г. Москва |
|
23 июня 2015 г. |
Дело N А40-142252/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Тетюка В.И.,
Судей: Бодровой Е.В., Стешана Б.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы, Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "18" марта 2015 года по делу N А40-142252/14, принятое судьей О.И. Шведко (шифр судьи 69-1187)
по иску ТСЖ "Долина Грез-1"
к ОАО ХК "Главмосстрой", Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы - Правительство Москвы
при участии третьих лиц: Департамент городского имущества города Москвы, ОГО "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо", ОАО "Москапстрой"
о взыскании 2 766 165 руб. 05 коп.
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Поликушин В.А. по доверенности от 24.09.2014,
от ответчиков:
1) ОАО ХК "Главмосстрой": Тулина Л.Е. по доверенности от 12.12.2014,
2) Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы - Правительство Москвы: Родин В.С. по доверенности от 24.09.2014,
от третьих лиц:
1) Департамент городского имущества города Москвы: Родин В.С. по доверенности от 30.12.2014,
2) "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо": не явился, извещен,
3) ОАО "Москапстрой": не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Долина Грез-1" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО ХК "Главмосстрой", Высшему исполнительному органу государственной власти города Москвы - Правительство Москвы о взыскании с Высшего исполнительного органа государственной власти города Москвы - Правительство Москвы 880 143 рубля 26 копеек в счет возмещения затрат на управление, техническое обслуживание, эксплуатацию и охрану для нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д. 45, корп. 1 за период с декабря 2012 г. по декабрь 2013 г.; 787 757 рублей 88 копеек в счет возмещения затрат по содержанию машиномест, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д. 45, корп. 1 за период с декабря 2012 г. по декабрь 2013 г.; 747 088 рублей 49 копеек в счет возмещения фактических расходов за тепловую энергию по нежилым помещениям, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д. 45, корп. 1 за период с декабря 2012 г. по декабрь 2013 г.; 193 431 рубль 75 копеек в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23 мая 2013 г. по 19 августа 2014 г; о взыскании с ОАО ХК "Главмосстрой" 97 645 рублей 59 копеек в счет возмещения затрат на управление, техническое обслуживание, эксплуатацию и охрану для нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д. 45, корп. 1 за февраль 2013 г. и период с апреля 2013 г. по декабрь 2013 г.; 49 712 рублей 88 копеек в счет возмещения фактических расходов за тепловую энергию по нежилым помещениям, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д. 45, корп. 1 за февраль 2013 г. и период с апреля 2013 г. по декабрь 2013 г.; 10 386 рублей 11 копеек в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23 мая 2013 г. по 19 августа 2014 г.; о взыскании 50 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Решением Арбитражного суда города Москвы от "18" марта 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает обжалуемый акт незаконным, необоснованным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при неправильном применении норм права, просят отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В своей жалобе заявители указывают, что судом первой инстанции неправомерно применены нормы закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", поскольку спорный объект введен в эксплуатация 11.10.2005, поскольку акт о результатах реализации инвестиционного проекта между сторонами не подписан, конкретное имущество, подлежащее передаче в собственность сторонам по итогам реализации контракта не определено, имущественные права сторон не оформлены, право собственности города на нежилые помещения не возникло, обязанность оплачивать эксплуатационные расходы по содержанию данных помещений также не возникла, поскольку Правительство Москвы не является главным распорядителем или получателем средств бюджета города Москвы, истцу необходимо обратиться с соответствующей заявкой за получением бюджетных субсидий.
В судебном заседании апелляционного суда заявители доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Истец с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ОАО ХК "Главмосстрой" с решением суда не согласен, поддерживает требования апелляционной жалобы в части отмены решения, однако с доводами, изложенными в ней не согласен.
ОГО "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо", ОАО "Москапстрой" в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, дело на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела на основании ст.ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, изучив и проанализировав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 22.07.2002 между Правительством Москвы, Московской городской организацией Общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо", Открытым акционерным обществом Холдинговая Компания "Главмосстрой" был заключен Инвестиционный контракт N ДЖП.02.3АО.003538, предметом которого являлась реализация проекта по проектированию и строительству жилых домов по адресу: г. Москва, поселок Сосновка, ул. Крылатская, вл. 45 (Западный административный округ) с ориентировочным объемом инвестиций 17 млн. у.е.
