г. Воронеж |
|
22 июня 2015 г. |
Дело N А36-5896/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями Сывороткиной Е.Е.,
Синицыной Е.Г.,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат": Евсюковой Н.А. -представителя по доверенности N 48 АА 0695150 от 21.11.2014Э, Титовой Н.А. - представителя по доверенности N 48 АА 0695149 от 21.11.2014, Гусаковой О.Н. - представителя по доверенности N 342 от 27.08.2012, Наземниковой Н.В. - представителя по доверенности N 349 от 27.08.2012,
от Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Боднар Л.С. - представителя по доверенности N 01-19/04/24/128 от 22.12.2014, Черниковой В.А. - представителя по доверенности N 01-19/06/28 от 12.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.02.2015 по делу N А36-5896/2014 (судья Бессонова Е.В.) по заявлению открытого акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" к Государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании частично недействительными решений и требований,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" (далее - ОАО "НЛМК", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Фонд) о признании о частично недействительными решения от 28.07.2014 N 168 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и требования от 28.07.2014 N 168 о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, решения от 28.07.2014 N 89 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах и требования от 29.08.2014 N 86 об уплате недоимки по страховых взносах, пеней и штрафов, решения от 28.07.2014 N 130 об отказе в привлечении к ответственности за неисполнение или неисполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и требования от 29.08.2014 N 75 об уплате непринятых к зачету расходов
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 05.02.2015 заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными:
- решение N 168 от 28.07.2014 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и требование о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от 28.07.2014 N 168 в части предложения ОАО "НЛМК" произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения непринятых к зачету расходов в сумме 538 839 руб. 92 коп.;
- решение N 89 от 28.07.2014 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 4 167 руб. 90 коп., предложения уплатить 20 839 руб. 49 коп. недоимки по страховым взносам и соответствующей суммы пени; соответствующее требование об уплате спорных сумм от 29.08.2014 N 86;
- решение N 130 от 28.07.2014 об отказе в привлечении к ответственности за неисполнение обязанности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев в части предложения ОАО "НЛМК" перечислить дополнительно начисленные страховые взносы в размере 15 334 руб. 78 коп., соответствующие суммы пени и соответствующее требование об уплате непринятых к зачету расходов от 29.08.2014 г. N 75.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой (с учетом уточнения требований) просит отменить решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.02.2015 в части признания незаконными:
- решения и требования от 28.07.2014 N 168 в части предложения ОАО "НЛМК" произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения непринятых к зачету расходов в 509 575,34 коп.,
- решения N 89 от 28.07.2014 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах в части предложения уплатить 19990,82 руб. недоимки по страховым взносам и соответствующих сумм пени и штрафа; а также требования об уплате спорных сумм от 29.08.2014 N 86,
- решения N 130 от 28.07.2014 об отказе в привлечении к ответственности за неисполнение обязанности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев в части предложения ОАО "НЛМК" перечислить дополнительно начисленные страховые взносы в размере 14776,14 руб., соответствующие суммы пени и соответствующее требование об уплате непринятых к зачету расходов от 29.08.2014 г. N 75,
и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований ОАО "НЛМК" в данной части.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд указывает, что страхователем неверно был определен средний дневной заработок для исчисления пособий на период временной нетрудоспособности и в связи с материнством в результате исключения нерабочих праздничных дней, приходящихся на период ежегодного оплачиваемого отпуска, из числа учитываемых календарных дней в расчетном периоде. В результате чего, пособия были выплачены Обществом застрахованным лицам в завышенном размере, что послужило основанием для принятия региональным отделением Фонда, проводившим проверку, решения о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов и требования о проведении соответствующей корректировки суммы расходов.
