г. Челябинск |
|
23 июня 2015 г. |
Дело N А47-257/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серковой З.Н.,
судей Ершовой С.Д., Матвеевой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Киреевой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.04.2015 по делу N А47-257/2015 (судья Третьяков Н.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - Кириллов В.В. (доверенность от 21.04.2014);
Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - Трацук Т.Л. (доверенность от 27.11.2013).
Момат Наталья Владимировна (далее - Момат Н.В., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области к Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - УФНС по Оренбургской области, ответчик), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - МИФНС России N 10 по Оренбургской области, Инспекция, ответчик) с заявлением о признании незаконным решения МИФНС России N 10 по Оренбургской области от 18.09.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица, о признании незаконным решения УФНС по Оренбургской области от 13.11.2014, об обязании Инспекции провести государственную регистрацию юридического лица и внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "МодаМания" (далее - общество "МодаМания", общество).
Решением арбитражного суда от 13.04.2015 требования удовлетворены частично, признано недействительным решение Инспекции от 18.09.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица. Суд обязал ответчика устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации общества "МодаМания" на основании документов, представленных Момат Н.В. 11.09.2014. В удовлетворении требования к УФНС по Оренбургской области о признании незаконным решения от 13.11.2014 отказано.
В апелляционной жалобе МИФНС России N 10 по Оренбургской области просит решение суда от 13.04.2015 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Инспекция не согласна с выводом арбитражного суда о том, что употребление амперсанда в современном русском языке в качестве графического заменителя союза "и" наравне с арабскими или римскими цифровыми знаками, а также с иными цифровыми знаками является общепринятым. Кроме того, при попытке использовать знак "&" в машинописном тексте необходимо перевести раскладку клавиатуры на использование английского алфавита, что также свидетельствует о принадлежности знака амперсанд к английскому (латинскому) алфавиту.
До начала судебного заседания от УФНС по Оренбургской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просил решение суда отменить или изменить в части признания недействительным решения Инспекции от 18.09.2014 об отказе в государственной регистрации, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления (рег. N 21832 от 10.06.2015).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копии судебного акта, а также размещения информации на официальном сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, в судебное заседание представитель заявителя не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представители ответчиков доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, Момат Н.В. 05.09.2014 приняла решение N 1 об учреждении общества "МодаМания".
10.09.2014 Момат Н.В. через муниципальное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. Орска" обратилась в МИФНС России N 10 по Оренбургской области с заявлением о государственной регистрации юридического лица - общества "МодаМания" при создании формы N 11001, приложив к заявлению квитанцию об уплате государственной пошлины, решение от 05.09.2014 N 1, устав создаваемого юридического лица, гарантийное письмо и свидетельство о государственной регистрации права от 28.11.2013.
В решении от 05.09.2014 N 1, заявлении формы N Р11001 и уставе, полное фирменное наименование создаваемого общества на русском языке было указано как общество "МодаМания", сокращенное фирменное наименование на русском языке - общество "М&М".
18.09.2014 по результатам рассмотрения представленного для государственной регистрации комплекта документов регистрирующим органом вынесено решение об отказе в государственной регистрации, мотивированное ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Закон), поскольку сокращенное фирменное наименование общества, указанное в уставе и заявлении формы N Р11001, не соответствует требованиям пункта 3 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации по причине использования в нем иноязычного заимствования, ввиду чего данные документы регистрирующий орган посчитал не представленными (л.д. 10).
Не согласившись с вынесенным решением, Момат Н.В. оспорила его в УФНС по Оренбургской области, решением которого от 13.11.2014 N 16-15/13653 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявления, арбитражный суд обоснованно пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен статьей 12 Закона о государственной регистрации.
Согласно статьи 12 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы представлены в регистрирующий орган через многофункциональный центр, один экземпляр учредительных документов с отметкой регистрирующего органа направляется этим органом одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в многофункциональный центр, который выдает указанный экземпляр учредительных документов одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет учредительные документы, представленные заявителем в электронной форме и подписанные электронной подписью регистрирующего органа. Экземпляр данных документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте при указании заявителем на необходимость получения и способа получения данных документов при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна, или подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации (пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации).
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица при его создании Законом о государственной регистрации не предусмотрено, приведенный в ст. 23 этого Закона перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Обязанность указания достоверной информации возложена законодателем на заявителя (подпункт "а" пункт 1 статьи 12 Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
В письме ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@, адресованном территориальным налоговым органом, разъяснено применение указанной нормы права. В частности указано, что регистрирующий орган при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации обязан осуществить регистрационные действия на основании представленных при государственной регистрации документов. Несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. При этом требования к наименованию установлены пунктами 3 и 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, несоответствие наименования юридического лица требованиям, установленным статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование, требования к которому устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименования на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО.
Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.
Полное фирменное наименование юридического лица - общество с ограниченной ответственностью "МодаМания", содержит указание на организационно-правовую форму. Использование в сокращенном фирменном наименовании общества символа "&" (амперсанд), который имеет межъязыковое назначение и заменяет русский союз "и", английский союз "and", латинский союз "et", то есть его фонетическое произношение и транскрипционное написание зависит от того, в каком языке он употребляется. Назначение же его едино вне зависимости от употребляемого языка - связывание членов предложения.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта суд апелляционной инстанции не усматривает.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.04.2015 по делу N А47-257/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
З.Н. Серкова |
Судьи |
С.Д. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-257/2015
Истец: Момат Наталья Владимировна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области, Управление федеральной налоговой службы России по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7294/15
07.10.2015 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-257/15
23.06.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6374/15
13.04.2015 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-257/15