г. Томск |
|
8 июня 2015 г. |
Дело N А45-26308/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А., судьи: Бородулина И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М.
при участии:
от заявителя: без участия (извещено);
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
от третьих лиц: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 марта 2015 года
по делу N А45-26308/2014 (судья И.А. Рубекина)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БАЛТ",
г.Новосибирск (ОГРН 1145476004343)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, г. Новосибирск; Администрация города Оби Новосибирской области, г. Обь
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БАЛТ" (далее - заявитель, ООО "БАЛТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Учреждение, апеллянт) по снятию с государственного кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:858.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление); Администрация города Оби Новосибирской области (далее - Администрация).
Решением суда от 18 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 15000 +/- 43 кв.м. с кадастровым номером 54:36:010801:858, местоположение Новосибирская область, г. Обь, Омский тракт, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства административно- складского комплекса признаны незаконными. Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области устранить нарушение прав и интересов заявителя путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о вышеуказанном земельном участке.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заинтересованное лицо обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что земельный участок со статусом сведений "временный" может быть снят с кадастрового учета по заявлению без преобразования, в связи с чем, оспариваемые действия заинтересованного лица были осуществлены правомерно.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению Администрации решение суда законно и обоснованно, тем более, что во исполнение решения Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17198/2014 от 25.10.2014, в соответствии со статьёй 48 Федерального закона 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Оби, нарушением ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации при вынесении постановления администрации г. Оби Новосибирской области от 13.08.2014 N 849 "О расформировании земельного участка", с кадастровым номером 54:36:010801:858, площадью 15 000 кв.м., администрацией города Оби Новосибирской области издано Постановление N 98 от 16.02.2015 об отмене постановления от 13.08.2014 N 849 "О расформировании земельного участка". Лицо, подавшее заявление о снятии земельного участка кадастровым номером 54:36:010801:858 с государственного кадастрового учёта, а именно Вьюгов И.И. не имел на то полномочий.
Отзыв с аналогичными доводами также представлен обществом.
Подробно доводы изложены в отзывах на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Оби Новосибирской области было вынесено Постановление N 355 от 01.04.2014 "Об утверждении акта выбора земельного участка" согласно которому был утвержден Акт выбора и обследования земельного участка, составленный на основании Постановления администрации города Оби Новосибирской области N 329 от 25.03.2014 площадью 1,5 га, расположенного: Новосибирская область, г. Обь, Омский тракт, вид разрешенного использования - для строительства административно-складского комплекса, категория земель- земли населенных пунктов, предварительно согласованно с ООО "БАЛТ".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 21.07.2014 N 54/201/14-223703 земельный участок площадью 15000 +/- 43кв.м, кадастровый номер 54:36:010801:858, местоположение Новосибирская область, г. Обь, Омский тракт, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства административно-складского комплекса, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 21.07.2014.
22.07.2014 (Вх. N 3281 от 22.07.2014) заявитель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду с кадастровым номером 54:36:010801:858, предварительно согласованный.
Администрацией был дан ответ от 04.08.2014 N 4051/1 - рекомендовать отказать в предоставлении земельного участка в связи с тем, что данная территория необходима для нужд г. Оби (согласно решению комиссии по строительству и ЖКХ) и также представлен неполный пакет документов действующего административного регламента.
Заявитель обратился за защитой прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности обратился в Арбитражный суд Новосибирской области. 25.10.2014 было вынесено решение по делу N А45-17198/2014, которым было признано незаконным решение, изложенное в письме от 04.08.2014 N 4051/1 Администрации города Оби Новосибирской области об отказе обществу с ограниченной ответственностью "БАЛТ" (ОГРН 1145476004343, ИНН 5407493119) в предоставлении в аренду земельного участка площадью 15000 +/- 43кв.м, кадастровый номер 54:36:010801:858, местоположение Новосибирская область, г. Обь, Омский тракт, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - для строительства административно-складского комплекса, суд также обязал Администрацию города Оби Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов обществу с ограниченной ответственностью "БАЛТ" (ОГРН 1145476004343, ИНН 5407493119) путём предоставления в аренду земельного участка площадью 15000 +/- 43кв.м, кадастровый номер 54:36:010801:858, местоположение Новосибирская область, г. Обь, Омский тракт, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - для строительства административно-складского комплекса
Вышеуказанное решение, обжаловано не было, в установленные сроки и порядке вступило в законную силу.
При обращении заявителя с запросом о предоставлении сведений внесенных в государственный кадастр недвижимости (N 54-0-1-116/4001/2014-11912 от 11.11.2014), им было получено решение (N 54/14-158279 от 12.11.2014) - об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 54:36:010801:858 прекратил свое существование 01.09.2014 на основании заявления "О снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости" от 01.09.2014.
