город Воронеж |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А35-10373/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области на решение арбитражного суда Курской области от 10.03.2015 по делу N А35-10373/2014 (судья Суходольская Н.Е.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Леонтьевой Аллы Олеговны (ИНН 463000301154, ОГРН 305463201900201) к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области о признании недействительным постановления от 22.04.2013 N 05603190004772,
при участии в судебном заседании:
от управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области: Ильиной С.М., представителя по доверенности от 21.07.2014 N 20, выданной сроком на один год;
от индивидуального предпринимателя Леонтьевой Аллы Олеговны - представители не явились, надлежаще извещена,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Леонтьева Алла Олеговна (далее - предприниматель Леонтьева, предприниматель, страхователь) обратилась в арбитражный суд Курской области с заявлением к управлению Пенсионного фонда по городу Курску и Курскому району Курской области (далее - управление Пенсионного фонда, управление, фонд) о признании постановления от 22.04.2013 N 05603190004772 недействительным в части начисления недоимки за период с 21.01.2012 по 31.12.2012 (с учетом утонений от 02.03.2015).
Решением арбитражного суда Курской области от 10.03.2015 требования предпринимателя Леонтьевой удовлетворены в полном объеме, постановление от 22.04.2013 N 05603190004772 признано недействительным в оспариваемой части.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, а также при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы управление Пенсионного фонда указывает, что для освобождения от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предприниматель должна была подтвердить факт неосуществления предпринимательской деятельности (отсутствие дохода) в соответствующий период. Тем не менее, документы, подтверждающие отсутствие деятельности в указанный период, предпринимателем Леонтьевой в управление Пенсионного фонда представлены не были.
Кроме того, фонд полагает, что, поскольку судом не был установлен факт получения предпринимателем Леонтьевой пособия в период нахождения в отпуске по беременности и родам, то в указанный период она обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя управления Пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.
Как следует из сведений Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Леонтьева Алла Олеговна с 19.01.2005 по настоящее время зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
По состоянию на 21.01.2013 по результатам камеральной проверки РСВ 056 031 13 РС 0006829 и согласно справке о выявлении недоимки от 21.01.2013 N 056 031 13 СН 0000958 за предпринимателем Леонтьевой числилась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - в сумме 14 386,32 руб., на обязательное медицинское страхование - в сумме 2 821,93 руб., на которую, в свою очередь, были начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 370,93 руб. и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 426,04 руб.
В связи с выявлением указанной задолженности управлением в адрес предпринимателя было направлено требование от 26.02.2013 N 05603140011758 об уплате указанных сумм задолженности и пеней в срок до 30.03.2013.
Поскольку в установленный для добровольного исполнения срок требование управления Пенсионного фонда исполнено не было, страховщиком было вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 22.04.2013 N 05603190004772.
24.04.2013 указанное постановление было передано в отдел судебных приставов по Сеймскому округу г. Курска управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области для исполнения.
Полагая, что принятое управлением Пенсионного фонда постановление от 22.04.2013 N 05603190004772 нарушает ее права и законные интересы, предприниматель Леонтьева обжаловала его в арбитражный суд в части начисления недоимки по страхорвым взносам за период с 21.01.2012 по 31.12.2012 (с учетом уточнений от 02.03.2015).
Свои требования предприниматель мотивировала тем, что в спорный период у нее отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа, поскольку в данный период она находилась в отпуске по уходу за ребенком и предпринимательскую деятельность не осуществляла.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области исходил из правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации 12.05.2005 N 182-О, согласно которой предприниматели, не занимающиеся предпринимательской деятельностью в связи с уходом за ребенком в возрасте до полутора лет, освобождаются от уплаты страховых взносов в этот период.
Апелляционная коллегия полагает указанные выводы суда области обоснованными, исходя при этом из следующего.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, а в силу положений пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ) - плательщиками страховых взносов.
Согласно пункту 2 статьи 14, статье 28 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет; индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Частью 2 статьи 13 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (части 3, 4 статьи 16 Закона N 212-ФЗ).
Статьей 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 названного Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 названной статьи.
В частности, статья 19 Закона N 212-ФЗ предоставляет органам Пенсионного фонда право, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок, производить принудительное взыскание за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов в этом случае производится по решению органа пенсионного фонда путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (часть 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 названного Федерального закона.
Из части 14 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 названного Федерального закона.
В этом случае орган Пенсионного фонда вправе принять решение о взыскании страховых взносов за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 названного Федерального закона, в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Как следует из правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 211-О и разъяснения, данного в пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" (далее - информационное письмо от 11.08.2004 N 79), обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) для их уплаты.
В указанной связи уплата страховых взносов в фиксированном размере осуществляется независимо от осуществления предпринимателем деятельности, приносящей доход.
Вместе с тем, в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Закона N 167-ФЗ" (далее - информационное письмо от 11.04.2006 N 107) применительно к положениям Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ разъяснено право индивидуальных предпринимателей не уплачивать страховые взносы в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ, Закон N 173-ФЗ).
Данное разъяснение базируется на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 12.05.2005 N 182-О, согласно которой в случаях, когда индивидуальный предприниматель временно не мог заниматься предпринимательской деятельностью, а потому не имел никакого дохода, то положения статьи 28 Закона N 167-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом в названном определении, не предполагают взимание с него сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа за указанный период, подлежащий в соответствии с правилами статьи 11 Закона N 173-ФЗ зачету в страховой стаж застрахованного лица наравне с периодами работы и (или) иной, в том числе предпринимательской деятельности. Это относится и к другим периодам, в течение которых предпринимательская деятельность временно не осуществлялась, засчитываемым на основании статьи 11 Закона N 173-ФЗ в страховой стаж.
