Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 октября 2015 г. N Ф10-3398/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга, о взыскании штрафа
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Воронеж |
|
17 июня 2015 г. |
Дело N А48-4793/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение арбитражного суда Орловской области от 30.03.2015 по делу N А48-4793/2014 (судья Жернов А.А.), принятое по заявлению государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 5 комбинированного вида" (ОГРН 1025700831474, ИНН 5753017443) о взыскании финансовых санкций в сумме 12 082,36 руб.,
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области - представители не явились, надлежаще извещено;
от муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 5 комбинированного вида" - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 5 комбинированного вида" (далее - образовательное учреждение, учреждение, страхователь) финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 12 082, 36 руб.
Данное дело было принято арбитражным судом Орловской области к рассмотрению в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Определением арбитражного суда Орловской области от 30.12.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением арбитражного суда Орловской области от 30.03.2015 в удовлетворении заявленных требований фонду было отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, а также при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы фонд указывает на доказанность совершения образовательным учреждением нарушений Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Федеральный закон N 27-ФЗ), выразившихся в представлении неполных и недостоверных сведений в отношении сумм начисленных страховых взносов и страховых периодов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов с сумм денежных компенсаций на обеспечение книгоиздательской продукцией ряда работников.
По мнению фонда, ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Закон N 273-ФЗ) включается в состав заработной платы педагогических работников и подлежит включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов на основании части 1 статьи 7 и статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ).
Поскольку образовательным учреждением сумма произведенной в сентябре 2013 года выплаты денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией не была включена в облагаемую базу и с нее не были исчислены страховые взносы за 9 месяцев 2013 года в сумме 241 647,20 руб., то указанное свидетельствует о предоставлении страхователем неполных сведений на застрахованных лиц.
Кроме того, фонд указывает, что страхователем не были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Дронниковой (Леоновой) С.К. в части стажа работы в связи с нарушением требований, установленных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Закон N 27-ФЗ) и постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.06.2006 N 192п "О форме документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" (далее - Постановление N 192п).
Таким образом, в связи с предоставлением недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 9 месяцев 2013 года к страхователю обосновано, по мнению фонда, применены финансовые санкции в сумме 12 082,36 руб.
В судебное заседание представители управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 5 комбинированного вида, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, а также достоверности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и подтверждения соответствия данных индивидуальных сведений первичным документам о периодах, условиях и характере работы застрахованных лиц за тот же период, по результатам которой составлен акт от 15.07.2014 N 067 022 14 АВ 0000301.
Рассмотрев акт от 15.07.2014 N 067 022 14 АВ 0000301, другие материалы проверки, заместитель начальника фонда принял решение от 12.08.2014 N 137, которым образовательное учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 12 082,36 руб.
Из текста решения от 12.08.2014 N 137 усматривается, что данная санкция начислена на сумму страховых взносов 241 647,20 руб., которая исчислена фондом с суммы денежной компенсации, выплаченной учреждением работникам в сентябре 2013 года на обеспечение их книгоиздательской продукцией, но не включенной в облагаемую базу для исчисления страховых взносов за указанный период, что, по мнению фонда, привело к ее занижению.
Кроме того, фонд установил факт непредставления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении сведений на Дронникову (Леонову) С.К.
На основании вынесенного решения управлением Пенсионного фонда в адрес образовательного учреждения было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 28.08.2014 N 100, которым обществу было предложено в срок до 16.09.2014 уплатить сумму финансовых санкций.
В связи с неисполнением последним в указанный в требовании срок обязанности по уплате финансовых санкций, фонд обратился в арбитражный суд Орловской области с заявлением о взыскании с образовательного учреждения финансовых санкций в сумме 12 082,36 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области исходил из недоказанности управлением Пенсионного фонда фактов представления страхователем неполных или недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Соглашаясь с данным выводом суда области, апелляционная коллегия исходит из следующего.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Федеральный закон N 167-ФЗ) организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, регулируются Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данным Законом сведения, в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера; дату увольнения или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными приведенным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) предусматривалось, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10-ти процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации
С 01.01.2014 указанная норма действует в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, устанавливающей за предусмотренные в ней правонарушения ответственность в виде взыскания финансовых санкций в размере 5-ти процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Таким образом, применительно к сведениям о начисленных и уплаченных суммах страховых взносах страхователь обязан представить фонду лишь сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Данный вывод в отношении обязанности страхователей по представлению сведений индивидуального персонифицированного учета сделан в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 7828/12.