Одновременно, Фонд пришел к выводу о том, что поскольку в случае выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с нарушением требований законодательных или иных нормативных актов, указанные суммы не могут являться выплатами по страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию, которые на основании п. 1 ч.1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ и п. 1 ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ относятся к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами, поэтому данные выплаты в части превышения над исчисленными в установленном порядке суммами пособий подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях. Данный вывод послужил основанием для дополнительного доначисления Обществу страховых взносов решениями N 89 и N 130 на сумму необоснованно, по мнению Фонда, завышенных пособий, которые включены Фондом в базу для начисления страховых взносов как произведенные в пользу работника выплаты на общих основаниях.
Кроме того, Фонд не согласен с решением суда первой инстанции в части взыскания с Фонда понесенных заявителем судебных расходов на оплату государственной пошлины в сумме 12 000 руб., полагая, что указанный размер государственной пошлины является излишне завышенным, тогда как заявление о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными оплачивалось на момент обращения Общества в суд государственной пошлиной в сумме 2000 руб. для организаций.
ОАО "НЛМК" возражает против доводов апелляционной жалобы Фонда по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Применительно к произведенному расчету среднего дневного заработка ля исчисления пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Общество исходило из того, что средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся, в частности, на периоды, когда за работником сохранялся средний заработок. К таким периодам относится ежегодный оплачиваемый отпуск. Поскольку нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, увеличивают его продолжительность, Общество посчитало, что данные дни, наряду с самим периодом отпуска исключаются из числа учитываемых календарных дней при определении размера среднего заработка для исчисления пособий.
Кроме того, Общество указывает, что в соответствии с коллективным договором ОАО "НЛМК" предоставляет беременным женщинам до отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск. Отпуск предоставляется на основании заявления и распоряжения предприятия на указанный в нем период в календарных днях, в который включаются, в том числе, выходные и нерабочие праздничные дни. Праздничные дни, приходящиеся на период такого отпуска, не переносятся и не предоставляются в другое время. Оплачивается такой отпуск за счет чистой прибыли компании, при этом наличие в расчетном периоде выходных и нерабочих праздничных дней не влияет на сумму оплаты. Поэтому Общество полагает, что приходящиеся на период отпуска (как основного, так и предоставляемого по условиям коллективного договора) нерабочие праздничные дни не включаются в количество календарных дней, приходящихся на период, применительно к которому исчисляется средний заработок, определяемый в общеустановленном порядке путем деления суммы исчисленного за расчетный период заработка на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением периода отпусков.
Также Общество считает необоснованным дополнительное начисление страховых взносов на суммы выплаченных пособий, расходы на которые не были приняты Фондом к зачету, поскольку данные выплаты, носящие социальный характер, не могут являться объектом обложения страховыми взносами.
Одновременно Общество указывает, что уплаченная при обращении в суд государственная пошлина в сумме 12 000 руб. была исчислена заявителем исходя из следующего расчета: 2000 руб. за каждый оспариваемый ненормативный правовой акт (2000 х 6= 12000 руб.).
На основании изложенного, ОАО "НЛМК" просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Фонда.
Как усматривается из апелляционной жалобы ГУ- Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации ( с учетом уточнения от 28.05.2015), Фонд не согласен с решением Арбитражного суда Липецкой области от 05.02.2015 в отношении признания недействительным оспариваемых решения и требования Фонда от 28.07.2014 N 168 - в части предложения ОАО "НЛМК" произвести корректировку путем отражения непринятых к зачету расходов в 509 575,34 коп.; решения N 89 от 28.07.2014 и требования от 29.08.2014 N 86- в части предложения уплатить 19 990,82 руб. недоимки по страховым взносам и соответствующие суммы пени и штрафа; решения N 130 от 28.07.2014 и требования от 29.08.2014 N 75 - в части предложения перечислить дополнительно начисленные страховые взносы в размере 14776,14 руб. и соответствующие суммы пени. В остальной части отказ в удовлетворении требования о признании недействительными данных ненормативных правовых актов Фонд не оспаривает.
