г. Москва |
|
16 июня 2015 г. |
Дело N А41-83713/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Канашиной О.С.,
при участии в заседании:
от ООО "СЕЛАДОН": Байков В.И., по доверенности от 23.12.2014 N 1,
от Администрации городского округа Химки Московской области: Резван А.Ю., по доверенности от 20.02.2015 N 889-исх,
от Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области: Резван А.Ю., по доверенности от 10.10.2014 N 1919,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СЕЛАДОН" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.03.2015 по делу N А41-83713/14, принятое судьей Гришиной Т.Ю., по исковому заявлению ООО "СЕЛАДОН" к Администрации городского округа Химки Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области о признании бездействий незаконными, обязании заключить договор и взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СЕЛАДОН" (далее - истец, общество) обратилось в суд с иском (с учетом принятых судом уточнений) к Администрация городского округа Химки Московской области (далее - Администрация), Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области (далее - Комитет):
- о признании незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области и Администрации городского округа Химки Московской области, выразившееся в уклонении от подписания, направленного ООО "СЕЛАДОН" 21.11.2014 договора купли-продажи нежилого помещения, общей площадью 116,7 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Зеленая, д. 13, пом. 003 (1 этаж), номер объекта: 50-50-10/013/2011-340, в порядке пункта 4 статьи 4 Закона N 159-ФЗ;
- обязании Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области и Администрацию городского округа Химки Московской области в месячный срок с момента вступления судебного акта в законную силу подписать с ООО "СЕЛАДОН" договор купли-продажи арендуемого нежилого помещения общей площадью 116,7 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Зеленая, д. 13, пом. 003 (1 этаж), номер объекта 50-50-10/013/2011-340 на условиях, указанных в направленном 23.10.2014 в адрес ООО "СЕЛАДОН" проекте договора купли-продажи;
- о взыскании с Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области в пользу ООО "СЕЛАДОН" убытков, связанных с уплатой платежей за нежилое помещение, общей площадью 116,7 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Зеленая, д. 13, пом. 003 (1 этаж), номер объекта: 50-50-10/013/2011-340 за период с марта 2012 по февраль 2015, возникшие в связи с несвоевременным исполнением обязанностей уполномоченного органа по реализации преимущественного права арендатора на выкуп арендуемого помещения в размере 1 016 628 руб. 42 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.03.2015 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "СЕЛАДОН" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель ООО "СЕЛАДОН" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Администрации городского округа Химки Московской области, Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "СЕЛАДОН".
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора аренды нежилого помещения от 27.05.1998 N в Д|1591/1169, заключенного между ООО "СЕЛАДОН" и Администрацией городского округа Химки в лице Комитета по управлению имуществом истцу было передано нежилое помещение общей площадью 116,7 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Зеленая, д. 13, пом. 003 (1 этаж), номер объекта 50-50-10/013/2011-340 во временное владение и пользование.
25.12.2013 было принято Решение Совета депутатов городского округа Химки Московской области N 13/3 "Об утверждении прогнозного плана приватизации недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Химки Московской области, на 2014 год", в соответствии с которым арендуемое ООО "СЕЛАДОН" помещение было включено в прогнозный план приватизации на 2014 год.
В принятом решении о приватизации учтено преимущественное право истца на приобретение арендуемого непрерывно в течение более трех лет помещения, органами Администрации заключен договор на оценку помещения, произведена оценка арендуемого помещения в установленном законом порядке.
Во исполнение указанного решения 19.03.2014 в адрес ООО "СЕЛАДОН" Администрацией в лице Комитета было направлено Предложение о заключении договора купли-продажи муниципального имущества от 05.03.2014 N 339 вместе с проектом договора-купли продажи по цене, определенной независимым оценщиком ООО "ЮК Договор" (отчет об оценке рыночной стоимости N 97/13 от 30.12.2013).
15.04.2014 проект договора купли-продажи был подписан со стороны общества и направлен в Комитет для подписания.
Вместе с тем, договор купли-продажи спорного помещения со стороны Администрации подписан не был.
26.06.2014 в адрес Комитета общество направило претензию с требованием предоставить договор купли-продажи спорного помещения, с указанием на то, что ООО "СЕЛАДОН" из-за бездействия Администрации в лице Комитета вынуждено нести дополнительные расход оплате арендной платы на протяжении двух месяцев, ответ на претензии" поступил.
