г. Москва |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А40-195410/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "29" июня 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
судей, Н. О. Окуловой, Е. А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. А. Ямщиковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2015 г. по делу N А40-195410/14, вынесенное судьей О.Ю. Паршуковой по заявлению ООО "МЕГАКОМ" (ОГРН 1135003004696, МО, Ленинский р-он, с. Булатниково, Симферопольское ш., д. 3)
к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (115280, г. Москва, ул. Автозаводская, д. 18, корп. 2) о признании незаконными действия и об обязании произвести действия
при участии в судебном заседании:
от ООО "Мегаком" - Тимошкин Ю. В. по дов. от 21.08.2014; Комарова С. В. по дов. от 21.08.2014
от ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области - Новикова С. А. по дов. от 08.06.2015; Кисиева С. К. по дов. от 20.04.2015
УСТАНОВИЛ:
Решением от 03.03.2015 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Мегаком" требования, признаны незаконными действия Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области, выразившиеся в отказе от приема отчетности ООО "МЕГАКОМ" по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование по застрахованным лицам из числа работников ООО "МЕГА Благовещенск", ООО "МЕГА Абакан", ООО "МЕГА Иркутск", ООО "МЕГА Новосибирск", ООО "МЕГА Кемерово", ООО "МЕГА Улан-Удэ", ООО "МЕГА Сахалин", ООО "МЕГА Алтай", ООО "МЕГА КМВ", ООО "МЕГА Томск", ООО "МЕГА Забайкалье", ООО "МЕГА Волгоград", ООО "МЕГА Хабаровск", ООО "МЕГА Красноярск" реорганизованных 02.12.2013 г. в форме присоединения к ООО "МЕГАКОМ", включающей: Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) за 2013 г.; Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (СЗВ-6-4) за 2013 г.; Описи сведений, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-2) за 2013 г.; Описи документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (АДВ-6-5) за 2013 г.;Списки застрахованных лиц за 2013 г., как не соответствующие действующему законодательству РФ. На Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "МЕГАКОМ" путем принятия и рассмотрения отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование по застрахованным лицам из числа работников ООО "МЕГА Благовещенск", ООО "МЕГА Абакан", ООО "МЕГА Иркутск", ООО "МЕГА^Новосибирск", ООО "МЕГА Кемерово", ООО "МЕГА Улан-Удэ", ООО "МЕГА Сахалин", ООО "МЕГА Алтай", ООО "МЕГА КМВ", ООО "МЕГА Томск", ООО "МЕГА Забайкалье", ООО "МЕГА ^Волгоград", ООО "МЕГА Хабаровск", ООО "МЕГА Красноярск" реорганизованных 02.12.2013 г. в форме присоединения к ООО "МЕГАКОМ", включающую: Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) за 2013 г.; Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (СЗВ-6-4) за 2013 г.; Описи сведений, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-2) за 2013 г.; Описи документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (АДВ-6-5) за 2013 г.; Списки застрахованных лиц за 2013 г.
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "МЕГАКОМ" требований по доводам, изложенным в апелляционной желобе. В судебном заседании представитель Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "МЕГАКОМ" направил в Управление по Ленинскому р-ну и г. Видное Московской области Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (далее - Пенсионный фонд), за реорганизованных юридических лиц ООО "МЕГА Благовещенск", ООО "МЕГА Абакан", ООО "МЕГА Иркутск", ООО "МЕГА Новосибирск", ООО "МЕГА Кемерово", ООО "МЕГА Улан-Удэ", ООО "МЕГА Сахалин", ООО "МЕГА Алтай", ООО "МЕГА КМВ", ООО "МЕГА Томск", ООО "МЕГА Забайкалье", ООО "МЕГА Волгоград", ООО "МЕГА Хабаровск", ООО "МЕГА Красноярск" формы отчетности за последний отчетный (расчетный) период с 01.01.2013 г. по 02.12.2013 г. в составе:
- Форма РСВ-1 ПФР за 2013 г - "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование";
- Форма СЗВ-6-4 за 2013 г. - "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица";
- Форма АДВ-6-2 за 2013 г. - "Опись сведений передаваемых страхователем ПФР";
- Форма АДВ-6-5 за 2013 г. - "Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица";
- Список застрахованных лиц;
- Письмо с пояснениями, (далее - Отчетность)
Указанные формы отёчности были направлены в Управление по почте 09.04.2014 года, 15.04.2014 года отдельными бандеролями с описью вложения, что соответствует ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ и ч. 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ. 22.04.2014 года Управлением был организован выезд служебной машины по адресу ООО "МЕГАКОМ" с целью возврата полученной по почте отчетности. Главный бухгалтер ООО "МЕГАКОМ" Путилова О.А. отказалась принять отчетность у водителя т.к. подобная процедура возврата оправленной отчетности (к тому же без ее проверки, изучения), представляемой страхователями в Учреждение ПФР по месту своего учета, не предусмотрена законодательством. По вопросу об отказе в приемке возвращённой отчетности специалистами Управления был составлен Акт N1 от 22.04.2014 г. Акт, а так же уведомления о возврате без исполнения полученной по почте отчетности от организации ООО "МЕГАКОМ", предоставленной страхователем за присоединенные ООО "МЕГА Благовещенск", ООО "МЕГА Абакан", ООО "МЕГА Иркутск". ООО "МЕГА Новосибирск". ООО "МЕГА Кемерово", ООО "МЕГА Улан-Удэ" были получены Обществом по почте. Отчетность, направленная Обществом по почте, за присоединенные к ООО "МЕГАКОМ" за ООО "МЕГА Сахалин", ООО "МЕГА Алтай", ООО "МЕГА КМВ", ООО "МЕГА Томск", ООО "МЕГА Забайкалье", ООО "МЕГА Волгоград", ООО "МЕГА Хабаровск", ООО "МЕГА Красноярск" была возвращена отделением связи по причине отказа адресата в получении данной корреспонденции.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют сведения об уплачиваемых страховых взносах и сведения о страховом стаже работников в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
ООО "МЕГАКОМ" предпринимал попытки сдать отчетность по страховым взносам за 4 кв. 2013 г. по электронным каналам связи за работников присоединенных Правопредшественников. Отчетность включала в себя сведения о страховых взносах за 2013 г. лиц, работающих у ООО "МЕГАКОМ" по трудовому договору, включая сведения о бывших работниках Правопредшественников за последний отчетный период с 01 октября по 02 декабря 2013 г., трудовые договоры с которыми не расторгались, и в отношении которых у ООО "МЕГАКОМ" имелась информация о том, что до завершения реорганизации Правопредшественники не отчитались за последний отчетный период в территориальных органах ПФ РФ по месту своего учета (Протоколы контроля от 19-02-2014 (отрицательный), Протокол контроля от 06-03-2014 (отрицательный), Протокол контроля от 24-03-2014 (отрицательный). 31.03.2014 г. (т.1 л.д. 157) Пенсионный фонд письменно разъяснил, что ООО "МЕГАКОМ" не должно включать в свою отчетность за 4 кв. 2013 г. сведения по работникам присоединенных компаний. В противном случае отчетность полностью будет считаться не принятой и санкции наступят уже по отчетности ООО "МЕГАКОМ" без сведений о взносах Правопредшественников. В дальнейшем, 03.05.2014 г. ООО "МЕГАКОМ" предоставило в электронном виде отчетность по страховым взносам без включения в неё сведений о взносах Правопредшественников, Протокол контроля от 06-05-2014 г.
Учитывая отказ Управления по Ленинскому р-ну и г. Видное МО принять отчетность ООО "МЕГАКОМ" за 4 в. 2013 г., направленную по электронным каналам связи и включающую показатели присоединенный юридических лиц, не отчитавшихся по месту своей регистрации до даты исключения из ЕГРЮЛ, ООО "МЕГАКОМ" направил почтой в Учреждение ПФР по месту своего учета, за реорганизованных юридических лиц ООО "МЕГА Благовещенск", ООО "МЕГА Абакан", ООО "МЕГА Иркутск", ООО "МЕГА Новосибирск", ООО "МЕГА Кемерово", ООО "МЕГА Улан-Удэ", ООО "МЕГА Сахалин", ООО "МЕГА Алтай", ООО "МЕГА КМВ", ООО "МЕГА Томск", ООО "МЕГА Забайкалье", ООО "МЕГА Волгоград", ООО "МЕГА Хабаровск", ООО "МЕГА Красноярск" формы отчетности за последний отчетный (расчетный) период с 01.01.2013 г. по 02.12.2013 г. в составе:
1) Форма РСВ-1 ПФР за 2013 г - "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование";
2) Форма СЗВ-6-4 за 2013 г. - "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица";
3) Форма АДВ-6-2 за 2013 г. - "Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР";
4) Форма АДВ-6-5 за 2013 г. - "Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица";
5) Список застрахованных лиц;
6) Письмо с пояснениями.