В связи с чем, на основании ч.5 ст. 268 АПК РФ, учитывая отсутствие возражений со стороны ОАО "НЛМК", арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Липецкой области от 05.02.2015 по делу N А36-5896/2014 только в обжалуемой заявителем жалобы части.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе (с учетом уточнения требований) и отзыве на нее.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебном заседании 05.06.2015 был объявлен перерыв до 15.06.2015 (с учетом нерабочих праздничных и выходных дней).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части признания незаконными решения N 168 от 28.07.2014 и требования от 28.07.2014 N168 в отношении предложения ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" произвести корректировку путем отражения непринятых к зачету расходов в сумме 509 575, 34 руб. с принятием нового судебного акта в данной части об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Государственным учреждением - Липецким региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении ОАО "НЛМК" проведена документальная выездная проверка соблюдения законодательства РФ о страховых взносах и правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки отделением Фонда составлены акты от 16.06.2014 N N 273, 273с/с, согласно которым Фондом не приняты к зачету расходы в размере 729 493,09 руб., доначислены страховые взносы в размере 21 279,98 руб., начислены пени в размере 70 097,91 руб. и штраф в размере 4256 руб., а также акт от 16.06.2014 N 273н/с, согласно которому не приняты к зачету расходы в размере 98 280 руб., доначислены страховые взносы в размере 15 623,42 руб., пени в размере 6 552,50 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных Обществом возражений, 28.07.2015 Фондом приняты следующие решения:
- N 168 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
* N 89 о привлечении ОАО "НЛМК" к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах;
* N 130 об отказе в привлечении ОАО "НЛМК" к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На основании данных решений от 28.07.2014 в адрес ОАО "НЛМК" были выставлены требования N 168 от 28.07.2014 об уплате непринятых к зачету расходов, страховых взносов, пени, штрафа, а также требования NN 86, 75 от 29.08.2014 об уплате недоимки по страховым взносам.
Требования об уплате непринятых к зачету расходов исполнены страхователем в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 18.08.2014 г. N 56260, N 56259, N 56258, N 56257, N 56256, N 56255, N 56254.
Не согласившись с указанными решениями и требованиями Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, ОАО "НЛМК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как усматривается из оспариваемых заявителем ненормативных правовых актов, при осуществлении проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения Фондом был сделан вывод о завышении среднего дневного заработка для исчисления пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком в связи с занижением количества дней в расчетном периоде в результате необоснованности исключения Обществом из расчетного периода нерабочих праздничных дней, приходящихся на период очередного отпуска и отпуска, предоставляемого по условиям коллективного договора женщинам до отпуска по беременности и родам.
По данному основанию Фондом было отказано в принятии к зачету исчисленных в завышенном размере расходов на выплату пособий и, кроме того, непринятые к зачету расходы ООО "НЛМК" на выплату пособий включены в состав выплат, подлежащих обложению страховыми взносами на основании статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статей 7, 8 Федерального закона N 212-ФЗ, что явилось основанием для оспариваемых заявителем дополнительных доначислений.
Оценивая правомерность выводов отделения Фонда, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
На основании статьи 12 Федерального закона N165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ, являются видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Порядок исчисления пособий по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком установлен ст. 14 ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи (последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих наступлению отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком) на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.
Данный механизм применялся до 01.01.2011 года и по заявлению работницы мог применяться для исчисления пособия по беременности и родам и исчисления пособия по оплате отпуска по уходу за ребенком в 2011 и 2012 годах (ФЗ от 25.02.2011 г. N 21-ФЗ).
Одновременно п. 7 ст. 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства от 15.06.2007 г. N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий (далее - Положение).
В соответствии с п. 15 Положения во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пункте 8 Положения.
В частности, в силу п.п. "а" п. 8 Положения при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособий из расчетного периода исключается период сохранения за работником среднего заработка в соответствии с законодательством РФ, а также начисленные за эти периоды суммы.