23.10.2014 в адрес общества Комитетом было направлено второе предложение о заключении договора купли-продажи муниципального имущества от 21.10.2014 N 2006 вместе с четырьмя экземплярами проектов договоров купли-продажи на тех же условиях по цене, определенной ООО "ЮК Договор", отчет об оценке рыночной стоимости от 30.07.2014 N 15/7/14 Комитетом не предоставлен.
21.11.2014 подписанные со стороны ООО "СЕЛАДОН" проекты договоров купли-продажи в четырех экземплярах были повторно направлены в Комитет для подписания.
Как указывает истец, договоры купли-продажи спорного помещения со стороны Администрации подписаны не были.
12.12.2014 в адрес Комитета общество повторно направило претензию с требованием предоставить договор купли-продажи арендуемого помещения, с указанием на то, что ООО "СЕЛАДОН" из-за бездействия Администрации в лице Комитета несет дополнительно расходы по арендной плате, сообщив, что, если в течение 10 дней Комитет не предоставит договор купли - продажи, ООО "СЕЛАДОН" будет вынужденно обратится в суд с требованием заключить договор, а также о возмещении понесенных расходов.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца с соответствующими требованиями в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в иске общества, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии бездействия со стороны заинтересованных лиц на обращение заявителя; в связи с необоснованностью требований о признании бездействий незаконными, требования истца в остальной части также не подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статей 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 названного Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 1, 5 Информационного письма Президиума от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что перечень условий, при наличии которых арендатор обладает преимущественным правом на приобретение арендованного имущества, определен в Федеральном законе от 22.07.2008 N 159-ФЗ исчерпывающим образом.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать каких-либо иных ограничений либо дополнительных условий реализации права на приобретение недвижимости. Суд может признать наличие у арендатора права на приобретение арендуемого имущества и в том случае, если после опубликования данного Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение.
На основании части 2 статьи 9 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества требованиям, субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным статьей 3 названного Закона, с 01.01.2009 вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества.
Апелляционным судом установлено, что общество 19.10.2011 направляло в адрес уполномоченного органа Администрации заявление о выкупе арендуемого имущества в порядке, предусмотренном Законом об особенностях отчуждения недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 названного Закона.
Согласно части 1 статьи 38 Устава городского округа Химки Московской области (далее - Устав), принятым Советом депутатов городского округа Химки Московской области от 17.07.2013 N 07/6, Администрация городского округа и ее органы обеспечивают исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, законами Московской области, решениями Совета депутатов городского округа, осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 38 Устава вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом отнесены к компетенции Администрации.
Постановлением Администрации от 08.08.2014 N 1104 (далее - Постановление N 1104) принято решение об условиях приватизации нежилого помещения общей площадью 16,7 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Зеленая, д. 13, пом. 003.
Согласно пункта 2 статьи 4 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, в течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 названного Закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.
Статьей 37 Устава установлено, что Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и возглавляется главой городского округа. В структуру Администрации городского округа входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации городского округа. Органы Администрации городского округа образуются для реализации полномочий Администрации городского округа. Отраслевыми (функциональными) органами Администрации городского округа являются Комитеты, управления, отделы.
Согласно пункту 1.1. Положения о Комитете по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области (далее - Положение о Комитете), принятого решением Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 16.04.2014 N 04/3, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области является отраслевым органом Администрации городского округа Химки Московской области, осуществляющим проведение единой политики в сфере имущественных отношений, управления и распоряжения от имени муниципального образования городской округ Химки Московской области муниципальной собственностью.
В силу пунктов 3.4 и 3.46. Положения о Комитете, Комитет осуществляет:
- в пределах своей компетенции необходимые действия по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области приватизации, управления и распоряжения муниципальным имуществом;
- прием граждан и юридических лиц, рассматривает их обращения по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, принимает по ним решения, в порядке контроля запрашивает информацию об их исполнении.
В соответствии с пунктом 3.1. Положения об условиях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Химки Московской области и арендуемого субъектами алого и среднего предпринимательства, утвержденном решением Совета депутатов городского округа от 13.05.2009 N 42/2 (далее - Положение), в соответствии с положением о Комитете Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Химки является уполномоченным органом на осуществление функций по приватизации недвижимого муниципального имущества
Пунктом 4 Постановления N 1104 Комитету было поручено направить в адрес общества копию данного постановления, предложение о заключении договора купли-продажи и проекты договоров купли-продажи в порядке, установленном действующим законодательством (том 1 л.д. 59-60).
Порядок осуществления указанных действий так же установлен в Положении.
Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 11.07.2014 N 962 утвержден "Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению в собственность арендованного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства при реализации их преимущественного права" (далее - Административный регламент) в целях повышения качества и доступности предоставления муниципальной услуги при осуществлении полномочий Администрации, Комитета (пункт 2 Административного регламента).
Согласно пункту 1 Административного регламента, административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению в собственность арендованного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства при реализации их преимущественного права устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) по предоставлению муниципальной услуги, требования к порядку их выполнения, формы контроля за исполнением административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Администрации, Комитета, должностных лиц Комитета либо муниципальных служащих.
Наименование муниципальной услуги. Муниципальная услуга по предоставлению в собственность арендованного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства при реализации их преимущественного права (пункт 9 Административного регламента).
Пунктом 10 Административного регламента установлено, что предоставление муниципальной услуги осуществляется Комитетом.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является заключение между Администрацией и получателем муниципальной услуги договора купли-продажи недвижимого имущества.
Администрация организует предоставление муниципальной услуги по принципу "одного окна", в том числе на базе многофункциональных центров (пункт 11 Административного регламента).
Из пункта 32 Административного регламента следует, что Комитет и многофункциональные центры не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.
Согласно пункту 75 Административного регламента, предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
2) регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
3) обработка и предварительное рассмотрение заявления и представленных документов;
4) формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении муниципальной услуги;
5) принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) муниципальной услуги;
6) проведение независимой оценки рыночной стоимости имущества и принятие решения об условиях приватизации арендуемого имущества;
7) выдача (направление) документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги;
8) отмена или изменение решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 77 и пунктом 78 Административного регламента основанием для начала осуществления административной процедуры по приему заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, является поступление в Комитет заявления о предоставлении муниципальной услуги и прилагаемых к нему документов, представленных заявителем: посредством личного обращения заявителя; посредством почтового отправления или посредством технических средств Единого портала государственных и муниципальных услуг или Портала государственных и муниципальных услуг Московской области. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, осуществляют сотрудники Комитета.
Пунктом 100 Административного регламента установлен перечень действий сотрудника Комитета, ответственного за предоставление муниципальной услуги, в рамках исполнения административной процедуры
Основанием для начала административной процедуры по принятию решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) муниципальной услуги является сформированный специалистом Комитета, ответственным за подготовку документов по муниципальной услуге, пакет документов, указанных в пунктах 28 и 33 Административного регламента. Критерием принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) муниципальной услуги является наличие или отсутствие оснований, указанных в пункте 35 Административного регламента (пункты 117, 118 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 136 Административного регламента основанием для начала административной процедуры по выдаче (направлению) документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги, является наличие постановления Администрации городского округа Химки Московской области об условиях приватизации муниципального имущества или уведомления об отказе в заключении договора купли-продажи арендуемого имущества.
Пунктом 4 статьи 4 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества установлено, что в случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества.
Аналогичные требования содержатся так же в пункте 3.7 Положения и пункте 143 Административного регламента.
В соответствии с пунктами 147, 148 Административного регламента в договоре купли-продажи арендуемого имущества, приобретаемого получателями муниципальной услуги, стороны подтверждают выполнение продавцом и покупателем условий, установленных статьей 3 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества. Объявление о заключении договора купли-продажи публикуется в газете "Химкинские новости" и на официальном сайте Администрации.
Согласно пункту 155 Административного регламента, результатом административной процедуры по выдаче (направлению) документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги, являются подписанный договор купли-продажи и акт приема-передачи недвижимого имущества или выдача (направление) уведомления об отказе в заключении договора купли-продажи арендуемого имущества.
23.10.2014 в адрес общества Комитетом было направлено предложение о заключении договора купли-продажи муниципального имущества с приложением копии решения Советов депутатов от 25.12.2013 N 13/3, сопроводительное письмо к отчету независимого оценщика, проект договора купли-продажи недвижимого имущества.
Согласие на заключении договора и подписанные экземпляры договора истцом были направлены в адрес Комитета 21.11.2014 (том 1 л.д. 41).
Как следует из материалов дела и установлено судом, договор купли-продажи указанного арендуемого нежилого помещения заключен не был, Комитетом не были совершены действия, предусмотренные Административным регламентом, для предоставления обществу муниципальной услуги. Доказательства принятия всех необходимых и достаточных мер для предоставления обществу муниципальной услуги или отказа в ее предоставлении в материалах дела не содержатся, вопреки положениям части 1 статьи 65 АПК РФ не представлены ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к выводам о том, что оспариваемое бездействие Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области и Администрации городского округа Химки Московской области не соответствует положениям Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, Положения, Положения о Комитете, Положения о приватизации муниципального имущества городского округа Химки Московской области, Административного регламента и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем оно является незаконным.
