г. Самара |
|
10 июня 2015 г. |
Дело N А55-27883/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В., при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Кировский комбинат школьного питания" - представителя Фомичева И.В. (доверенность от 01.11.2014),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - представителя Келейниковой К.М. (доверенность N 14616/4 от 10.12.2014),
от Главного управления организации торгов Самарской области - представителя Акопян А.П. (доверенность N 14-03/1130 от 31.12.2014),
от ГБОУ СО СОШ N 6 города Сызрани - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кировский комбинат школьного питания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 марта 2015 года по делу N А55-27883/2014 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кировский комбинат школьного питания" (ИНН 6312065420), г. Самара,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара,
третьи лица: Главное управление организации торгов Самарской области, г.Самара,
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа N 6 города Сызрани, Самарская область, г.Сызрань,
о признании незаконным решения от 01 октября 2014 года N 11063/4 в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кировский комбинат школьного питания" (далее - заявитель, общество, Кировский КшП, комбинат) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Самарский УФАС России) от 01.10.2014 N 11063/4 в части признания жалобы комбината по извещению N 0142200001314009395 от 30.07.2014 необоснованной, как нарушающее положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), статью 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); обязании Самарское УФАС России выдать заказчику, уполномоченному органу, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
К участию деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление организации торгов Самарской области и государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа N 6 города Сызрани.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Кировский комбинат школьного питания", просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 27 марта 2015 года по делу N А55-27883/2014 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В отзыве на апелляционную жалобу Самарское УФАС России отклонило доводы, приведенные в жалобе, просило оставить решение суда без изменения.
Главное управление организации торгов Самарской области также возражает против апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на неё, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ГБОУ СО СОШ N 6 города Сызрани не явился, Учреждение извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя ГБОУ СО СОШ N 6 города Сызрани, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Кировский комбинат школьного питания" N N 929-5465-14/4, 930-5465-14/4 на действия конкурсной комиссии при проведении конкурсов с ограниченным участием: оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений г.Сызрани (совместные торги) (извещение N 0142200001314010118, N 0142200001314009395 ).
Рассмотрев указанные жалобы, Комиссия Самарского УФАС России приняла решение от 01.10.2014 N 11063/4 о признании их необоснованными.
Оспаривая данное решение УФАС в части признания жалобы комбината по извещению N 0142200001314009395 от 30.07.2014 необоснованной, заявитель ссылается на нарушение Заказчиком положений статьи 31 Закона о контрактной системе, указывает, что в заявке у Комбината были представлены копия исполненного договора 9-М/З от 11.01.2013, отчеты о получении субсидий, которые в данном случае являются актами выполненных работ по договору, подтверждающими факт выполнения услуг по питанию.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, Главным управлением организации торгов Самарской области (далее - Главное управление) на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru 30.07.2014 было размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений г. Сызрань (совместные торги). Начальная цена контракта составила 30 714 144,11 руб.
Заказчиками являются ГБОУ средние образовательные школы г.Сызрань (всего 11 школ).
Согласно протоколу от 09.09.2014 (извещение N 0142200001314009395) ООО "Кировский комбинат школьного питания" признано несоответствующим единым и дополнительным требованиям ввиду не предоставления копии (копий) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) оказанных услуг общественного питания, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления. Учитываются контракты (договоры), исполненные за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием. (Предоставленные участником закупки договор о предоставлении субсидий, а также договора о сотрудничестве при оказании услуг по организации бесплатного питания обучающихся, заключенные между участником закупки и муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями не подтверждают наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на оказание услуг, связанных с предметом контракта. Из предоставленных в заявке участником закупки договоров о сотрудничестве невозможно исчислить стоимость ранее исполненного контракта (договора).
Согласно части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе определено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены:
-перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации;
-дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации;
-перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления указано в Перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1089.
Согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или вверенные участником закупки копии таких документов.
