г. Хабаровск |
|
15 июня 2015 г. |
А04-521/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Амурская Сельскохозяйственная компания": представитель не явился;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амурская Сельскохозяйственная компания"
на решение от 06.04.2015
по делу N А04-521/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Басос М.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурская Сельскохозяйственная компания"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области;
об оспаривании ненормативных правовых актов
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Амурская сельскохозяйственная компания" (далее - общество, ООО "АСК") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области (далее - Управление) о признании незаконными актов проверок от 16.09.2014, от 17.09.2014 N 1879 и предписания от 17.09.2014.
Решением от 06.04.2015 суд отказал в удовлетворении требований общества о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области.
Этим же решением суд первой инстанции прекратил производство по делу в части требования общества о признании незаконным и отмене акта проверки Управления.
Не согласившись с судебным актом, ООО "АСК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
От административного органа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции.
В своем отзыве административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Амурской области от 28.01.2010 N 10-02з, со сроком аренды - с 01.02.2010 по 01.11.2058 (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 28-28-04/003/2010-266) общество с ограниченной ответственностью "Амурская сельскохозяйственная компания" арендовало, в том числе следующие земельные участки:
- 28:18:021302:0016, площадью 886,29 га (из них сельскохозяйственных угодий - 786 га (пашня - 625,6 га, пастбище - 160,4 га), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; наименование ориентира с.Винниково, почтовый адрес ориентира - Амурская область, Михайловский район, участок находится примерно в 5 км от ориентира по направлению на юго-запад, разрешенное использование - для сельскохозяйственной деятельности;
- 28:18:021302:0013, площадью 1144,71 га (из них сельскохозяйственных угодий - 1119,2 га (пашня - 919,2 га, сенокос - 200 га),, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; наименование ориентира с.Винниково, почтовый адрес ориентира - Амурская область, Михайловский район, участок находится примерно в 4,9 км от ориентира по направлению на юг, разрешенное использование - для сельскохозяйственной деятельности.
На основании распоряжения Управления от 18.08.2014 N 1879-ГК в отношении ООО "АСК " в период с 01.09.2014 по 26.09.2014 проведена плановая выездная проверка, предметом которой явилось соблюдение требований земельного законодательства по сохранению плодородия почв и недопущению загрязнения земель, законодательства в области семеноводства. Генеральный директор ООО "АСК" Ганич С.А. ознакомлен с распоряжением 23.08.2014.
В ходе проверки 16.09.2014 с помощью GPS навигации и применении фотосъемки проведен осмотр земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 28:18:021302:0016, 28:18:021302:0013, составлен протокол от 16.09.2014 N 1, которым зафиксировано:
- на земельном участке с кадастровым номером 28:18:021302:0016 общей площадью 886,29 га, на площади 300 га; на земельном участке с кадастровым номером 28:18:021302:0013 общей площадью 1144,7 га, на площади 869,2 га не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработки почвы, не производится сенокошение, выпас скота, отсутствуют многолетние насаждения.
В составленном по результатам проверки акте от 17.09.2014 N 1879 отражено:
- на земельных участках с кадастровыми номерами 28:18:021302:0016, 28:18:021302:0013 выявлены признаки неиспользования земельного участка в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации", а именно:
- не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы на площади 1169,2 га;
- не производится сенокошение на площади 1169,2 га;
- содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка 1169,2 га;
- не производится выпас скота на площади 1169,2 га;
- не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений на площади 1169,2 га;
- залесенность и (или) закустаренность составляет свыше 15 процентов площади земельного участка 1169,2 га.
Материалами проверки также установлено, что срок освоения земельных участков истек 28.01.2012, правоустанавливающей документацией на земельные участки дополнительное время на освоение земельных участков не предусмотрено.