Результатом инвестиционной деятельности сторон указанного Инвестиционного контракта стало строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирного дома с подземной автостоянкой, а именно: жилой дом по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д. 45, корп. 1, введенный в эксплуатацию 11.10.2005. Распоряжением ОАО Холдинговая компания "Главмосстрой" N 94-Р от 30 июня 2005 г. был утвержден Акт Правительства г. Москвы N 080086 от 30 июня 2005 г. приемки законченного производством строительно-монтажных работ приёмочной комиссией.
В соответствии с законодательством, действовавшим на момент ввода в эксплуатацию вышеуказанных жилых домов, для эксплуатации и управления многоквартирными домами было создано Товарищество собственников жилья "Долина Грез-1", осуществляющего эксплуатацию указанного жилого дома, для чего были заключены соответствующе договоры с ресурсоснабжающими организациями и договоры на оказание охранных и эксплуатационных услуг.
Товарищество собственников жилья "Долина Грез-1" прошло государственную регистрацию в установленном законом порядке, о чем в Единый государственный реестр внесена запись от 14.02.2008 (ОГРН 1057746225041).
Из пункта 2.1. устава ТСЖ "Долина Грез-1" следует, что товарищество может осуществлять распределение между членами товарищества и собственниками помещений, не являющихся членами товарищества, обязанностей по возмещению соответствующих издержек по управлению многоквартирным домом, содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества.
Истцом были понесены реальные расходы за счет собственных средств на содержание объектов недвижимого имущества, в том числе и принадлежащего ответчику.
Поскольку ответчиками не производилось возмещение затрат истцу за период с декабря 2012 г. по декабрь 2013 г., он обратился в суд с настоящими требованиями в суд.
Согласно ст. 1 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации (ст. 2 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"). При этом, в соответствии со ст. 3 указанного Закона, объектами инвестиционной деятельности в РСФСР являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РСФСР, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
В силу ст. 3 Закона объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Как устанавливает ст. 4 данного Закона, субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее - субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее - иностранные инвесторы). Согласно ст. 6. Закона Инвесторы имеют равные права на: осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами; самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений; передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 N 39-ФЗ инвесторы имеют равные права на: осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами; самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений; передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения.
Согласно ст. 4 ФЗ от 12 декабря 2011 года N 427-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.
Государственная регистрация права долевой собственности на эти незавершенные объекты инвестиционной деятельности не требуется".
Из положений ст. 7 ФЗ от 12.12.2011 N 427-ФЗ следует, что вышеуказанные положения распространяются на договоры, которые заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и обязательства сторон по которым не исполнены на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктами 3.4 и 3.5 инвестиционного контракта конкретное имущество, подлежащее передаче в собственность по итогам реализации объекта, определяется на основании Акта о результатах реализации, подписываемого сторонами. При завершении контракта раздел недвижимого имущества на инвестиционном объекте (возведенные здания и сооружения, исключая право пользования земельным участком, которое будет установлено и оформлено после государственной регистрации права (доли в праве) на здания каждому соинвестору) уточняется по экспликациям и техническим паспортам МосгорБТИ, которые изготавливаются по заявке инвестора на основании утвержденного проекта планировки территории или проектно-сметной документации и натурных обмеров МосгорБТИ и согласовываются сторонами. Принятое решение оформляется Актом о результатах реализации инвестиционного проекта согласно условиям контракта.
Пунктом 3.6 инвестиционного контракта установлено, что оформление имущественных прав сторон по результатам реализации инвестиционного проекта с учетом всех дополнительных соглашений к контракту производится в установленном порядке после сдачи объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств по контракту и приложений к нему на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта согласно условиям контракта.
Как усматривается из материалов дела, дополнительным соглашением N 4 к инвестиционному контракту от 24.05.2006 инвестиционный контракт дополнен п. 1.11, согласно которому именно акт о результатах реализации инвестиционного проекта является итоговым документом, подтверждающим исполнение сторонами обязательств по проекту.
Как установил суд первой инстанции, Акт о результатах реализации инвестиционного проекта по спорному инвестиционному контракту до настоящего времени не подписан, то есть обязательства сторон по контракту не могут считаться исполненными в полном объеме.
Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований.
При этом, согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе вследствие неосновательного обогащения.
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, правоотношения между истцом и ответчиками возникли в результате неосновательного сбережения последними денежных средств, которые должны были быть направлены ответчиками на возмещение истцу затрат за содержание недвижимого имущества.
Согласно Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиционная деятельность предполагает вложение инвестором в объект предпринимательской или иной деятельности на условиях, предусмотренных инвестиционным контрактом, денежных средств, ценных бумаг, иного имущества или практических действий и возникновение у инвестора прав на результаты таких вложений. В отношении строительных объектов правовым последствием осуществления инвестиционной деятельности является возникновение у инвесторов права общей долевой собственности на объект инвестиций.
Согласно п. 1 ст. 1043 ГК РФ имущество, внесенное товарищами в качестве вклада, а также произведенное в результате совместной деятельности, признается их общей долевой собственностью, если иное не предусмотрено законом, договором либо не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ) объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящейся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со ст. 24.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором. Государственная регистрация права долевой собственности на эти незавершенные объекты инвестиционной деятельности не требуется.
В силу ст. 7 Федерального закона N 427-ФЗ от 12.12.2011 указанная правовая норма (п. 1. ст. 4 ФЗ N 427-ФЗ от 12.12.2011) вступает в силу 01.02.2012 и распространяется на договоры, которые заключены до дня вступления в силу Федерального закона и обязательства сторон, по которым не исполнены на день вступления в силу Федерального закона.
Раздел объекта инвестиционной деятельности в натуре осуществляется после ввода объекта в эксплуатацию по правилам ст. 252 ГК РФ с учетом согласованных сторонами условий инвестиционного контракта.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ, исходя из условий инвестиционного контракта, по своей правовой природе инвестиционный контракт от 22.07.2002 N ДЖПА.02.ЗАО.003538 является договором простого товарищества, в связи с чем, у сторон инвестиционного контракта возникло право общей долевой собственности на объект инвестиционной деятельности.
Согласно ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
В силу ст. 1043 ГК РФ внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства. Внесенное товарищами имущество, которым они обладали по основаниям, отличным от права собственности, используется в интересах всех товарищей и составляет наряду с имуществом, находящимся в их общей собственности, общее имущество товарищей.
В соответствии со ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное. При этом при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (ст. 323 ГК РФ). При этом именно кредитору предоставляется право требовать исполнения обязательства от любого из участников контракта в полном объеме.
Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
03 марта 2009 г. между Правительством Москвы, общественно-государственным объединением "Всероссийское физкультурно-спортивным обществом "Динамо", ОАО Холдинговая компания "Главмосстрой" был подписан Протокол предварительного распределения машиномест к Инвестиционному контракту от 22 июля 2002 г. N ДЖП.02.ЗАО.00358, согласно которого участники инвестиционного контракта распределили имущественные права на машиноместа следующим образом: Правительству Москвы: этаж цокольный, подъезд 1, 2 условный номер по инвестиционному контракту: 3, 4, 9, 28, 29, 30, 31, 37, нумерация по обмерам ТБТИ помещения NN I-3 комн. N 10, N I-4 комн. 11, NI-9 комн. 16, NI-28 ком. 41, NI-29 комн. 42, NI-30 комн. 43, NI-44 комн. 44, NI-37 комн. 28; этаж подвал, подъезд 2, 3, 4, 5, помещения условный номер по инвестконтракту: 61, 62, 96, 97, 98, 105, 106, 107, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 125, 127, 128, 130, 131, 132, 134, 135, 136, 137, 138; нумерация по обмерам ТБТИ: помещения I-23 комн. 50, I-24 комн. 51, I-115 комн. 113, I-119 комн. 114, I-117 комн. 115, I-124 комн. 128, I-125 комн. 129, I-126 комн. 130, I-128 комн. 64, I-129 комн. 65, I-130 комн. 66, I-131 комн. 70, I-132 комн. 71, I-133 комн. 72, I-134 комн. 73, I-135 комн. 74, I-136 комн. 75, I-100 комн. 68; I-102 комн. 61, I-103 комн. 62, I-105 комн. 131, I-106 комн. 127, I-107 комн. 129, I-109 комн. 121, I-110 комн. 120, I-111 комн. 119, I-112 комн. 112, I-113 комн. 111; этаж цокольный подъезд 5, 6 помещения условный номер по инвестконтракту 4, 5, 6, 14, 20, 30, нумерация по ТБТИ: V-4 комн. 12, V-5 комн. 13, V-6 комн. 14, V-14 комн. 31, V-20 комн. 37, V-30 комн. 21.