Изложенная правовая позиция не утратила своей актуальности в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, поскольку она сформулирована с учетом положений статьи 11 Закона N 173-ФЗ, которая в указанной части действует без изменений.
Более того, Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ в статью 14 Федерального закона от 24.07.2009 внесены изменения, действующие с 01.01.2013, предусматривающие освобождение плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, от исчисления и не уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (в редакции, действовавшей до 2014 года) к таким периодам отнесены периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.
В силу 22 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555 (далее - Правила) и действовавших в спорный период, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет.
В качестве указанных документов могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения.
Кроме того, обращающийся за установлением трудовой пенсии гражданин (один из родителей) должен сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о том, кому из родителей следует засчитывать в страховой стаж период ухода за ребенком.
Аналогичные положения изложены в пункте 29 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", вступивших в силу с 01.01.2015.
Следовательно, у индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисляемых со стоимости страхового года, отсутствует обязанность по уплате страховых взносов в периоды, когда ими не осуществляется предпринимательская деятельность по причине нахождения в отпуске по беременности и родам либо в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, так как указанные периоды засчитываются в страховой стаж для начисления трудовой пенсии вне зависимости от уплаты за них страховых взносов.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования в 2012 году регулировались Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ, Закон N 326-ФЗ).
В силу статьи 21 Закона N 326-ФЗ финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет доходов от уплаты: страховых взносов на обязательное медицинское страхование; недоимок по взносам, налоговым платежам; начисленных пеней и штрафов; средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование; средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; доходов от размещения временно свободных средств; иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 11 Закона N 326-ФЗ следует, что страхователями для неработающих граждан, указанных в пункте 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, определенные Правительством Российской Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Поскольку в период отпуска по беременности и родам и в период ухода за ребенком до достижения им определенного возврата лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, лишены возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, приносящую им доход, то в эти периоды они относятся к категории неработающего населения, в отношении которого уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на что прямо указано в статье 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, относящей к застрахованным неработающим лицам одного из родителей или опекуна, занятых уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также иных не работающих по трудовому договору и не указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 названной статьи граждан, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.
Учитывая, что толкование пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ позволяет сделать вывод, что перечень лиц, относящихся к неработающему населению, не является замкнутым и сформирован на основании лишь такого признака, как невозможность лица в определенные периоды своей жизни осуществлять деятельность, приносящую доход (дети, неработающие пенсионеры, учащиеся, безработные и т.п.), то применительно к рассматриваемому в данном деле периоду времени (2012 год), апелляционная коллегия считает возможным применить сформулированный названным Законом принцип, по которому лицо может быть отнесено к неработающему населению - невозможность осуществления предпринимательской деятельности в силу наличия определенных обстоятельств, в том числе, беременности и родов, а также ухода за ребенком.
Таким образом, в 2012 году индивидуальные предприниматели - женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также один из родителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, не должны были уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, так как предоставление им медицинской помощи осуществляется за счет средств, выделяемых бюджетами субъектов и местными бюджетами на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В материалы рассматриваемого дела предпринимателем Леонтьевой представлена справка общества с ограниченной ответственностью "Сеймский рынок", из которой следует, что до 01.06.2008 предприниматель осуществляла торговую деятельность на территории названного рынка.
01.02.2012, согласно представленному в материалы дела свидетельству о рождении 1-ОН N 799451, у предпринимателя Леонтьевой родился сын Нестеров Тимофей Дмитриевич, о чем 01.02.2012 составлена запись акта о рождении за номером 57.
Таким образом, апелляционная коллегия полагает, что суд области пришел к правильному выводу о том, что предприниматель Леонтьева в 2012 году имеет право на освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере, в связи с чем доводы апелляционной жалобы управления Пенсионного фонда подлежат отклонению как противоречащие материалам дела.
Тот факт, что предприниматель Леонтьева за получением пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком в 2012 году не обращалась, по мнению апелляционной коллегии, сам по себе и при наличии в материалах дела свидетельства о рождении ребенка, не может служить подтверждением осуществления ею предпринимательской деятельности либо получения дохода от иной трудовой деятельности. Обратное управлением Пенсионного фонда не доказано.
Следовательно, при отсутствии у предпринимателя обязанности по уплате страховых взносов за период с 21.01.2012 по 31.12.2012 у органа Пенсионного фонда отсутствовали основания для применения мер принудительного взыскания недоимки по уплате страховых взносов за указанный период в связи с отсутствием таковой.
В связи с изложенным апелляционная коллегия полагает правомерным признание судом области недействительным постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 22.04.2013 N 05603190004772 в части взыскания недоимки по уплате страховых взносов за период с 21.02.2012 по 31.12.2012.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Доводы управления Пенсионного фонда, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования в суде первой инстанции. Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержат, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, решение арбитражного суда Курской области отмене не подлежит.
Исходя из результатов рассмотрения дела и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Курской области от 10.03.2015 по делу N А35-10373/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-10373/2014
Истец: Леонтьева Алла Олеговна
Ответчик: УПФ РФ по г. Курску и Курскому району Курской области
Третье лицо: Леонтьева Алла Олеговна