Указанные формы отчетности были направлены по почте отдельными бандеролями с описью вложения (т.1 л.д. 56-65).
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения по обязательному социальному страхованию могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей). Страхователь при представлении сведений на 50 и более (изм. с 01.01.2015 г. на 25 и более) работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Согласно п. 2 ст. 46 Федерального закона от 4 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд российской федерации, фонд социального страхования российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования" несоблюдение порядка (формата) представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет лишь взыскание штрафа в размере 200 рублей, но не устанавливает иных негативных последствий для страхователя или застрахованных лиц.
В данном случае сведения о работающих у ООО "МЕГАКОМ" застрахованных лицах за 4 кв. 2013 г. были предоставлены Управлению в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в установленном Пенсионным фондом РФ порядке. Сведения, которые ООО "МЕГАКОМ" направил Управлению по почте, содержат сведения о страховых взносах застрахованных лицах, работавших у Правопредшественников в последнем отчетном периоде до завершения реорганизации (за период с 01.10.2013 г. по 02.12.2013 г.).
Министерством труда и социальной защиты РФ утвержден "Административный регламент предоставления Управления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование", Приказ N 329н от 22 октября 2012 г. Согласно указанного Регламента:
Результатом предоставления государственной услуги является прием и регистрация расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (далее - Расчет). Прием и регистрация поступившего в ПФР, в территориальный орган ПФР Расчета, в том числе направленного заявителем с использованием средств почтовой связи, через многофункциональный центр, а также представленного в форме электронного документа, осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его поступления. В приеме Расчета может быть отказано в следующих случаях:
- отсутствие печати в Расчете, представленном плательщиком страховых взносов - юридическим лицом;
- отсутствие подписи на документах (усиленной квалифицированной электронной подписи);
- несоответствие Расчета, представленного заявителем, форме Расчета, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, и (или) противоречие между сведениями, содержащимися в документах, представленных заявителем;
- отсутствие или ненадлежащее оформление документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя;
- наличие ошибок на магнитном носителе информации;
- отсутствие файла Расчета на магнитном носителе информации.
Перечень оснований для отказа в приеме Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование является исчерпывающим. Таким образом, предоставление сведений по обязательному пенсионному страхованию в виде документов в письменной форме с использованием средств почтовой связи или лично через представителя не противоречит законодательству и не является основанием для отказа в приеме указанных сведений Управлением Пенсионного фонда.
Довод апелляционной жалобы Управления Пенсионного фонда о том, что в случае реорганизации страхователя в форме присоединения сведения об уволенных работниках предоставляются правопредшественником не позднее дня предоставления в федеральный орган, осуществляющий государственную регистрацию, документов для внесения в ЕГРЮЛ, не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Предметом спора по настоящему делу является отказа Управления Пенсионного фонда принимать у ООО "МЕГАКОМ" по месту его регистрации, вообще любые сведения о страховых взносах за 2013 г., как о лицах, работающих у него по трудовому договору, так и, включая сведения о бывших работниках Правопредшественников за последний отчетный период с 01 октября по 02 декабря 2013 г., трудовые договоры, с которыми не расторгались в связи с реорганизаций, Работники Правопредшественников продолжают трудовые отношения с правопреемником - ООО "МЕГАКОМ".
Ссылка Управления Пенсионного фонда на некие "Технологии приема территориальными органами ПФР расчетов по страховым взносам" отклоняется, поскольку протоколов ошибок, для их исправления, ООО "МЕГАКОМ" не получало в связи с отказом Управления Пенсионного фонда вскрывать конверты с отчетностью.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда ссылается на установленный порядок предоставления сведений о страховых взносах в электронной форме. Данный довод также отклоняется, поскольку первоначально отчетность по страховым взносам предоставлялась Управлению в форме передачи сведений по электронным каналам связи, но так же была отклонена (например см. протокол отчетности от 24.03.2014 г., пояснения к нему от 31.03.2014 г. per. N 208-16-5671). В качестве основания для отказа в приеме отчетности указано: несоответствие данных по уплаченным взносам в Расчете фактическому поступлению денежных средств. Следовательно, Управлением были выявлены расхождения по причине отсутствия данных по уплате взносов правопредшественниками за последний отчетный период по месту их регистрации в учетной базе Управления (отсутствие переданного сальдо) поскольку местные Управления нарушили Порядок' организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по учету страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, поступивших от плательщиков страховых взносов -реорганизованных юридических лиц территориальный орган ПФР по местонахождению плательщика страховых взносов, прекратившего деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения и не передали в Управление электронный пакет документов (далее - ЭПД) по плательщикам-правопредшественникам в срок пятнадцати рабочих дней со дня получения выписки из ЕГРЮЛ.
Также отклоняется довод Управления Пенсионного фонда о том, что им по почте от ООО "МЕГАКОМ" была получена отчетность за 10 правопредшественников и эта отчетность была перенаправлена 14.07.2014 г. в другие отделения ПФР, поскольку данное утверждение не соответствует действительности. Реально отчетность ООО "МЕГАКОМ" направлял по почте в адрес Управления за 14 правопредшественников:
- Отчетность, направленная по почте за ООО "МЕГА Новосибирск", ООО "МЕГА Абакан", ООО "МЕГА Кемерово", ООО "МЕГА Улан-Удэ", ООО "МЕГА Благовещенск", ООО "МЕГА Иркутск" - была возвращена Управлением с Актами о возврате отчетности (Акты имеются в деле).
- Отчетность, направленная по почте за ООО "МЕГА Сахалин", ООО "МЕГА Алтай", ООО "МЕГА КМВ", ООО "МЕГА Томск" была возвращена Управлением по почте как отказная (квитанции с отказом в приеме бандеролей приобщены к материалам дела);
- Отчетность, направленная по почте за ООО "МЕГА Забайкалье", ООО "МЕГА Красноярск", ООО "МЕГА Хабаровск", ООО "МЕГА Волгоград" 21 и 30.04.2014 г. была возвращена Управлением по почте как отказная (квитанции с отказом в приеме бандеролей есть в деле), в отношении повторных посылок информации от ПФР о приеме у нас нет. Т акже, Управление указывает, что вся представленная ему отчетность не содержала магнитный носитель. Между тем, Управление не вскрывало пакеты и соответственно не составляло акты о перечне вложений, не указывало на это в актах возврата, и более того, как считает Общество данное основание было придумано лишь в суде, т.е для создания формальной видимости законности отказа. Таким образом, утверждение Управления о получении отчетности не соответствует материалам дела.
В апелляционной жалобе Управление утверждает, что часть отчетности была принята территориальными органами ПФР по месту регистрации правопредшественников. Данный довод также отклоняется по следующим основаниям. Согласно Порядка документы передаются в территориальный орган ПФР по местонахождению плательщика-правопреемника в том состоянии, в котором они находятся на начало процедуры снятия с регистрационного учета плательщика - правопредшественника.
Довод апелляционной жалобы Управления со ссылкой на положения п. 2.3.3 "Порядка организации работы территориальных органов ПФР", утвержденного Распоряжением от 18 апреля 2013 г. N 137р, также отклоняется, поскольку информация о начисленных и уплаченных страховых взносах, содержащаяся в отчетности РСВ-1 ПФР, представленной плательщиком-правопреемником, учитывается в сводном аналитическом расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам РСВ-1 ПФР-А в территориальном органе ПФР по его местонахождению, уменьшенная на показатели расчетов по плательщику-правопредшественнику, которые были включены в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщика-правопреемника.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам Пенсионного фонда и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2013 по делу N А40- 195410/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и МО - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р. Г. Нагаев |
Судьи |
Е. А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-195410/2014
Истец: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПФР N8 ПО МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "МЕГАКОМ"
Ответчик: ГУ-ГУ ПФР N8 по г. Москве и МО, управление по ленинскому району и г. видное мо гу-гу пфр N8 по москве и мо