В силу ст. 114 Трудового кодекса Российской Федерации, к таким периодам относятся ежегодные отпуска, предоставляемые работникам с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ).
Наряду с этим, ст. 116 ТК РФ предусмотрено, что работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Согласно ст. 120 ТК РФ, продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.
На основании изложенного, при определении количества календарных дней, приходящихся на расчетный период для целей исчисления среднего дневного заработка, из данного периода в силу п.п. "а" п. 8 Положения подлежат исключению календарные дни, приходящиеся на период ежегодного оплачиваемого отпуска (основного и дополнительного), в число которых, как указано в ст. 120 ТК РФ, не включаются праздничные дни.
Таким образом, учитывая, что нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, не включаются в число календарных дней отпуска, следовательно, они не могут быть исключены из расчетного периода в составе календарных дней отпуска как периода сохранения за работником среднего заработка.
Данный вывод согласуется с пунктом 18 Положения, в котором закреплено, что при определении размера пособия, подлежащего выплате, в число учитываемых календарных дней включаются нерабочие праздничные дни.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что страхователем неверно определен средний дневной заработок для исчислений пособий в результате исключения нерабочих праздничных дней, приходящихся на период ежегодного оплачиваемого отпуска, из числа учитываемых календарных дней в расчетном периоде. При этом апелляционный суд исходит из отсутствия оснований для их исключения в составе календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пункте 8 Положения, включая ежегодные оплачиваемые отпуска, а также учитывает закрепленное в п. 18 Положения правило, прямо предусматривающее включение праздничных дней в число учитываемых календарных дней расчетного периода.
В этой связи апелляционная коллегия считает ошибочным противоположный вывод арбитражного суда первой инстанции, полагающего, что из расчета среднего заработка для исчисления пособий исключается весь период отпуска, включая нерабочие праздничные дни.
Одновременно, исходя из универсального характера как правила ст. 120 ТК РФ (распространяющегося в равной степени на основной и дополнительный оплачиваемые отпуска), так и п. 18 Положения, у суда отсутствуют основания для различного подхода к порядку учета нерабочих праздничных дней, приходящихся как на период основного отпуска, так и дополнительно предоставляемого беременным женщинам- работникам ОАО "НЛМК" в соответствии с пунктом 14.13 коллективного договора до отпуска по беременности и родам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ финансирование выплаты рассматриваемых пособий осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Согласно статье 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).
В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
В свою очередь, на основании пп.3 п.1 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Кроме того, частью 4 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
На основании изложенного, учитывая, установленный в ходе проведенной проверки факт завышения ОАО "НЛМК" среднего дневного заработка для исчисления пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком в связи с необоснованным исключением Обществом из расчетного периода нерабочих праздничных дней, приходящихся на период основного и дополнительного отпусков, которые из расчетного периода не исключаются, Фондом обоснованно не были приняты к зачету расходы заявителя на выплату пособий на период временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 509 575,34 руб. При этом судом учтено, что спор относительно правильности произведенного Фондом расчета непринятых к зачету по рассматриваемому основанию сумм (что послужило основанием для уточнения требований апелляционной жалобы) между сторонами отсутствует.
Таким образом, апелляционный суд считает, что решение Фонда N 168 от 28.07.2014 в указанной части и выставленное на его основании требование в части предложения ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения непринятых к зачету расходов в сумме 509 575, 34 руб. являются обоснованными, в силу чего, основания для признания данных ненормативных правовых актов Фонда недействительными у суда первой инстанции отсутствовали.