Бездействие Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области и Администрации городского округа Химки Московской области выражается в уклонении от подписания, направленного ООО "СЕЛАДОН" 21.11.2014 договора купли-продажи нежилого помещения, общей площадью 116,7 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Зеленая, д. 13, пом. 003 (1 этаж), номер объекта: 50-50-10/013/2011-340, в порядке пункта 4 статьи 4 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения о приватизации муниципального имущества городского округа Химки Московской области, утвержденного Решением Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 25.06.2014 N 10/4, к компетенции Администрации городского округа Химки Московской области относится заключение договоров купли-продажи муниципального имущества в порядке, установленном действующим законодательством.
На основании изложенного апелляционным судом установлено, что комитет является структурным подразделением администрации с правами юридического лица и подотчетен ей, администрация в рамках своих полномочий принимает соответствующие решения, вправе и обязана осуществлять контроль за действиями комитета по осуществлению полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Таким образом, требование истца об обязании Комитета и Администрацию в месячный срок с момента вступления судебного акта в законную силу подписать с ООО "СЕЛАДОН" договор купли-продажи арендуемого нежилого помещения общей площадью 116,7 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Зеленая, д. 13, пом. 003 (1 этаж), номер объекта 50-50-10/013/2011-340 на условиях, указанных в направленном 23.10.2014 в адрес ООО "СЕЛАДОН" проекте договора купли-продажи подлежит удовлетворению в части возложение на администрацию обязанности совершить указанные действия в целях устранения нарушений прав общества, допущенных Комитетом.
В соответствии с частью 2 стать 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Требование общества в части взыскания с Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области в пользу ООО "СЕЛАДОН" убытков, связанных с уплатой платежей за указанное нежилое помещение, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Зеленая, д. 13, пом. 003 (1 этаж), за период с марта 2012 по февраль 2015, возникшие в связи с несвоевременным исполнением обязанностей уполномоченного органа по реализации преимущественного права арендатора на выкуп арендуемого помещения в размере 1 016 628 руб. 42 коп. не подлежит удовлетворении в связи с отсутствие правовых оснований для этого.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, предусмотренной статьей 15 ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вины причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий исключает применение ответственности в виде взыскания убытков.
При этом размер реального ущерба или упущенной выгоды, а также наличие причинной связи подлежит доказыванию истцом.
Апелляционным судом установлено, что действовавшие в спорный период договоры аренды не были расторгнутыми, следовательно, внесение арендной платы за пользование арендуемого имущества являлось обязанностью арендатора.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта - об удовлетворении заявленных требований общества в части обязания Комитета и Администрацию в месячный срок с момента вступления судебного акта в законную силу подписать с ООО "СЕЛАДОН" договор купли-продажи арендуемого нежилого помещения общей площадью 116,7 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Зеленая, д. 13, пом. 003 (1 этаж), номер объекта 50-50-10/013/2011-340 на условиях, указанных в направленном 23.10.2014 в адрес ООО "СЕЛАДОН" проекте договора купли-продажи; об отказе в удовлетворении остальной части требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.03.2015 по делу N А41-83713/14 отменить.
Признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области и Администрации городского округа Химки Московской области, выразившееся в уклонении от подписания, направленного ООО "СЕЛАДОН" 21 ноября 2014 года договора купли-продажи нежилого помещения, общей площадью 116,7 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Зеленая, д. 13, пом. 003 (1 этаж), номер объекта: 50-50-10/013/2011-340, в порядке п. 4 ст. 4 Закона N 159-ФЗ.
Обязать Администрацию городского округа Химки Московской области в месячный срок с момента вступления судебного акта в законную силу подписать с ООО "СЕЛАДОН" договор купли-продажи арендуемого нежилого помещения общей площадью 116,7 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Зеленая, д. 13, пом. 003 (1 этаж), номер объекта 50-50-10/013/2011-340 на условиях, указанных в направленном 23 октября 2014 года в адрес ООО "СЕЛАДОН" проекте договора купли-продажи.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-83713/2014
Истец: ООО "СЕЛАДОН"
Ответчик: Администрация городского округа Химки Московской области, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2016 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13091/15
22.07.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9511/16
21.04.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1082/16
18.12.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-83713/14
08.10.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13091/15
16.06.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2581/15
27.03.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-83713/14