Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2015 г. N Ф07-566/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
26 июня 2015 г. |
Дело N А56-76425/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от заявителя: представители Борисова М.Б. (доверенность от 14.01.2015), Тарасова В.А. (доверенность от 23.12.2014)
от ответчика: представитель Пашкова Н.С. (доверенность от 12.01.2015)
от 3-го лица: представитель Патока Е.Ю. (доверенность от 27.12.2012)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10461/2015) ЗАО "Независимая Финансовая Группа" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2015 по делу N А56-76425/2014 (судья Корушова И.М.), принятое
по заявлению ЗАО "Независимая Финансовая Группа"
заинтересованное лицо: Служба государственного и строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
о признании незаконным решения, об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию здания, об обязании,
установил:
Закрытое акционерное общество "Независимая Финансовая Группа" (далее - ЗАО "Независимая Финансовая Группа", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решение Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее - Служба), выраженное в уведомлении от 20.10.2014 N 07-05-8221/14-0и, об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию здания автостоянки под бизнес-центр со встроенной автостоянкой по адресу: Санкт-Петербург, улица Чапаева, дом15, корп.2 литер В, на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, улица Чапаева, дом 15 корп.2 литер А. Заявитель просил обязать Службу устранить допущенное нарушение и выдать ЗАО "Независимая Финансовая Группа" разрешение на реконструкцию здания автостоянки под бизнес-центр со встроенной автостоянкой по адресу: Санкт-Петербург, улица Чапаева, д.15 на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, улица Чапаева, дом 15, корп.2 литер А, сроком на 16 месяцев с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу.
К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - Комитет).
Решением Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. По мнению подателя жалобы, принятие органами государственной власти нормативных актов, изменяющих режимы использования земельных участков, в отношении которых утверждены градостроительные планы, и в период, когда проектная документация разработана на основании данных градостроительных планов, утверждена заказчиком и направлена на экспертизу, не может являться основанием для признания такой документации не соответствующей измененным градостроительным нормам и, как следствие, для отказа в выдаче разрешения на строительство, поскольку нарушают права инвестора, принципы, направленные на сбалансированность экономических и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
В отзыве на жалобу Служба просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, представитель Службы против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, представитель Комитета поддержал позицию Службы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Обратившись в арбитражный суд, общество мотивировало требования следующими обстоятельствами. ЗАО "Независимая Финансовая Группа" является собственником земельного участка площадью 13 615 кв.м с кадастровым номером 78:07:0003028:3588, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чапаева, дом 15, литера А (далее - земельный участок), также находящегося в его границах здания автостоянки площадью 5 575,5 кв.м с кадастровым номером 78:7:3028:21:79 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чапаева, дом 15, корпус 2, литера В (далее - здание автостоянки). В 2013 году заявитель принял решение о реконструкции здания автостоянки под бизнес-центр.
С целью определения возможности реконструкции заявитель обратился в Комитет с разработанным эскизным проектом планируемого здания. Заключением от 30.10.2013 N 3-9214-1 Комитет согласовал представленный эскизный проект реконструкции здания автостоянки под бизнес-центр как соответствующий действующим режимам зоны ЗРЗ-2.
Комитет по градостроительству и архитектуре распоряжением от 23.12.2013 N 2839 с учетом этого заключения утвердил градостроительный план NRU78160000-18478 земельного участка заявителя.
На основании полученного градостроительного плана разработан Проект реконструкции здания автостоянки под бизнес-центр со встроенной автостоянкой со следующими параметрами: площадь застройки - 2847 кв.м, общая площадь здания - 27 316 кв.м (в том числе паркинг - 8 358 кв.м, офисные этажи - 18 958 кв.м), строительный объем - 94 210 куб.м (в том числе подземный 1719 куб.м), количество этажей - 4,10.
Негосударственная экспертиза проектной документации выполнена ООО "Союзпетрострой-Эксперт+", по результатам которой 29.09.2014 за N 2-1-1-0003-14 утверждено положительное заключение негосударственной экспертизы.
Заявитель обратился в Службу с заявлением (вх. от 10.10.2014 N 07-05-8221/14-Ов) о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию).
