г. Хабаровск |
|
19 июня 2015 г. |
А80-353/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Гетмановой Т.С., Михайловой А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.,
в отсутствие представителей сторон;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного предприятия Чукотской автономной области "Чукоткоммунхоз"
на решение от 30.03.2015
по делу N А80-353/2014
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей А.В. Дедовым,
по иску государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз"
к федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу"
о взыскании 2 687 335 рублей,
и встречному исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу"
к ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз"
об урегулировании разногласий по государственному контракту,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" (ОГРН 1028700586694, ИНН 8700000466, далее - ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз") обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу" (ОГРН 1114101001233, ИНН 8709013572, далее - ПУ ФСБ России) о взыскании задолженности по контракту от 30.04.2014 N 17-э за период с 01.01.2014 по 31.10.2014 в размере 2499074,87 рубля, неустойки за просрочку уплаты основного долга за период с 19.02.2014 по 24.11.2014 в размере 188 260,13 рубля, процентов с 25.11.2014 по момент фактического исполнения денежного обязательства, исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25% годовых.
Определением суда от 26.01.2015 принято встречное исковое заявление ПУ ФСБ России к ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта от 30.04.2014 N 17-э в редакции ответчика (с учетом изменения предмета иска по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением суда от 30.03.2015 в удовлетворении первоначального и встречного исковых требований отказано.
ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, в апелляционной жалобе просит решение от 30.03.2015 отменить, удовлетворить первоначальный иск полностью, в удовлетворении встречного иска отказать.
Заявитель оспаривает вывода суда о том, что при расчетах за поставленную электрическую энергию в жилые помещения, расположенные в закрытых военных городках, необходимо применять тариф для категорий потребителей, приравненных к населению.
Считает, что закрепление за ПУ ФСБ России на праве оперативного управления жилого фонда, в который в спорный период осуществлялась поставка электрической энергии, само по себе не свидетельствует о наличии у него статуса исполнителя коммунальных услуг, поскольку данное учреждение не является товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией. Потребитель электроэнергии может быть приравнен к категории "население" только если использует электрическую энергию на коммунально - бытовые нужды, а не для осуществления коммерческой (профессиональной деятельности).
Также, по мнению истца, расположение жилых помещений на территории закрытых военных городков автоматически не придает им статус служебных помещений, поскольку собственником таких жилых домов не принималось решения о включении их в специализированный жилищный фонд. Кроме того непосредственное значение для разрешения настоящего спора является отсутствие организации раздельного учета электрической энергии, поступающей в административные здания и жилые зоны, что является обязательным условием определения стоимости коммунального ресурса по тарифу "для населения".
ПУ ФСБ России в письменном отзыве на жалобу представил возражения по изложенным в ней доводам, сославшись на их несостоятельность и законность оспариваемого судебного решения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в заседании суда объявлялся перерыв с 18.06.2015 до 19.06.2015.
Согласно материалам дела, между ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" (Поставщик) и ПУ ФСБ России по ЧАО (Заказчик) 30.04.2014 подписан Контракт, по условиям которого, Поставщик обязался поставить Заказчику через присоединенные сети электрическую энергию (мощность), а также оказывать услуги по ее передаче для целей энергоснабжения в соответствии с приложениями N N 1, 2, 3, 4, 5 к настоящему Контракту, а Заказчик обязался принимать и оплачивать электрическую энергию (мощность) и услуги по их передаче за расчетный период по тарифам, установленным Комитетом государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, в объемах, определенных разделом 4 и в порядке, установленном разделом 5 настоящего Контракта (пункт 1.1).
Расчетный объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией указан в Приложении N 1.
В соответствии с пунктом 1.4. Контракта его ориентировочная стоимость составляет 8 732 564,11 рубля, в том числе НДС - 18%.
Объем потребленной электрической энергии определяется приборами учета, установленными на границе балансовой принадлежности (пункт 4.1. Контракта).
При этом в пункте 4.1.1. Контракта установлено, что объем фактически потребленной электрической энергии для жилого фонда определяется расчетным путем согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Порядок расчета стоимости и оплаты энергоресурсов оговорен сторонами в разделе 5 Контракта, согласно которому Заказчик оплачивает электрическую энергию (мощность) Поставщику по тарифам, установленным Комитетом за потребленный объем электрической энергии (мощности) в следующем порядке:
- 30 процентов стоимости контрактного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 10-го числа этого месяца;
- 40 процентов стоимости контрактного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 25-го числа этого месяца;
- фактически потребленная в истекшем месяце электрическая энергия (мощность) с учетом средств, ранее внесенных потребителями в качестве оплаты за электрическую энергию (мощность) в расчетном периоде, оплачивается в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления электрической энергии (мощности) за расчетный период меньше контрактного объема, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц.
В соответствии с пунктом 5.3. Контракта обязательства Потребителя по оплате считаются исполненными в день поступления денежных средств на расчетный счет Поставщика.