Одновременно, апелляционный суд соглашается с выводами Арбитражного суда Липецкой области о неправомерности включения непринятых к зачету расходов в состав выплат, облагаемых страховыми вносами и дополнительном доначислении Обществу страховых решением N 89 от 28.07.2014 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах и решением N 130 от 28.07.2014 об отказе в привлечении к ответственности за неисполнение обязанности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев, а также предложении уплатить доначисленные суммы путем выставления соответствующих требований.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
В силу положений статей 3, 17 Федерального закона N 125-ФЗ заявитель также является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в обязанности которому вменено в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Пунктом 1 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 2 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен положениями ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
При этом положениями пп.1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Аналогичные положения закреплены п. пп.1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Таким образом, поскольку пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ, являются видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, данные выплаты не могут быть отнесены к числу объектов обложения применительно к приведенным положениям Законов N212-ФЗ и 125-ФЗ. При этом то обстоятельство, что указанные выплаты были произведены Обществом застрахованным лицам в завышенном размере по сравнению с установленным порядком их исчисления, не изменяет характер произведенных выплат как вида обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
При этом действующее законодательство, с учетом закрепленного механизма осуществления страхователем расходов на выплату рассматриваемых пособий и их возмещения страховщиком (страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации) предусматривает также определенные последствия в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных с нарушением действующего законодательства. В этом случае Фонд отказывает в принятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и направляет страхователю требование об их возмещении. В случае, если в срок, установленный в указанном требовании, страхователь не произвел возмещение расходов, не принятых к зачету, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. (ст. 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ).
В рассматриваемом случае, как было указано выше, требования об уплате непринятых к зачету расходов исполнены страхователем в полном объеме, что подтверждается представленными платежными поручениями.
Таким образом, соглашаясь с правомерностью отказа Фондом в принятии к зачету спорных расходов, суд апелляционной инстанции, вместе с тем, считает неправомерным дополнительное включение данных расходов в объект обложения страховыми взносами, в силу чего, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя в части признания недействительными решения N 89 от 28.07.2014 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 4 167 руб. 90 коп., предложения уплатить 20 839 руб. 49 коп. недоимки по страховым взносам и соответствующей суммы пени; требования об уплате спорных сумм от 29.08.2014 N 86; решения N 130 от 28.07.2014 об отказе в привлечении к ответственности за неисполнение обязанности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев в части предложения ОАО "НЛМК" перечислить дополнительно начисленные страховые взносы в размере 15 334 руб. 78 коп., соответствующие суммы пени и требования об уплате непринятых к зачету расходов от 29.08.2014 N 75.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.02.2015 по делу N А36-5896/2014 подлежит отмене в части признания незаконными решения Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N 168 от 28.07.2014 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и требование о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от 28.07.2014 г. N168 в части предложения ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения непринятых к зачету расходов в сумме 509 575, 34 руб. в связи с отсутствием оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной части.
В остальной части решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Одновременно суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения решения суда первой инстанции в части распределения расходов по уплате государственной пошлины.
Так, предметом спора является оспаривание шести ненормативных правовых актов отделения Фонда (3 решения, 3 требования). Исходя из пп.3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей на момент обращения Общества с рассматриваемым заявлением) размер государственной пошлины установлен в сумме 2000 за оспаривание одного ненормативного правового акта. В силу чего, взыскание с Фонда понесенных Обществом судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 12 000 руб. является правомерным. При этом, исходя из неимущественного характера данных требований, частичное удовлетворение заявленных Обществом требований (с учетом частичного удовлетворения апелляционной жалобы Фонда) не изменяет данный порядок распределения судебных расходов.
Применительно к распределению судебных расходов на стадии рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции судом учтены разъяснения, приведенные в пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46"О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", согласно которому, если апелляционная жалоба подана освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной инстанции, так как истец не подавал апелляционной жалобы и не является ответчиком по делу. Таким образом, в этих случаях государственная пошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.02.2015 по делу N А36-5896/2014 в части признания незаконными решения Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N 168 от 28.07.2014 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и требование о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от 28.07.2014 г. N168 в части предложения ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения непринятых к зачету расходов в сумме 509 575, 34 руб. отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.02.2015 по делу N А36-5896/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-5896/2014
Истец: ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат"
Ответчик: ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации