г. Саратов |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А12-40229/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой,
судей Волковой Т.В., Луговского Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
при участии:
- от открытого акционерного общества "Специализированное автотранспортное предприятие" - Самохин Андрей Евгеньевич, по доверенности от 01.12.2014 года, выданной на срок по 31.12.2015 года, паспорт обозревался, генеральный директор Авилов С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Специализированное автотранспортное предприятие" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 февраля 2015 года по делу N А12-40229/2014 (судья Сурков А.В.), по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Профсоюзная, 30; ИНН 3445070230, ОГРН 1043400433240) к открытому акционерному обществу "Специализированное автотранспортное предприятие" (403879, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Титова, 2; ИНН 3436114837, ОГРН 1113453000330) о взыскании 79473501 руб. 22 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспри-роднадзора) по Волгоградской области обратилось в суд с иском к открытому акционерному обществу "Специализированное автотранспортное предприятие" (далее - ОАО "Спецавтотранс") о взыскании в доход бюджета 79473501 руб. 22 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 201 3 год.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.02.2015 с открытого акционерного общества "Специализированное автотранспортное предприятие" в доход бюджета (администратор поступлений в бюджет в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области) взыскано 79473501 руб. 22 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 201 3 год.
Не согласившись с принятым судебным актом открытое акционерное общество "Специализированное автотранспортное предприятие" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как указывает истец в качестве обоснования заявленных требований ОАО "Спецавтотранс" осуществляет деятельность, связанную с размещением отходов в смысле, предаваемом этому Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24.06.98 N 89-ФЗ - далее Закон.
Размещение отходов происходило не в объекте размещения, лицензии на право осуществления этого вида деятельности предприятие не имеет.
Объемы размещенных отходов содержатся в документах, предоставленных письмом ОАО "Спецавтотранс" N 80 от 08.04.2014 г., а именно в реестре на размещение ТБО за 2013 г. и составляют 61 237,717 куб.м.
Перевод объемов размещенных отходов в массу (тоннаж) произведен при помощи справочника Б.Ф. Найденов "Объемные веса и удельные объемы грузов". Отходы, опасности которых не установлен и не подтвержден документально, рассчитываются по нормативу платы 4 класса опасности.
Начисление производилось с применением 5-ти кратного повышающего коэффициента (п.4.7 Приложения N 1 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды) (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15.02.2000 N 77)).
Предприятие требование Управления от 18.06.2014 N 3009 о выплате предъявленных сумм не исполнило, в связи с чем, Управление вынуждено было обратиться с данным иском в суд.
Оценивая заявленные требования и удовлетворяя последние в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что плату за негативное воздействие обязано вносить лицо, осуществляющее деятельность, связанную с размещением отходов - ОАО "Спецавтотранс".
Между тем с приведенным выводом нельзя согласиться.
Статьей 1 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 Закона N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. N 344. Минприроды Российской Федерации 26.01.1993 г. утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.
В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 401, нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке возложена на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ (включая размещение отходов производства и потребления).
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ, отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, а под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
В силу п. 4.4 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище и другое).
Статьей 12 Закона N 89-ФЗ определены требования к объектам размещения отходов. В частности к таким требованиям относятся: создание объектов размещения отходов на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
То есть, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 N 3281/12, плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится однократно за отчетный период, в котором отходы образовались и были помещены в объекты хранения и не подлежит повторному (многократному) внесению за те же отходы в течение всего периода их хранения в месте размещения.
В материалы дела представлены договоры на оказание услуг по вывозу и размещению отходов, заключенных ОАО "Спецавтотранс" с организациями, индивидуальными предпринимателями, согласно пункту 8.5 которых право собственности на ТБО и обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду принадлежит Заказчику.
При этом контрагенты ответчика вносили плату за негативное воздействие на окружающую среду и отходы, образовавшиеся в 2013 г., в доказательство чего ответчиком были предъявлены платежные поручениям, приобщенные к материалам дела.
Изложенное подтверждается и пояснениями истца, согласно которым общий объем платы за данный вид негативного воздействия подтверждается им в размере 11 287 067,41 руб.
Кроме того как следует из представленного в материалы дела приказа N 276 от 29.12.2012 "Об установлении тарифов на вывоз и размещение твердых бытовых отходов на 2013" в структуру тарифа ответчика не включена плата за негативное воздействие на окружающую среду по контрагентам ответчика.
Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370", Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, находящаяся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляет контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы (пункт 6.3).
Аналогичное право территориальных органов Росприроднадзора закреплено в п. 5.3 Приказа Минприроды РФ от 30.03.2011 г. N 188 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по федеральному округу"
Так, согласно Письму Росприроднадзора от 15.10.2013 г. N АА-03-03-36/15272 "О направлении разъяснений" в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой Общества с ограни- ченной ответственностью "Тополь" внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы, в случае, если отходы были переданы специализированным организациям для размещения.
В соответствии с Информацией Росприроднадзора от 15.08.2014 г. "О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду", разъяснено следующее.
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении определения плательщика платы за размещение отходов приоритетным является вопрос определения собственника отходов.
Статьей 4 Закона установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (далее - Кодекс) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.
В соответствии со ст. 236 Кодекса собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество. При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
При этом передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие только договора на оказание услуг по транспортировке, размещению отходов (мусора) не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.
Кроме того, следует отметить, что Федеральным законом от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определена позиция законодателя по указанному вопросу.
Так, согласно ч. 1 ст. 16.1 названного Закона, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее -лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В части размещения отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления.
В виду изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца.
Судебные расходы, понесенные ОАО "Спецавтотранс" по оплате государственной пошлины подлежат возмещению Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 февраля 2015 года по делу N А12-40229/2014 отменить. В иске отказать.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области в пользу открытого акционерного общества "Специализированное автотранспортное предприятие" (403879, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Титова, 2; ИНН 3436114837, ОГРН 1113453000330) судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-40229/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области
Ответчик: ОАО "Спецавтотранс"