Уведомлением от 20.10.2014 N 07-05-8221/14-Ои Служба сообщила заявителю об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) по причине несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка NRU78160000-18478, утвержденного распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 29.12.2013 N2839: в части соблюдения условий режима использования земель, расположенных в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 2, - отсутствие заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия, подготовленного в порядке, установленном правительством Санкт-Петербурга; в части соблюдения максимальной высоты зданий, строений, сооружений на территории земельного участка (л.д. 145 - 148 т.1).
Не согласившись с данным решением Службы, заявитель реализовал в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на судебную защиту, предъявив настоящее требование в арбитражный суд.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции счел указанные требования не подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оговорено право заинтересованного лица на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Проверяя обоснованность выводов суда первой инстанции, апелляционный суд руководствовался частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено право организации и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу предъявляемых частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований следует исходить из необходимости установления наличия одновременно совокупности следующих обстоятельств: соответствуют ли закону действия (бездействие) соответствующего органа и нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно данному в части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определению разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 29.12.2013 N 2839 утвержден градостроительный план RU78160000-18478 спорного земельного участка (л.д. 57 т.1).
Письмом от 30.10.2013 N -3-9214-1 Комитет согласовал эскизный проект реконструкции автостоянки в части генплана и предельных высотных отметок (36,00 м предельная высотная отметка плоской кровли) как соответствующий действующим режимам зоны ЗРЗ-2 (л.д. 10 т.1).
Принадлежащий заявителю земельный участок в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 24 декабря 2008 года) (далее - Закон N820-7) находится в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-2-1) исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга, режимы использования земли в данной зоне устанавливается названным Законом.
Вывод суда первой инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя является законным и обоснованным, поскольку с 13.07.2014 Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N820-7 действует в новой редакции в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 26.06.2014 N 417-65 "О внесении дополнений и изменений в Закон Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга".
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений, суд пришел к правомерному выводу о законодательном ограничении права собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается на основании и в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Законом N820-7 утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга (приложение N 1) и режимы использования земель в границах данных зон (приложение N 2), а также установлены режимы использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга (глава 3 приложения 2).
Из пункта 1.7 главы 1 приложения 2 к Закону N820-7 следует, что режимы использования земель не применяются к правоотношениям по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, выданных до вступления их в силу, а также на основании утвержденной документации по планировке территории в части, не противоречащей настоящим режимам использования земель.
Следовательно, новые режимы использования земель не применяются только к правоотношениям по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, выданных до вступления их в силу, а также на основании утвержденной документации по планировке территории в части, не противоречащей режимам использования земель.
В частности установлено, что на территории ЗРЗ 2 (зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности) устанавливаются ограничения по высоте в соответствии со схемой приложения 2 к режимам использования земель, в том числе формирование уличного фронта застройки с преобладанием горизонтальных линий в силуэте, высотой не более 28 м до карниза и 33 м до конька; необходимость обеспечения визуального превышения уличного фронта над внутриквартальной застройкой; возможны отдельные высотные акценты в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия; допускается увеличение высоты отдельных частей театрально-концертных зданий в соответствии с технологическими требованиями и при условии сохранения панорам исторического центра Санкт-Петербурга, указанных в приложении 1 к режимам использования земель. Порядок подготовки заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия устанавливается правительством Санкт-Петербурга. Также введено требование о необходимости получения заключения Комитета в порядке, установленном правительством Санкт-Петербурга, о соответствии планируемого к размещению объекта общим требованиям режима (часть 4 главы 3 приложения 2).
Учитывая, что до вступления в силу новой редакции Закона N 820-7, изменившей режимы использования земель, разрешение на реконструкцию здания автостоянки под бизнес-центр со встроенной автостоянкой на спорном земельном участке не получено, доводы подателя жалобы о необоснованном применении судом к спорным правоотношениям положений названного Закона в редакции, действующей с 13.07.2014, не могут быть приняты во внимание как противоречащие вышеназванным нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, применив с учетом предмета требований нормы законодательства, регулирующего возникшие между участвующими в деле лицами отношения, процессуальные нормы во взаимосвязи с установленными при рассмотрении данного дела юридически значимыми фактами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ Службы в выдаче разрешения на реконструкцию является законным.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 марта 2015 года по делу N А56-76425/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ЗАО "Независимая Финансовая Группа" из федерального бюджета 500 руб. излишне уплаченной госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-76425/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2015 г. N Ф07-566/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Независимая Финансовая Группа"
Ответчик: Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
Третье лицо: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры