г. Санкт-Петербург |
|
22 июня 2015 г. |
Дело N А56-69623/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца: представителя Амелина А.С. (доверенность от 10.03.2015)
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: представителя Шипковой Т.Г. (доверенность от 22.12.2014)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9298/2015) Правительства Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2015 по делу N А56-69623/2014 (судья Васильева Н.В.), принятое
по иску ООО "ТехСтройКорпорация"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
3-е лицо: Правительство Ленинградской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТехСтройКорпорация" (далее - ООО "ТехСтройКорпорация", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 8504 кв.м, категории земель - земли поселений (земли населенных пунктов), разрешенное использование - сельскохозяйственное производство (по классификатору - нет данных), расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Виллозское сельское поселение", д. Виллози, квартал 3, с кадастровым номером 47:14:0612003:4 (47:14:0612003:0004), равной рыночной - 4 129 000 руб. (с учетом уточнения иска).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2014 дело направлено по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере 4 771 000 руб., представил в обоснование требований отчет от 27.10.2014 N 02-03/14/1272-7 об оценке земельных участков, расположенных по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Горская волость, д. Виллози, квартал 3, по состоянию на 01.01.2007 (л.д. 128 - 197 т.1). В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство об уточнении требований удовлетворено судом (л.д. 200 т.1).
Определением от 16.12.2014 Правительство Ленинградской области привлечено к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д. 201 т.1).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2015 установлена кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 8 504 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Виллозское сельское поселение", д. Виллози, квартал 3, с кадастровым номером 47:14:0612003:4 (47:14:0612003:0004), равной рыночной по состоянию на 01.01.2007 в размере 4 771 000 руб. Суд обязал кадастровую палату в лице филиала по Ленинградской области внести в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2007 изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Виллозское сельское поселение", д. Виллози, квартал 3, с кадастровым номером 47:14:0612003:4 (47:14:0612003:0004), с 12 109 484 руб. на равную рыночной 4 771 000 руб.
Правительство Ленинградской области подало апелляционную жалобу, в которой, просило решение отменить, производство по делу прекратить. По мнению подателя жалобы, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области не имел права принимать к своему производству и рассматривать дело, не относящееся к подведомственности арбитражного суда.
Общество в отзыве на жалобу просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Правительства Ленинградской области доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, производство по делу прекратить, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Кадастровая палата, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в ее отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, общество является собственником земельного участка общей площадью 8 504 кв.м, категории земель - земли поселений (земли населенных пунктов), разрешенное использование - сельскохозяйственное производство (по классификатору - нет данных), расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Виллозское сельское поселение", д. Виллози, квартал 3, с кадастровым номером 47:14:0612003:4 (47:14:0612003:0004), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.07.2006 серия 78АА N 820182.
Согласно кадастровому паспорту от 12.11.2013 N 47/201/13-372574 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 12 190 484 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка превышает рыночную стоимость, истец провел независимую оценку рыночной стоимости земельного участка. По итогам независимой оценки, выполненной ООО "Оценочная компания "Вета", представленной в отчете от 27.10.2014 N 02-03/14/1272-7, рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2007 в размере 4 771 000 руб. Согласно экспертному заключению от 19.01.2015 N 4875/2014 указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 70 - 81 т.2).
В связи с этим, полагая, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанного земельного участка являются недостоверными и нарушают его права, истец обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим иском. Определением Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2014 дело направлено по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области счел заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. В соответствии с правовой позицией, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Суд установил, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (Правила), согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В силу пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости (функции которой после упразднения возложены на Росреестр на основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847) утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N135-ФЗ) был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка" (Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Физические и юридические лица в соответствии со статьей 24.19 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ были наделены правом в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивали их права и обязанности, оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (в редакции до 01.03.2015).
Суд первой инстанции на основании выводов, изложенных в отчете независимой оценки, представленном истцом, заявленные требования удовлетворил. Как правомерно указано судом, результаты представленной истцом оценки участвующими в деле лицами не оспорены, о проведении судебной экспертизы не заявлено. Также не заявлены возражения в апелляционной жалобе.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы в силу следующего.
Статьей 3 Федерального закона 04.06.2014 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" (далее - Закон N 143-ФЗ) в части 1 и 5 статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ внесены изменения, направленные на исключение дел по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов оценки из компетенции арбитражных судов.
Согласно статье 16 Закона N 143-ФЗ он вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", то есть 06.08.2014.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Как разъяснено в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (раздел VI обзора, вопрос 3), в случае, если дела по спорам о результатах определения кадастровой стоимости были возбуждены на основании заявлений, поданных в арбитражные суды до 06.08.2014 (даты вступления в силу Закона N 143-ФЗ) и производства по ним на эту дату завершены не были, такие дела подлежат рассмотрению арбитражными судами по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Прекращение производства по таким делам на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повлечет нарушение гарантированных статьями 46 и 47 Конституции Российской Федерации прав заявителей на судебную защиту и на рассмотрение дела тем судом, к подсудности которого оно отнесено законом.
Таким образом, изменение правила о подведомственности после принятия заявления к производству суда не является основанием для прекращения производства по делу. Такое дело должно быть рассмотрено по существу, если для этого нет других установленных законодательством препятствий.
Изложенные в решении выводы основаны на представленных в дело доказательствах, нормы материального права применены судом правильно, нормы процессуального права не нарушены.
Учитывая данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 февраля 2015 года по делу N А56-69623/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-69623/2014
Истец: ООО "ТехСтройКорпорация"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии"
Третье лицо: Правительство Ленинградской области