Управлением Пенсионного фонда было установлено, что сведения о выплатах, фактически включенных страхователем в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически начисленных на эти выплаты, были представлены им в установленном порядке.
Вывод о представлении недостоверных сведений в отношении сумм начисленных и уплаченных сумм страховых взносов сделан фондом в связи с выявлением факта невключения в базу для исчисления страховых взносов денежных компенсаций на обеспечение книгоиздательской продукцией ряда сотрудников - Аскалеповой Т.И., Безоян Р.М., Буннаковой О.Л., Герасимовой Н.В., Голец И.В., Горбатовой А.А., Дудченко Е.В., Жердевой С.И., Журавлевой С.В., Замула О.А., Калиниковой Г.В., Ковальчук В.Н., Коровиной Л.В., Кохаевой О.А., Крадиной Т.В., Лазаревой И.В., Мамедовой С.М. кызы, Мартусевич М.М., Михайловой И.А., Мишакиной (Курашко) И.В., Ноздриной Т.И., Одинцовой Н.А., Оскретиковой Л.А., Петрушенковой М.С., Попчевой С.Н., Садовниковой К.А., Саньковой Н.И., Сениной Е.В., Степиной И.В., Толкачевой Н.И., Фандюховой Е.Г., Фелькер Е.Н., Шепелевой Ю.А., Шуриновой О.В. и Юровской Н.В., что, по мнению фонда, увеличило базу для начисления страховых взносов по сравнению с тем, как она первоначально была определена страхователем.
Следовательно, поскольку материалами дела установлен факт представления учреждением дошкольного образования сведений именно о тех суммах страховых взносов, которые были им фактически исчислены, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 7828/12, судом области правомерно отказано управлению Пенсионного фонда во взыскании финансовых санкций по данному основанию, так как доказательств представления страхователем недостоверных, то есть не соответствующих данным его учета сведений о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов, фондом не представлено.
Занижение облагаемой базы для исчисления страховых взносов не является основанием для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, на что обоснованно указано судом области.
Кроме того, апелляционная коллегия считает обоснованным вывод суда области о том, что ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая педагогическим работникам для обеспечения необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности до 01.09.2013 - на основании пункта 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1), после 01.09.2013 - на основании части 1 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и решения Орловского городского Совета народных депутатов от 25.08.2011 N 6/0076-ГС "О примерном Положении об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждения, реализующих программы дошкольного образования" (с учетом изменений, внесенных решением от 31.10.2013 N 39/0781-ГС), не подлежит включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в силу которого все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, не подлежат обложению страховыми взносами.
Следовательно, с учетом отсутствия у страхователя обязанности по включению произведенной выплаты в облагаемую базу для начисления страховых взносов у него отсутствует и обязанность по предоставлению фонду сведений об этой выплате в целях индивидуального (персонифицированного) учета.
Что касается вывода фонда о представлении страхователем недостоверных сведений о страховом стаже Дронниковой (Леоновой) С.К. в связи с нарушением положений статей 11 Закона N 27-ФN и пунктов 71 и 72 Постановления N 192п, то апелляционная коллегия исходит из того, что указанное нарушение не повлияло на расчет суммы взыскиваемых финансовых санкций, поскольку сумма начислений указанному лицу за проверенный фондом период составила 0 руб.
На основании части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно статье 40 Федерального закона от 24.07.2012 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" основанием для привлечения страхователя к ответственности является совершение им нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, под которым названной статьей понимается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое законодательством о страховых взносах установлена ответственность.
Исходя из установленных обстоятельств дела, апелляционная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях учреждения здравоохранения состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ - непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Следовательно, так как материалами дела основания взыскания с образовательного учреждения финансовой санкции, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, не доказаны, суд области обоснованно отказал управлению Пенсионного фонда в ее взыскании.
В указанной связи суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Обстоятельства рассматриваемого дела установлены судом области верно. Выводы, сделанные судом, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не решается, так как соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по этим делам.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Орловской области от 30.03.2015 по делу N А48-4793/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4793/2014
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 октября 2015 г. N Ф10-3398/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области
Ответчик: МБДОУ "Детский сад N 5 комбинированного вида г. Орла"