Данные обстоятельства квалифицированы как нарушения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и нашли свое отражение также в протоколе об административном правонарушении от 17.09.2014 N 038216, составленном в отношении ООО "АСК" по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлении по делу об административном правонарушении от 30.09.2014 N 268-ОЗН, которым общество признано виновным в совершении правонарушения по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В протоколе осмотра от 16.09.2014 N 1 и акте проверки от 17.09.2014 N 1879 отражены пояснения представителей общества, из которых следует, что земельные участки общество использует частично, на участке 28:18:021302:0016 используется 300 га (засеяно соей), на участке 28:18:021302:0013 используется 250 га, 160 га засеяно соей, 90 га задисковано, ведется обработка почвы.
Государственным инспектором Управления 17.09.2014 обществу выдано предписание N 038216 N 007585, которым предписано использовать земельные участки в соответствии с принадлежностью категории земель и разрешенным использованием на площади 1169,2 га, установлен срок - до 01.08.2015.
Посчитав решение, выраженное в акте проверки от 17.09.2014 N 1879, предписание от 17.09.2014 незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив доводы апелляционной жалобы, коллегия апелляционной инстанции, не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прекращая производство по делу в части требования о признании акта проверки от 17.09.2014 N 1879 недействительным, суд исходил из того, что под ненормативным правовым актом, подлежащим оспариванию в арбитражном суде, понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Акт проверки от 17.09.2014 N 1879, оспариваемый заявителем по данному делу, не обладает указанными признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности общества, не определяет меру ответственности, носит информационный характер, поскольку содержит лишь выявленные нарушения.
Таким образом, суд первой инстанции, прекратив производство по делу в части требований о признании недействительным акта проверки, обоснованно руководствовался выводами о том, что указанный акт проверки не может быть оспорен в суде в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку не обладает признаками ненормативного правового акта.
Согласно статье 71 Земельного кодекса Российской Федерации надзор за использованием земельных участков осуществляется Федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции.
В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 (действующим на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания) земельный контроль осуществляется, в том числе Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами, которые осуществляют его на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений надзор за соблюдением:
выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Аналогичное полномочие Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах в пределах своей компетенции закреплено пунктом 5.1.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327.
В порядке пунктов 8 и 9 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689, государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право при проведении проверок давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
Согласно Административному регламенту исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, утвержденному приказом Минсельхоза России от 30.01.2012 N 96, госземнадзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан (пункт 1.2). Предметом осуществления госземнадзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства требований охраны и использования земель (пункт 1.4). При проведении проверок должностное лицо (должностные лица) имеет право давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений требований земельного законодательства и их последствий (пункт 3.1.3).
Суд первой инстанции, проведя анализ вышеуказанных нормоположений пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание от 17.09.2014 выдано государственным инспектором Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области в пределах своих полномочий.
Предписанием от 17.09.2014 ООО "АСК" предписано использовать земельные участки в соответствии с принадлежностью категории земель и разрешенным использованием на площади 1169,2 га, установлен срок - до 01.08.2015.
В силу положений п. 1 ст. 7, п. 1, 2 ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в указанный срок не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 утверждены признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации, в том числе:
- на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
- на сенокосах не производится сенокошение;
- на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
- на пастбищах не производится выпас скота.
В соответствии с частью первой статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В соответствии с пунктом 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из вышеизложенного следует, что в рамках правоотношений аренды арендатор приобретает субъективное право, содержание которого образуют правомочия владения и пользования объектом аренды, пределы которых определены договором аренды либо назначением имущества.
В силу изложенного содержание понятия "освоение" арендованного земельного участка включает в себя совершение арендатором действий по использованию объекта аренды в соответствии с определенным законом и договором аренды назначением.
Из материалов дела следует, что по условиям договора аренды от 28.01.2010 N 10-02з ООО "АСК" обязано в течение трех лет в полном объеме освоить сельскохозяйственные угодья в составе арендованных земельных участков (пункт 4.4.6), использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (пункт 4.4.7).
В силу изложенного суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя о том, что срок для использования спорных земельных участков на момент проверки не наступил, поскольку постановление Правительства РФ от 23.04.2012 N 369, утвердившее Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, действует с 06.05.2012, с этой даты следует исчислять срок на освоение земельных участков - 2 года и срок на их использование - 3 года, не включающий в себя срок на освоение.