Пунктом 5.4 Контракта предусмотрена обязанность Поставщика в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, выписать Потребителю счет-фактуру и акт приемки-передачи на сумму фактически потребленной электрической энергии (мощности) в соответствии с показаниями приборов учета.
Согласно пункту 7.9 Контракта он вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 00 часов 01.01.2014, и действует до 24 часов 31.12.2014 включительно.
Со стороны ПУ ФСБ России Контракт подписан с учетом протокола разногласий, исходя из которого Поставщиком не согласованы пункты 1.4, 3.1.3, 3.2.2, 3.2.8, 3.4, 4.1, 4.3, Приложения N 1, предложенные в редакции Заказчика.
Протокол согласования разногласий к Контракту от 14.08.2014 в редакции энергоснабжающей организации ПУ ФСБ России также не согласован.
Энергоснабжающая организация в период с 01.01.2014 по 31.10.2014 поставила на объекты ответчика (казарма, гараж, два жилых дома, площадью 58,2 кв. м. и 174,1 кв. м., располагающиеся на территории военного городка в с. Лаврения Чукотского автономного округа и два жилых дома, площадью 121,7 кв. м. и 581 кв. м. располагающиеся на территории военной части N 2254 в с. Уэлен Чукотского автономного округа) электрическую энергию и предъявил к оплате счета-фактуры на общую сумму 6 120 821,18 рубля.
Стоимость электрической энергии рассчитана по тарифу для категории "Прочие потребители".
Объем потребленной электрической энергии производится на основании показаний приборов учета: Меркурий 230 N 02606434 - с. Лаврентия, СА4У-И672М N 614628 - с. Уэлен.
ПУ ФСБ России с выставленными к оплате суммами не согласилось, произведя оплату в размере 3621746,31 рубля, поскольку расчет потребленной электрической энергии объектами жилой зоны, по мнению Заказчика, должен производиться по тарифу "Потребители, приравненные к населению".
Сославшись на наличие у ПУ ФСБ России по ЧАО по состоянию на 24.11.2014 задолженности в размере 2 499 074,87 рубля, энергоснабжающая организация, начислив неустойку за период с 19.02.2014 по 24.11.2014 на сумму 188 260,13 рубля, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В свою очередь ПУ ФСБ России по ЧАО обратилось в суд со встречным иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта от 30.04.2014 N 17-э в его редакции.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Из первоначально и встречного искового заявления следует, что на момент рассмотрения судом настоящего спора разногласия, отраженные в протоколах разногласий, сторонами не урегулированы.
Исходя из пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", к существенным условиям договора энергоснабжения как отдельного вида договора купли-продажи относится условие о товаре, а договор энергоснабжения считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о количестве ежемесячно и ежеквартально поставляемой энергии.
Приложение N 1 к Контракту, определяющее ориентировочный расчет потребления и стоимости электрической энергии объектов ПУ ФСБ России по ЧАО со стороны последнего подписано с оговоркой "с учетом протокола разногласий", однако как отмечено выше к взаимному согласию, в том числе по данному условию договора, стороны не пришли.
Также сторонами Контракта не согласованы существенные условия, предусмотренные для договоров электроснабжения пунктом 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электроэнергии, полном или частичном ограничении режима потребления электрической энергии", в том числе о его предмете (пункт 1.4, Приложение N 1), обязанности Поставщика по осуществлению действий, необходимых для реализации прав Заказчика, предусмотренных в Контракте (пункты 3.2.2, 3.2.8, 3.4), порядок определения объема покупки электрической энергии по Контракту за расчетный период (пункты 4.1, 4.3).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Контракт от 30.04.2014 нельзя признать заключенным.
В то же время в соответствии с пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 17.02.1998 отсутствие письменного договора с энергоснабжающей организацией не освобождает ответчика от обязанности возместить стоимость энергии, потребленной объектами последнего.
В силу фактически сложившихся взаимоотношений по энергоснабжению у ответчика возникла обязанность по оплате предоставленных услуг.
Между сторонами имеются разногласия относительно наличия на стороне пограничного управления задолженности ввиду применения участниками спора при расчете стоимости разных тарифов к электроэнергии, отпускаемой в жилые дома.
Истец рассчитал сумму долга исходя из тарифа, установленного для категории "прочие потребители", в то время как, по мнению ответчика, надлежит применять тариф "потребители, приравненные к населению".
В соответствии с положениями статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольным видам деятельности одним из методов регулирования которых в силу статьи 6 указанного Закона является ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования в электроэнергетике) регулирующими органами в электроэнергетике являются Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона об электроэнергетике и пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 потребителем признается лицо, приобретающее электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Пункт 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2 (далее - Методические указания) (в редакции от 28.11.2006) определяют, что аналогично группе "население" производится расчет тарифов для приравненных к категории населения потребителей, в том числе, жилых зон при воинских частях и исправительно-трудовых учреждениях, рассчитывающиеся по общему счетчику на вводе.
