г. Москва |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А41-78208/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - автономного учреждения муниципального образования городского округа Химки "Футбольный клуб "Химки" - Харитонова Д.В. (представителя по доверенности от 01.12.2014),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Большаковой Е.В. (представителя по доверенности от 10.03.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06.04.2015 по делу N А41-78208/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
автономное учреждение муниципального образования городской округ Химки "Футбольный клуб "Химки" (далее - футбольный клуб) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение управления от 05.12.2014 N 10/070/2014-387 об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования футбольного клуба на земельный участок с кадастровым номером 50:10:010106:23, площадью 233 кв. м., категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для эксплуатации зданий и сооружений (футбольные поля, административно-бытовой корпус)", расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Машинцева, д. 2 (далее - спорный земельный участок);
- обязать управление течение 18 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования футбольного клуба на спорный земельный участок;
- взыскать с управления в пользу футбольного клуба сумму уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.04.2015 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель футбольного клуба в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
Постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 08.10.2014 N 1513 футбольному клубу предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование спорный земельный участок.
Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:10:010106:20, и сведения о нем были внесены в государственный кадастр недвижимости 23.08.2011.
Право собственности Городского округа Химки на спорный земельный участок зарегистрировано 29.12.2011, о чем в государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена регистрационная запись за номером 50-50-10/094/2011-213.
Футбольный клуб 13.10.2014 обратился в управление с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Управление решением от 05.12.2014 отказало футбольному клубу в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, со ссылкой на то, что на данном земельном участке располагаются объекты недвижимости, которые не представлены футбольному клубу на каком-либо праве.
Не согласившись с данным отказом, футбольный клуб 09.12.2014 оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования футбольного клуба, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Закон) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
- право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
- осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 Закона;
- ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;
- в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 Закона.
Пунктом 3 статьи 20 Закона установлено, что при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя адресу сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
Согласно подпункту 2 пункта 2 той же статьи Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации городского округа Химки от 08.10.2014 N 1513 спорный земельный участок предоставлен футбольному клубу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом данный участок принадлежит муниципальному образованию "Городской округ Химки", а футбольный клуб является автономным учреждением этого муниципального образования.
Таким образом, указанное постановление администрации является законным основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на упомянутый земельный участок за футбольным клубом.
Отказывая в осуществлении государственной регистрации права, управление сослалось на то, что на земельном участке, предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования заявителю располагаются объекты недвижимости, принадлежащие третьим лицам. Однако в сообщении об отказе в государственной регистрации управление не указало, какие именно объекты недвижимости расположены на земельном участке, предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования заявителю. Таким доказательства не были представлены управлением ни суду первой инстанции, ни апелляционному суд.
Согласно положениям статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Поскольку управление не представило ни одного доказательства, свидетельствующего о том, что на спорном земельном участке располагаются какие-либо объекты недвижимого имущества, тем более принадлежащие на вещном праве иным лицам, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования футбольного клуба.
Фактически ссылка управления на то, что на участке, заявленном к государственной регистрации, находятся объекты недвижимости, носит характер предположения и обусловлена тем, что вид разрешенного использования этого участка - для эксплуатации зданий и сооружений (футбольные поля, административно-бытовой корпус).
По объяснениям представителя футбольного клуба в судебном заседании апелляционного суда, данный вид разрешенного использования сохранился при разделе большего участка - с кадастровым номером 50:10:010106:20. Фактически спорный земельный участок используется под парковку автомобилей и не занят объектами недвижимости.
Согласно пункту 19 Формы кадастровой выписке на земельный участок, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25.08.2014 N 504 и применяемой с 01.01.2015, при наличии в ГКН координат характерных точек контуров здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, расположенных на земельном участке, контуры таких зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства отображаются на плане (чертеже, схеме) земельного участка (указание касается формы кВ.2).
В материалах дела содержится кадастровая выписка от 02.02.2015 на заявленный к государственной регистрации земельный участок по формам кВ.1, кВ.2, кВ.5, кВ.6.
Каких-либо объектов недвижимости на плане (чертеже) этого земельного участка (кадастровая выписка по форме КВ.2: л.д. 49) не отображено.
Из доводов управления, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.04.2015 по делу N А41-78208/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78208/2014
Истец: Автономное учреждение муниципального образования городской округ Химки "Футбольный клуб "Химки"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области