Указанные доводы противоречат вышеприведенным положениям законодательства, условиям договора аренды и придаваемому ими смыслу. Трехлетний срок, определенный пунктом 4 статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" законодателем установлен для изъятия неиспользуемого земельного участка.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы общества о недоказанности факта неиспользования земельных участков с кадастровыми номерами 28:18:021302:0016, 28:18:021302:0013 на площади 1169,2 га и неверном определении признаков неиспользования, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369.
Как следует из материалов дела, проверка проведена с участием представителей общества, которые в своих же пояснениях, зафиксированных в протоколе осмотра от 16.09.2014 N 1 и акте проверки от 17.09.2014 N 1879 указали на частичное использование арендованных сельскохозяйственных земель. Из данных пояснений следует, что земельные участки общество использует частично, на участке 28:18:021302:0016 используется 300 га (засеяно соей), на участке 28:18:021302:0013 используется 250 га, 160 га засеяно соей, 90 га задисковано, ведется обработка почвы.
В ходе проведенной проверки с помощью GPS навигации и применении фотосъемки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 28:18:021302:0016 общей площадью 886,29 га (из них сельскохозяйственных угодий - 786 га), на площади 300 га; на земельном участке с кадастровым номером 28:18:021302:0013 общей площадью 1144,7 га (из них сельскохозяйственных угодий - 1119,2 га), на площади 869,2 га не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработки почвы, не производится сенокошение, выпас скота, отсутствуют многолетние насаждения.
В составленном по результатам проверки акте от 17.09.2014 N 1879 отражено наличие признаков неиспользования земельных участков с кадастровыми номерами 28:18:021302:0016, 28:18:021302:0013 на общей площади 1169,2 га, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369.
При рассмотрении дела судом первой инстанции допрошен в качестве свидетеля Яковлев Дмитрий Геннадьевич, государственный инспектор, проводивший проверку в отношении ООО "АСК", который был предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, за отказ от дачи показаний.
Как следует из показаний Яковлева Д.Г., непосредственно осматривающего земельные участка в сентябре 2014 года, при определении площади неиспользуемого земельного участка использовались показания GPS навигации, с помощью которой были произведены замеры всего земельного участка, а также площадь неиспользованного земельного участка, вся площадь земель была осмотрена с использованием транспортного средства.
Таким образом, факт частичного использования земельных участков с кадастровыми номерами 28:18:021302:0016, 28:18:021302:0013 и наличия признаков неиспользования этих земель на общей площади 1169,2 га подтверждается протоколом осмотра от 16.09.2014 N 1, фотоснимками, актом проверки от 17.09.2014 N 1879, показаниями Яковлева Д.Г.
Суд первой инстанции правомерно посчитал доводы заявителя о неверном определении площади неиспользованных земель - 1169,2 га несостоятельными, поскольку они документально не опровергнуты и ничем не подтверждены.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, принявший решение.
Вместе с тем, обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Однако, обществом в материалы дела не представлено никаких доказательств того, что площадь земельных участков с кадастровыми номерами 28:18:021302:0016, 28:18:021302:0013, предназначенная для сельскохозяйственных угодий, использовалась им полностью в соответствии с целевым назначением и признаки неиспользования земли отсутствовали.
Запрашиваемые документы, подтверждающие использование спорных земельных участков в соответствии с их целевым назначением обществом не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции, проведя всесторонний анализ обстоятельств дела, пришел к правомерному выводу об обоснованности выданного обществу предписания от 17.09.2014, поскольку оно соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции и получили надлежащую и обоснованную оценку, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции правовых оснований не имеется.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения суда.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 06.04.2015 по делу N А04-521/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Амурская Сельскохозяйственная компания" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по чеку-ордеру от 29.04.2015 N б/н, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-521/2015
Истец: ООО "Амурская Сельскохозяйственная компания"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеренарному и фитосанотарному надзору, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области