В Дополнительных требованиях, предъявляемых к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1089 к таковым отнесены наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
Согласно Перечня документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг_, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1089 к таким документам, в том числе относятся копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
В разделе 20 "Требования к участникам закупки при проведении конкурса с ограниченным участие6м" Приложения N 2 к документации о совместном конкурсе с ограниченным участием (извещение N 0142200001314009395) в Перечне документов, которые подтверждают соответствие участника закупки дополнительным требованиям указано на необходимость представления копии (копий) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) оказанных услуг. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
Заявитель ссылается на представление в составе заявки ООО "Кировский комбинат школьного питания" договора N 9/МЗ от 11.01.2013 на сумму 52 200 135,00 руб., договора о сотрудничестве при оказании услуг по организации бесплатного питания обучающихся, заключенные между участником закупки и муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями. Заявитель также указывает на представление отчетов о получении субсидий, которые в данном случае, по его мнению, являются актами выполненных работ по договору, подтверждающими факт выполнения услуг по питанию.
Однако, предметом указанного договора N 9/МЗ от 11.01.2013 является предоставление субсидий в соответствии со статьями 78 и 86 Бюджетного кодекса РФ из бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на оказание услуг по предоставлению бесплатного питания льготным категориям учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Самара.
К ранее исполненному контракту (договору) оказания услуг, связанному с предметом объекта закупки договор о предоставлении субсидий от 11.01.2013 N 9/МЗ не относится, поскольку договор о предоставлении субсидии регулируется бюджетным законодательством и признаками договора возмездного оказания услуг, которые установлены положениями гражданского законодательства (ст. 779-783 ГК РФ) не обладает.
Исходя из пункта 1 статьи 432 ГК РФ, а также положений статьи 779 ГК РФ следует, что существенным условием для договора возмездного оказания услуг является предмет и цена.
Поскольку в договоре о предоставлении субсидий N 9/МЗ не предусматривается условие о цене договора, соответственно цена не является существенным условием указанного договора.
Таким образом, договор о предоставлении субсидий от 11.01.2013 N 9/МЗ определяет механизм предоставления субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам, а не подтверждает имеющийся опыт оказания услуг по организации горячего питания и из представленных в заявке ООО "Кировский комбинат школьного питания" договоров о сотрудничестве невозможно исчислить стоимость ранее исполненных контрактов договоров. Кроме того, заявка Комбината не содержала актов выполненных в рамках вышеуказанных договоров работ. В связи с чем, им не были соблюдены требования постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089.
На основании анализа норм права, оценки представленных по делу доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа от 01.10.2014 N 11063/4 соответствует положениям ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Также, из материалов дела следует, что между заказчиками и единственным участником конкурса МУП г.о.Сызрань "Комбинат питания" были заключены контракты, срок действия которых истек 31 мая 2015 года. Процедура закупки завершена. В связи с чем, оснований для обязания Самарского УФАС России выдать заказчику, уполномоченному органу, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не имеется.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Ссылки в жалобе на решение УФАС по Самарской области от 05.09.2014, вынесенное по иной жалобе заявителя на действия конкурсной комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации горячего питания (извещение N 0143300001314009450), не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное решение УФАС не имеет отношения к рассматриваемому настоящему делу и не может быть признано относимым доказательством в силу положений ст.67 АПК РФ.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по уплате госпошлины в размере 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы. Излишне уплаченная платежным поручением от 23.04.2015 N 1404 государственная пошлина, в размере 1 500 рублей подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Кировский комбинат школьного питания".
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 марта 2015 года по делу N А55-27883/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кировский комбинат школьного питания" (ИНН 6312065420), г. Самара, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 1404 от 23.04.2015 государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27883/2014
Истец: ООО "Кировский комбинат школьного питания"
Ответчик: УФАС по Самарской области
Третье лицо: ГБОУ Самарской области СОШ N 6 г. Сызрани Самарской области, ГБОУ Самарской области СОШ N 6г. Сызрани г. о. Сызрань Самарской области, Главное управление организации торгов Самарской области Конкурсная комиссия