует из пункта 1.6 договора аренды земельного участка N 4650 от 28.10.2011, спорный земельный участок был предоставлен для целей не связанных со строительством, первоначально под благоустройство территорий, затем вид разрешенного использования изменен на открытую автостоянку.
При этом из писем заявителя и материалов дела не усматривается, что обращение за изменением основного и вспомогательного вида разрешенного использования связано со строительством. Из материалов дела следует, что заявитель в обращении ссылается на решение городской Думы города Иркутска от 27.12.2013 N 005-20-530901/3 как на основание обращения.
Апелляционный суд полагает, что из представленных в материалы дела доказательств не усматривается какое-либо противоречие испрашиваемому вспомогательному виду разрешенного использования "объекты хранения и обслуживания автотранспорта" фактически заявленной деятельности - открытая автостоянка.
Более того, министерство, как лицо, на котором лежит обязанность доказывания законности оспариваемого отказа, вообще не представило в материалы дела доказательств, подтверждающих наличие фактических оснований, положенных в его основу. Как и не представлено суду доказательств злоупотребления заявителем правом путем обхода закона в целях изменения основного и вспомогательного вида разрешенного использования для последующего строительства на земельном участке, приобретенном в обход закона не на торгах.
Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Апелляционный суд, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, поскольку Министерство имущественных отношении Иркутской области не доказало соответствие закону оспариваемого отказа, изложенного в письме от 24.10.2014 N 51-35-7530/4.
Следовательно, необоснованный отказ нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом указанных обстоятельств дела апелляционный суд полагает необходимым применение правовосстановительной меры, в данном случае предполагающей повторное рассмотрение заявления общества в порядке, предусмотренном земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации.
При таких установленных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 500 руб. подлежат взысканию с Министерства имущественных отношений Иркутской области в пользу общества.
Излишне уплаченная государственная пошлина по платежным поручениям от 20.11.2014 N 131, 17.04.2015 N 31 в сумме 3 500 руб. подлежит возврату заявителю.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2015 года по делу N А19-20310/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области, изложенный в письме от 24.10.2014 N 51-35-7530/4, в установлении основного и вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка площадью 4051 кв.м. с кадастровым номером 38:36:000011:934, расположенного по адресу: г.Иркутск, Ленинский район, ул.Генерала Доватора, предоставленного обществу с ограниченной ответственностью "Антей" по договору аренды от 28.10.2011 N 4650.
Министерству имущественных отношений Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Антей" (ОГРН 1033800539442, ИНН 3801067852) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 500 руб.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Антей" (ОГРН 1033800539442, ИНН 3801067852) излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20310/2014
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 октября 2015 г. N Ф02-4894/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Антей"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Иркутской области
Третье лицо: Администрация г. Иркутска