Таким образом, обществу стало известно, что завершить процедуру получения земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта в настоящее время невозможно по причине снятия с государственного кадастрового учёта ранее постановленного в этих целях земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:858.
Действия по снятию земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:858 с государственного кадастрового учёта совершены федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Новосибирской области.
Указанные действия совершены органом кадастрового учёта на основании заявления Администрации города Оби от 01.09.2014.
16.02.2015 администрацией города Оби Новосибирской области вынесено постановление N 98 об отмене постановления от 13.08.2014 N 849 "О расформировании земельного участка".
Считая действия по снятию земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:858 с государственного кадастрового учёта нарушающими законные права и интересы, общество обратилось с соответствующим заявление в суд.
Удовлетворяя заявленные требования суд исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
В части 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер (часть 1 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ).
В силу пункта 9 статьи 4 данного Закона такие сведения до утраты ими в установленном этим же Законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ, в соответствии с которыми внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета.
Частью 5 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Понятие преобразования земельного участка приведено в пункте 2 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ, в соответствии с которым в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения об объекте недвижимости: кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее - преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее - образование объекта недвижимости).
При этом частью 6 статьи 27 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
С учетом приведенных норм снятие земельного участка с кадастрового учета допускается при наличии двух обстоятельств - заявления собственника и доказательств совершения действий по преобразованию земельного участка.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 54:36:010801:858 являлся преобразуемым на момент рассмотрения заявления о снятии его с государственного кадастрового учёта, поданного администрацией города Оби Новосибирской области 13.08.2014, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:858 противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "БАЛТ" в сфере предпринимательской деятельности.
По убеждению суда апелляционной инстанции, после подачи ООО "БАЛТ" заявки на получение в аренду земельного участка по статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации этот участок до завершения начатой процедуры и до истечения сроков реализации заявителем права получение испрашиваемого земельного участка в аренду не может быть расформирован в административном порядке по заявке публичного собственника земли.
Довод апелляционной жалобы о том, что действия органа кадастрового учёта по снятию земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:858 государственного кадастрового учёта были обусловлены незаконными действиями администрации города Оби Новосибирской области, обоснованно не принят во внимание судом, поскольку незаконность действий администрации города Оби в данном случае лишь подтверждает незаконность действий органа кадастрового учёта.
Кроме того судом принято во внимание, что ответственность за принятие решения о снятии земельного участка с государственного кадастрового учёта в любом случае возлагается на орган кадастрового учёта.
Судом установлено, что подтверждением нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности стало рассмотренное судом дело А45-17198/2014 между обществом и администрацией о предоставлении спорного земельного участка.
Отклоняя ссылку заинтересованного лица на Порядок ведения ГКН, утв. Приказом Минэкономразвития РФ N 42 от 04.02.2010, суд обоснованно отметил, что указанный нормативный акт устанавливает порядок ведения государственного кадастра недвижимости, структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел, но не устанавливает основания, наличие которых необходимо для исключения сведений из ГКН.
С учётом изложенного, суд правомерно удовлетворил заявленные ООО "БАЛТ" требования.
Кроме того, следует отметить, что во исполнение решения Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17198/2014 от 25.10.2014, в соответствии со статьей 48 Федерального закона 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Оби, положением статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации при вынесении постановления администрации г. Оби Новосибирской области от 13.08.2014 N 849 "О расформировании земельного участка", с кадастровым номером 54:36:010801:858, площадью 15 000 кв.м., администрацией города Оби Новосибирской области было издано Постановление N 98 от 16.02.2015 об отмене постановления от 13.08.2014 N 849 "О расформировании земельного участка".
Лицо, подавшее заявление о снятии земельного участка кадастровым номером 54:36:010801:858 с государственного кадастрового учёта, а именно Вьюгов И.И. не был наделен на то полномочиями исходя из доверенности.
Доказательств иного, апеллянтом в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
Ввиду вышесказанного апелляционная жалоба Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКН Росреестра" по Новосибирской области, не подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание положения указанных норм права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что заинтересованное лицо не доказал обоснованность заявленных требований и доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции.
В связи с изложенным, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Заинтересованное лицо в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина и судебные расходы с лиц, участвующих в деле не взыскиваются.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 марта 2015 года по делу N А45-26308/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-26308/2014
Истец: ООО "БАЛТ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Новосибирской области, Федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по НСО
Третье лицо: Администрация города Оби Новосибирской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"