Указанной нормой Методических указаний также определено, что для воинских частей, исправительно-трудовых учреждений и иных бюджетных организаций с жилыми зонами при них применяется тариф для бюджетных потребителей, входящих в группу "прочие потребители". Поскольку солдатские казармы, летние полевые лагеря, жилые помещения военно-учебных заведений, исправительно-трудовых учреждений, лагерей и других мест компактного временного и постоянного проживания контингента, входят в состав вышеуказанных организаций и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов, то оплата потребляемой ими электроэнергии, производится по тарифной группе "прочие потребители".
Однако, для жилых зон при этих организациях (жилые дома, общежития, в которых проживает обслуживающий персонал, работники, их семьи и т.д.) может быть применен тариф, установленный для группы "население".
В силу приложения N 1 к Основам ценообразования в электроэнергетике к категории потребителей, которые приравнены к населению, и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), отнесены исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
По мнению заявителя жалобы, данное положение к рассматриваемому случаю не применимо, поскольку закрепление за ПУ ФСБ России на праве оперативного управления жилого фонда, в который в спорный период осуществлялась поставка электрической энергии, само по себе не свидетельствует о наличии у него статуса исполнителя коммунальных услуг, поскольку данное учреждение не является товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией.
Однако право оперативного управления как вещное право не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В пункте 71(1) Основ ценообразования в электроэнергетике также установлено, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения, в отношении следующих приравненных к населению категорий потребителей: юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах и жилых зонах при воинских частях и рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по показаниям общего прибора учета электрической энергии.
Заявителем жалобы в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о потреблении спорными жилыми домами электроэнергии для целей не связанных с коммунально - бытовыми нуждами.
Совокупность изложенных правовых норм и обстоятельств дела свидетельствует о правомерности вывода суда первой инстанции о том, что для жилых зон при воинских частях может быть применен тариф, установленный для группы "население" независимо от раздельности учета потребления коммунального ресурса.
В апелляционной жалобе истец также настаивал на доводе отраженным им в суде первой инстанции о возможности применения тарифа для группы "население" только при условии отнесения жилых домов ответчика к служебным жилым помещениям.
Из материалов дела следует, что пограничному управлению на праве оперативного управления принадлежат 2 жилых дома расположенных по адресу: Чукотский автономный округ, Чукотский район, с. Уэлен, территория в/ч 2254, а также 2 жилых дома расположенных по адресу: Чукотский район, с. Лаврентия, территория военного городка.
Как отмечено выше право оперативного управления помимо прочего возлагает на лицо, им обладающее, обязанности по содержанию имущества.
Данная обязанность также следует из части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривающей обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и управомоченных ими лиц нести расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Кроме того на основании подпункта 73 пункта 9 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2003 N 960, Федеральная служба безопасности Российской Федерации помимо иных обязанностей обеспечивает эксплуатационно-техническое обслуживание и охрану в недвижимым и движимым имуществом органов безопасности.
Реализуя правомочия оперативного управления на вышеуказанные жилые дома, ПУ ФСБ России с его сотрудниками заключен ряд договоров найма жилого помещения, которыми в том числе предусмотрена обязанность нанимателя по своевременному внесению платы за коммунальные услуги.
Следовательно, независимо от наличия или отсутствия решения о включении спорных жилых помещений в специализированный жилищный фонд, в данном конкретном случае ПУ ФСБ России является фактическим исполнителем коммунальных услуг в отношении проживающего на территории военных городков населения.
В силу статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Объем и стоимость потребленной электроэнергии рассчитаны ПУ ФСБ России исходя из нормативов потребления коммунальных услуг военнослужащими и членами их семей, проживающих на территориях военных городков, в жилых домах.
Контррасчет пограничного управления истцом не опровергнут.
Таким образом, при наличии в материалах дела платежных документов, подтверждающих оплату всего объема поставленного коммунального ресурса в жилые дома воинских частей, стоимость которого определена по тарифу "для населения", учитывая, что сальдо по состоянию на 01.01.2014 составляло 842 485,45 рубля, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требования ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" в части основного долга правомерен.
Ввиду отклонения требования в данной части, подлежит оставлению без удовлетворения требование о взыскании штрафных санкций в виде неустойки.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
ПУ ФСБ России заявлен встречный иск об урегулировании разногласий по государственному Контракту от 30.04.2014 N 17-э.
Из положений статье 445 ГК РФ следует, что в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В удовлетворении встречного искового заявления судом первой инстанции отказано ввиду пропуска ПУ ФСБ России тридцатидневного срока, предусмотренного статьей 445 ГК РФ, для передачи разногласий, возникших при заключении Конатракта, на рассмотрение суда, о применении которого заявлено ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз".
Поскольку апелляционная жалоба, отзыв на нее, не содержат возражений относительно указанного вывода, апелляционным судом не дается оценка данной части судебного решения.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30.03.2015 по делу N А80-353/2014 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-353/2014
Истец: Государственное предприятие Чукотской автономной области "Чукоткоммунхоз"
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу