г. Санкт-Петербург |
|
15 июня 2015 г. |
Дело N А21-9107/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Кривоносовой О.Г.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): Наумовой Т.Г. по доверенности от 03.03.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9746/2015) МИФНС России N 10 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.03.2015 по делу N А21-9107/2014 (судья Сергеева И.С.), принятое
по иску (заявлению) Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Зеленоградский р-н"
к МИФНС N 10 по Калининградской области
о признании недействительным решения
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Зеленоградский район", ОГРН 1053909003631, место нахождения: Калининградская область, г. Зеленоградск, ул. Крымская, д. 5А (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным (недействительным) решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области, ОГРН 1043917999993, место нахождения: Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Крайняя, д. 1 (далее - Инспекция) от 17.06.2014 N 12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 04.03.2015 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заявитель уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Комитета по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) земельного налога за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт от 26.02.2014 N 4 и вынесено решение от 17.06.2014 N 12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 310 406,48 руб. и по пункту 1 статьи 119 НК РФ в сумме 465 609,72 руб. Названным решением Комитету было предложено уплатить доначисленный по результатам проверки земельный налог в сумме 2 588 104,70 руб. и пени по этому налогу в сумме 618 743,26 руб.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя решением Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области от 03.10.2014 N 06-13/12585 оспариваемое решение Инспекции оставлено без изменения, а жалоба заявителя без удовлетворения.
Комитет не согласился с решением Инспекции и оспорил его в арбитражном суде.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд признал заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в проверяемый период 2010-2012 годов Комитет являлся правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования следующих земельных участков, расположенных по ул. Тургенева в городе Зеленоградске Калининградской области: земельный участок с кадастровым номером 39:05:010205:45 с назначением объекта "земли населенных пунктов - для реконструкции стадиона". Земельный участок передан постановлением Главы муниципального образования "Зеленоградский район" N 549 от 14.03.2007 Комитету в постоянное (бессрочное) пользование по договору с Администрацией МО "Зеленоградский район" N 138-КЗО/2007 от 14.03.2007.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2014 по делу N А21-9811/2013 установлено, что на спорном земельном участке расположено нежилое сооружение - стадион площадью 10830,3 кв.м., являющееся собственностью МО "Зеленоградский район" и относящееся к имуществу МО "Зеленоградский район", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.04.2009.
В связи с тем, что Комитет не являлся и не является собственником стадиона, расположенного на указанном земельном участке, следовательно, право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком у Комитета прекратилось и, как следствие, отсутствуют основания для уплаты земельного налога за 2010-2012 годы.
Земельный участок с кадастровым номером 39:05:010205:49 с назначением объекта "земли населенных пунктов - под строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном и универсальным спортивным залом". Земельный участок передан Комитету в постоянное (бессрочное) пользование постановлением Главы МО "Зеленоградский район" N 2304 от 13.08.2007 по договору с Администрацией МО "Зеленоградский район" N 645-КЗО/2007 от 01.10.2007.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2014 по делу N А21-9811/2013 установлено, что Комитет в 2010-2012 годы не распоряжался спорным земельным участком для собственных нужд, участок был закреплен за ним как за органом, осуществляющим полномочия собственника от имени МО "Зеленоградский район". В материалы указанного дела были представлены муниципальные контракты на выполнение работ по разработке предпроектной документации для закрепления земельного участка под строительство физкультурно-оздоровительного комплекса; на выполнение работ по топогеодезической привязке проектной документации; на выполнение работ по строительству объекта "физкультурно-оздоровительный комплекс". Во всех контрактах Администрация МО "Зеленоградский район" выступает в качестве муниципального заказчика, который обеспечивает финансирование проектных и строительных работ объекта за счет бюджетных средств в пределах утвержденных бюджетных ассигнований. При этом судом установлено, что права владения, пользования и распоряжения результатами, созданными при реализации контрактов, принадлежат муниципальному заказчику, т.е. Администрации МО "Зеленоградский район".
На основании решения суда земельный налог по указанному земельному участку Инспекцией не начислялся.
Земельный участок с кадастровым номером 39:05:010205:44 с назначением объекта "земли населенных пунктов - под строительство физкультурно-оздоровительного комплекса".
Как следует из материалов дела, указанный земельный участок общей площадью 13 114 кв.метров был предоставлен Комитету в постоянное (бессрочное) пользование под строительство физкультурно-оздоровительного комплекса (далее - ФОК) на основании постановления Главы муниципального образования "Зеленоградский район" от 03.10.2007 N 2678.
В соответствии со сведениями, предоставленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, земельный участок находился в ведении Комитета на праве постоянного (бессрочного) пользования с 28.12.2007 по 27.09.2010.
Согласно постановлению Главы муниципального образования "Зеленоградский район" от 15.09.2010 N 1294 в связи с разделом вышеуказанного земельного участка изменился кадастровый номер участка с 39:05:010205:44 на 39:05:010205:67, а так же площадь участка с 13 114 кв.метров на 9 064 кв.метров.
В связи с этим 27.09.2010 было зарегистрировано прекращение права Комитета на земельный участок с кадастровым номером 39:05:010205:44 и возникновение права на земельный участок с кадастровым номером 39:05:010205:67.
Земельный участок с кадастровым номером 39:05:010205:67 с назначением объекта "земли населенных пунктов - под строительство физкультурно-оздоровительного комплекса".
На основании сведений, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, земельный участок находился в ведении Комитета на праве постоянного (бессрочного) пользования с 27.09.2010 по 12.09.2013.
