г. Москва |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А40-178162/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей Л.А. Москвиной, И.А. Чеботаревой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ш. Сатаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2015 по делу N А40-178162/2014, принятое судьей В.В. Дудкиным (49-1544),
по заявлению ООО "Орлов.Центр" (ОГРН 1037730007116, Москва, ул. Киевская, д. 24, стр. 1)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822, 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 15)
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
при участии:
от заявителя: |
Харечко О.Ф. по дов. от 28.10.2014; |
от ответчика: |
Мацота Н.Э. по дов. от 30.12.2014; |
от третьего лица: |
Устабасиди Д.В. по дов. от 30.12.2014; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Орлов.Центр" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) в государственной регистрации договора аренды от 01.04.2014 N М-01-044683 земельного участка по адресу: г. Москва, Орловский пер., вл. 7 кадастровый номер 77601:0003056:2787 и обязании произвести государственную регистрацию договора аренды от 01.04.2014 N М-01-044683.
Решением от 13.03.2015 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме. При этом суд первой инстанции исходил из незаконности и необоснованности оспариваемого отказа Управления Росреестра по Москве.
Не согласившись с решением суда, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неверно применены нормы материального права. Указывает, что спорный земельный участок по адресу: г. Москва, Орловский пер., вл. 7, с кадастровым номером 77:01:0003056:2787, не мог быть передан ООО "Орлов.Центр" в аренду без проведения конкурса (торгов), а Департамент городского имущества города Москвы не вправе был распоряжаться данным участком в связи с тем, что земельный участок не находится в собственности города Москвы.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Орлов.Центр" с доводами заинтересованного лица не согласилось, считая их необоснованными, поддержало решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "Орлов.Центр" в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель третьего лица (Департамент городского имущества города Москвы) поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Орлов.Центр" является собственником здания медицинского центра, расположенного на земельном участке по адресу: г. Москва, Орловский пер., вл. 7, кадастровый номер 77:01:0003956:1000.
Указанный земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003956:1000 является смежным с земельным участком с кадастровым номером 77:01:0003056:2787 согласно схеме расположения земельного участка, утвержденной распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 06.09.2013 N 8097.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы (Департамент) от 24.03.2014 N 1316-01 ДГИ земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003056:2787 площадью 910 кв.м. образован из земель, находящихся в государственной собственности, указанный участок предоставлен ООО "Орлов.Центр" в аренду для целей эксплуатации медицинского центра сроком до 06.08.2056. Данный земельный участок предоставлен без права возвещения временных и капитальных сооружений.
Во исполнение указанного распоряжения между ООО "Орлов.Центр" и Департаментом городского имущества города Москвы заключен договор аренды от 01.04.2014 N М-01-044683 в отношении земельного участка по адресу: г. Москва, Орловский пер., вл. 7 с кадастровым номером 77:01:0003056:2787.
ООО "Орлов.Центр" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 01.04.2014 N М-01-044683.
Решением от 05.08.2014 N 11/017/2014-467 Управление Росреестра по Москве, со ссылкой на нормы абз. 6, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало в государственной регистрации указанного договора аренды в связи с тем, что:
- правоустанавливающий документ выдан лицом, не уполномоченным распоряжаться правом на объект недвижимого имущества;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
- предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, для эксплуатации здания под медицинские цели не подпадает под действие, предусмотренных в ст. 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" исключений, предусматривающих возможность предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов); кроме того, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003056:2787 не находится в собственности города Москвы, поэтому предоставление земельного участка для эксплуатации здания под медицинские цели могло осуществляться в установленном порядке посредством проведения торгов (аукционов, конкурсов).
Считая указанный отказ незаконным, ООО "Орлов.Центр" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления. Орган осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренным настоящим Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона от 22.03.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" арендаторы земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения вправе приобрести в аренду без предварительного согласования мест размещения объектов, и без проведения торгов, смежные земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в настоящем случае требования п. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ООО "Орлов.Центр" выполнены.
Согласно материалам дела правоустанавливающих документов (Т 2) ООО "Орлов.Центр" представлены все необходимые документы для государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
В части полномочий Департамента.
Как следует из материалов дела, включая кадастровый паспорт земельного участка, государственная собственность на арендуемый земельный участок не разграничена.
В соответствии с п. 4.2.1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП) Департамент на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения о заключении с правообладателями зданий, сооружений для целей эксплуатации таких зданий, сооружений договоров купли-продажи, аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, на которых расположены указанные здания, сооружения, предоставлении в установленном порядке в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений для целей их эксплуатации.
Таким образом, Департамент обладает полномочиями на принятие решения о заключении договора аренды в отношении спорного земельного участка.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 01.11.2012 N 7560 утвержден проект межевания территории квартала 836 Мещанского района, ограниченного орловским переулком, Самарской улицей, внутриквартальной территорией.
В дальнейшем Департаментом городского имущества города Москвы выдано распоряжение от 06.09.2013 N 8097 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, Орловский пер., вл.7 на кадастровой карте территории" (в ред. распоряжения от 11.10.2013 N 9507).
Указанным распоряжением Департамента утверждена схема расположения земельного участка, смежного с земельным участком, имеющим кадастровый номер 77:01:0003056:1000 и установлено следующее разрешенное использование земельного участка - объекты размещения стационарных лечебно-профилактических учреждений (в т.ч. клинических) без специальных требований к размещению, объекты размещения амбулаторно-поликлинических учреждений без стационарных отделений.
Спорный земельный участок является смежным с земельным участком, принадлежащим заявителю на праве аренды, на котором расположено здание общества. Как усматривается из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77601:0003056:2787 (Т 1, л.д. 27-28) его разрешенное использование предусматривает эксплуатацию здания заявителя.
В материалы дела не представлены доказательства, опровергающие указанные обстоятельства.
Учитывая данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в настоящем случае предоставление земельного участка заявителю в аренду регулируется специальными нормами п. 2 ст. 24 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации".
Следовательно, заявитель вправе приобрести в аренду без предварительного согласования мест размещения объектов и без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 77601:0003056:2787.
Таким образом, у Управления Росреестра по Москве отсутствовали предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основания для отказа в государственной регистрации договора аренды от 01.04.2014 N М-01-044683 земельного участка по адресу: г. Москва, Орловский пер., вл. 7 кадастровый номер 77601:0003056:2787.
Необоснованный отказ в регистрации договора аренды земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя.
В настоящем случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы подателя апелляционной жалобы со ссылкой на нормы ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" как неотносимые к рассматриваемым правоотношениям, исходя из наличия специальной правовой нормы.
Иные доводы апелляционной жалобы, основанные на толковании правовых норм и оценке фактических обстоятельств отличных от суда первой инстанции, не опровергают правильные выводы арбитражного суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Вопреки требованию норм ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ Управлением Росреестра по Москве доказательства опровергающие выводы суда не представлены.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального права, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2015 по делу N А40-178162/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-178162/2014
Истец: ООО "Орлов.Центр"
Ответчик: Московское управление Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
Третье лицо: ДГИ, Департамент городского имущества города Москвы, Московское управление Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12976/15
17.06.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18525/16
07.10.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12976/15
11.06.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19114/15
13.03.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-178162/14