г. Киров |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А28-1912/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Буториной Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединение исправительных колоний N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области
на определение Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2015 по делу N А28-1912/2015 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства), принятое судом в составе судьи Андриянова А.А.,
по заявлению Федерального казенного учреждения "Объединение исправительных колоний N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области
к департаменту лесного хозяйства Кировской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Объединение исправительных колоний N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области (далее - заявитель, Учреждение, ФКУ "ОИК N 1 УФСИН по Кировской области") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Департамент, административный орган) от 19.02.2015 N 22-6, согласно которому Учреждение привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2015 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
ФКУ "ОИК N 1 УФСИН по Кировской области" с принятым определением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, настоящее дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку оспариваемым постановлением Учреждение привлечено в качестве субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности. Учреждение осуществляет использование лесов в целях заготовки древесины, дальнейшую ее переработку, изготовление пиломатериалов и прочих изделий в центре трудовой адаптации, реализации товаров и услуг. Несмотря на то, что ФКУ "ОИК N 1 УФСИН по Кировской области" является некоммерческой организацией, оно вправе заниматься приносящей доход деятельностью.
Ответчик в отзыв на апелляционную жалобу считает ее необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Стороны представили ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность определения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФКУ "ОИК N 1 УФСИН по Кировской области" в Опаринском районе осуществляет использование лесов в целях заготовки древесины на основании распоряжения Департамента от 09.07.2009 N 715 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка, находящегося в государственной собственности" (далее - распоряжение Департамента) общей площадью 13932 га со следующим местоположением: Кировская область, Опаринский район, Опаринское лесничество, Моломское участковое лесничество, кварталы 3 ч, 18 ч, 9, 12-17, 21-27, с условным номером 43-43-01/353/2008-222, учетной записью в государственном лесном реестре N 21.22-2008-05.
В соответствии с пунктами 2.9 и 2.10 распоряжения Департамента Учреждение обязано осуществлять противопожарное обустройство лесов и санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроках, указанных в проекте освоения лесов.
В нарушение проекта освоения лесов в 2014 году по состоянию на 31.12.2014 противопожарные мероприятия: устройство минерализованных полос - 3 км; уход за минерализованными полосами - 2 км; устройство мест отдыха и курения - 2 шт.; установка предупредительных аншлагов - 2 шт., Учреждением не выполнены в полном объеме; санитарно-оздоровительные мероприятия и воспроизводство лесов: создание лесных культур - 10 шт., уход за лесными культурами - 40 га, рубки ухода в молодняках - 252,7 га, лесопатологическое обследование - 25 га, огораживание муравейников - 7 шт., выкладка ловчих деревьев - 5 кб.м, изготовление и ремонт искусственных гнездовий - 15 шт., расчистка окружных границ - 0,2 га, разрубка квартальных просек - 1,86 га, расчистка квартальных просек - 1,1 га, также не выполнены в полном объеме. Ввиду того, что сроки выполнения у всех видов работ разные, но при этом все работы ежегодные, то есть должны быть выполнены в течение 2014 года, датой нарушения является 01.01.2015.
12.02.2015 по факту выявленных нарушений лесничим Бобылевым А.А. в отношении Учреждения составлен протокол N 6-1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
19.02.2015 по результатам рассмотрения материалов административного дела уполномоченным должностным лицом Департамента в отношении ФКУ "ОИК N 1 УФСИН по Кировской области" вынесено постановление N 22-6, согласно которому Учреждение привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д.54-55).
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, ФКУ "ОИК N 1 УФСИН по Кировской области" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Прекращая производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции руководствовался разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 33 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5, и исходил из того, что заявление ФКУ "ОИК N 1 УФСИН по Кировской области" об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку заявитель привлечен к административной ответственности по указанной норме не в качестве субъекта предпринимательской или экономической деятельности и не в связи с ее осуществлением, а в связи с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда исходя из нижеследующего.
На основании статьи 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции настоящим Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сформулировано общее правило подведомственности, согласно которому к юрисдикции арбитражных судов относятся разрешение экономических споров и рассмотрение других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
На основании вышеприведенных правовых норм арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены юридическими лицами и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, подведомственность спора арбитражному суду определяется не только статусом юридического лица, но и наличием связи спора с осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.07.2006 N 262-О, часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, неподведомственны арбитражному суду.
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что жалобы юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на постановление о привлечении к административной ответственности исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно Уставу ФКУ "ОИК N 1 УФСИН по Кировской области" (далее - Устав) Учреждение является некоммерческим учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, созданным Российской Федерации. Учреждение в пределах, установленных действующим законодательством, осуществляет полномочия по исполнению уголовного наказания в виде лишения свободы и иные сопутствующие данному уставному виду деятельности полномочия. Учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним Учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах. Учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение является некоммерческой организацией, созданной для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Как следует из материалов дела, ФКУ "ОИК N 1 УФСИН по Кировской области" оспаривает постановление о привлечении его к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ. Данной статьей установлена административную ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Указанная статья расположена в главе 8 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования". Объектом посягательства административного правонарушения по части 4 статьи 8.25 КоАП являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Материалы дела свидетельствуют о том, что нарушение заявителем требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования при использовании лесов не связано с получением прибыли или продукции, а вытекает из осуществления заготовки древесины, переработки древесины и иных лесных ресурсов, связанных с особыми условиями деятельности Учреждения.
В рассматриваемом случае Общество привлечено к административной ответственности как участник указанных общественных отношений, который не обеспечил соблюдение требований в области охраны окружающей среды и природопользования, а не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с осуществлением такой деятельности.
Оснований полагать, что Учреждение привлечено к административной ответственности в связи с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности, из имеющихся материалов дела не усматривается.
Само по себе наличие статуса юридического лица и фактические обстоятельства вменяемого Обществу в вину правонарушения не свидетельствуют о возможности отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.
В этой связи арбитражным судом обоснованно прекращено производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что рассмотрение жалобы на постановление Департамента относится к подведомственности арбитражного суда, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании положений главы 30 КоАП РФ и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также на неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного определение суда следует оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении судебных расходов, понесенных на уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2015 по делу N А28-1912/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединение исправительных колоний N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-1912/2015
Истец: Федеральное казенное учреждение Объединение исправительных колоний N 1 УФСИН России по Кировской области
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Кировской области
Третье лицо: Мурашинский районный суд Кировской области