По результатам проверки Инспекция установила, что на земельных участках с кадастровыми номерами 39:05:010205:44 и 39:05:010205:67 объекты недвижимости, являющиеся собственностью МО "Зеленоградский район" и относящиеся к имуществу казны МО "Зеленоградский район", не находятся; право постоянного бессрочного пользования данными земельными участками зарегистрировано за Комитетом; льгота по уплате земельного налога, предусмотренная представительными органами МО "Зеленоградское городское поселение", для Комитета не установлена.
В связи с этим налоговый орган признал Комитет плательщиком земельного налога по спорным участкам и начислила земельный налог за 2010-2012 годы, пени за неуплату налога и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ, а также штраф по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу за указанный период в соответствующих суммах.
Как установлено судом первой, спорные земельные участки были предоставлены Комитету целевым назначением: под строительство ФОК, на что указано в постановлениях главы МО "Зеленоградский район" от 03.10.2007 N 2678 и от 15.09.2010 N 1294.
В ходе проверки установлено, что непосредственно здание ФОКа строится на участке с кадастровым номером 39:05:010205:49, участок с кадастровым номером 39:05:010205:67 используется как дополнительная стройплощадка при строительстве ФОКа. На это обстоятельство указали допрошенные в ходе проверки свидетели Беляев В.А., председатель Комитета, и Чиколаев С.М, председатель правового комитета Администрации МО "Зеленоградский район".
Как показали свидетели, на участке с кадастровым номером 39:05:010205:67 изначально предполагалось строительство ФОКа, была подготовлена проектная документация, но выяснилось, что площадь участка недостаточна для "посадки" данного объекта. Собственником участков является МО "Зеленоградский район".
На вопрос, с какой целью Комитет получал земельные участки, не являясь заказчиком строительства, свидетели пояснили, что это было условием включения объекта в "Федеральную целевую программу развития Калининградской области" для получения финансирования из федерального и областного бюджета.
В ходе проверки Инспекцией был произведен осмотр земельных участков по адресу: Калининградская область, г. Зеленоградск, ул. Тургенева.
В результате осмотра установлено следующее. На участке с кадастровым номером 39:05:010205:49 находится строящееся здание ФОК. Рядом со зданием производится строительство гостевой автостоянки для посетителей комплекса. Производится благоустройство территории - разметка дорожек, укладка тротуарной плитки, заливка площадки для скейтборда. В момент осмотра производилась отсыпка территории комплекса грунтом, перемещаемым с участка с кадастровым номером 39:05:010205:67, который непосредственно примыкает к участку 39:05:010205:49.
На участке с кадастровым номером 39:05:010205:67 расположены отвалы грунта, который, со слов председателя Комитета Беляева В.А., ранее был вывезен с участка 39:05:010205:49 при рытье котлована под здание ФОКа, хранился в течение срока строительства, и будет использован для благоустройства территории вокруг комплекса. В момент осмотра производилась погрузка грунта в самосвал и вывоз его на участок 39:05:010205:49.
аким образом, в ходе проверки установлено, что на участке с кадастровым номером 39:05:010205:67 расположены отвалы грунта, который используется для благоустройства территории при строительстве ФОКа.
Как установлено вступившим в законную силу решением суда от 14.03.2014 по делу N А21-9811/2013 муниципальный контракт на строительство ФОКа заключала администрация МО "Зеленоградский район", которая выступает муниципальным заказчиком строительства. Спортивно-оздоровительный центр после ввода в эксплуатацию будет принадлежать МО "Зеленоградский район".
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Комитет в 2010-2012 годы не распоряжался спорными земельными участками для собственных нужд, участки были закреплены за ним как за органом, осуществляющим полномочия собственника от имени муниципального образования "Зеленоградский район".
Фактически спорный земельный участок находится в казне МО "Зеленоградский район" и распоряжалась им Администрация МО "Зеленоградский район".
При этом доказательств, свидетельствующих о фактическом использовании Комитетом спорных земельных участков, налоговый орган суду первой инстанции не представил. Следовательно, основания для признания Комитета плательщиком земельного налога в отношении муниципальных земель, выделенных под строительство объекта муниципальной собственности, отсутствуют.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Порядок исчисления и уплаты земельного налога определяется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 2 ст. 11 НК РФ организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Таким образом, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под понятие "организация" в целях применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, соответственно указанные публично-правовые образования не могут быть признаны плательщиками земельного налога.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 39:05:010205:67 включен в реестр муниципальной собственности МО "Зеленоградский район" по состоянию на 01.01.2012 и по настоящее время, т.е. относятся к имуществу казны МО "Зеленоградский район" (л.д.128,140).
Согласно Положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Зеленоградский район" от 01.10.2010 Комитет является структурным подразделением Администрации МО "Зеленоградский район", органа исполнительной власти местного самоуправления, и осуществляет полномочия собственника от имени муниципального образования "Зеленоградский район".
Таким образом, если земельные участки находятся в собственности Российской Федерации или субъектов РФ либо в собственности муниципальных образований (составляют соответственно казну Российской Федерации, казну субъектов РФ и муниципальную казну), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо до предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям в отношении таких земельных участков отсутствует плательщик земельного налога.
Подобные разъяснения содержат Письма Минфина России от 19.05.2005 N 03-06-02-02/33, от 17.11.2008 N 03-05-04-02/70.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Инспекции правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.03.2015 по делу N А21-9107/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9107/2014
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Зеленоградский р-н"
Ответчик: МИФНС N10 по К/О, МИФНС N10 по Калининградской области