Всего 42 машиноместа.
Также указанным протоколом от 03.03.2009 между Правительством Москвы, общественно-государственным объединением "Всероссийское физкультурно-спортивным обществом "Динамо", ОАО Холдинговая компания "Главмосстрой" были распределены имущественные пава на нежилые помещения, в соответствии с которым: ОАО ХК "Главмосстрой" было распределено нежилое помещение I площадью 218, 3 кв.м., Правительству Москвы - помещения: II площадью 194,0 кв.м., VII площадью 495,4 к.м., XII площадью 101,8 кв.м., XIII площадью 107,3 кв.м., 1 этаж 2 площадью 615,1 кв.м. Последующая передача прав по указанным помещениям не состоялась.
На возмещение затрат по содержанию 42 машиномест истцом Правительству Москвы был выставлен счет за спорный период, на возмещение расходов по содержанию нежилых помещений, принадлежащих Правительству Москвы был выставлен счет за спорный период, и счет ОАО ХК "Главмосстрой" на возмещение расходов по содержанию помещения, принадлежащего последнему, за спорный период.
Кроме того, истец понес фактические расходы за тепловую энергию по нежилым помещениям, расположенным по адресу: Москва, ул.Крылатская, д. 45, корп. 1 за спорный период по помещениям Правительства Москвы и ОАО ХК "Главмосстрой".
Представленный истцом расчет не оспорен ответчиками.
В адрес ответчиков истцом была направлена претензия на возмещения указанных расходов за спорный период, однако данная претензия оставлена без ответа и удовлетворения.
Доказательств того, что право собственности на спорные машиноместа и часть нежилых помещений в спорный период было зарегистрировано, не представлено, расчет задолженности произведен истцом за спорный период за вычетом нежилых помещений, переданных застройщиком физическим лицам.
Размер понесенных истцом затрат на содержание имущества подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: платежными поручениями, договорами, актами сверки, выписками со счетов, сметами.
Учитывая изложенное, заявленные истцом к ответчикам требования о взыскании расходов на содержание недвижимого имущества как неосновательного обогащения с ОАО Холдинговая компания "Главмосстрой" и с Правительства Москвы правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными.
В соответствии с п. 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на других лиц.
Согласно разъяснениям, приведенным в Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Требования заявлены истцом к надлежащим ответчикам, поскольку в данном случае имеет место быть обязательственные отношения, вытекающие их инвестиционного контракта, одной из сторон которого является именно Правительство Москвы, площади нежилых помещений и машиномест согласно имеющегося протокола от 03.03.2009 распределялись именно между участниками инвестиционного контракта, в том числе и Правительством Москвы, право долевой собственности возникло в силу ст. 1041, 1043 ГК РФ и условий инвестиционного контракта у Правительства Москвы, акт о результатах реализации инвестиционного контракта не подписан, а указанный протокол составлен в соответствии с условиями инвестиционного контракта и в судебном порядке не оспаривался.
В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся и расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб. документально подтверждены и подлежат удовлетворении в полной сумме, с учетом категории сложности спора, количества документов, подлежащих изучению, количества и продолжительности судебных заседаний.
Ссылка второго ответчика на неправильное указание сумм, подлежащих взысканию с каждого из ответчиков, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку такое распределение сумм является технической ошибкой, и не влечет за собой отмену обжалуемого решения. Данное обстоятельство может быть устранено посредством исправления опечатки в порядке статьи 179 АПК РФ.
Кроме того, из представленного в суд апелляционной инстанции истцом заявления следует, что он обратился в Арбитражный суд г. Москвы с ходатайством об исправлении данной опечатки.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы как не опровергающие выводы суда, а выражающие несогласие с ними и в целом направленные на переоценку доказательств, при отсутствии к тому правовых оснований. Кроме того, данные доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "18" марта 2015 года по делу N А40-142252/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы, Правительства Москвы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И.Тетюк |
Судьи |
Е.В.Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142252/2014
Истец: ТСЖ " Долина Грез-1", ТСЖ Долина Грез 1
Ответчик: ОАО " Холдинговая компания Главмосстрой", ОАО "Компания "Главмосстрой", Правительство города Москвы, Правительство Москвы
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, ОАО " Москапстрой", ОГО " Всероссийское физкультурно-спортивное общество Динамо", ООО ВСЕРОССИЙСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО ДИНАМО