г. Москва |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А40-201950/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.06.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи М.С. Сафроновой,
судей О.Г. Мишакова, А.С. Маслова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.И.Анищенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Главного управления ПФР N 10 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2015 по делу N А40-201950/14, принятое судьей А.Н. Нагорной, по заявлению ООО "ЭНКА ТЦ" (ИНН 7702190316) к ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области (ИНН 7701319704) о признании незаконными действий по неисполнению решения
при участии в судебном заседании:
от ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области - Немыткина Е.А. (дов. N 210-и-8/20866 от 24.12.2014),
от МИ ФНС России N 49 по г. Москве - Карпов А.С. (дов. N 15 от 28.04.2015),
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2015 удовлетворено заявление ООО "ЭНКА ТЦ" (далее - заявитель, общество, страхователь) о признании незаконными, не соответствующими Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Бюджетному кодексу Российской Федерации действий Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (далее - пенсионный фонд), выразившихся в неисполнении решения от 29.11.2012 N 1496 "О возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов" на сумму 2 787 445 руб., принятого по заявлению ООО "ЭНКА ТЦ", Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области обязано возвратить ООО "ЭНКА ТЦ" излишне уплаченные страховые взносы в сумме 2 787 445 (два миллиона семьсот восемьдесят семь тысяч четыреста сорок пять) рублей (из которых на страховую часть трудовой пенсии 1 596 189 руб. и на накопительную часть трудовой пенсии 1 191 256 руб.).
Пенсионный фонд не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым обязать МИ ФНС России N 49 по г. Москве возвратить сумму излишне уплаченных взносов в размере 2 787 445 руб. в пользу заявителя.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель пенсионного фонда доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней, просил отменить решение суда.
Представитель МИ ФНС России N 49 по г. Москве возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель общества, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ в отсутствие представителя общества.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд приводит доводы о том, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в части страховых взносов на обязательное пенсионное страховании за расчетные периоды с 2002 по 2009 гг. включительно являлась Федеральная налоговая служба.
Заявителем перечислены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ по реквизитам, действовавшим до 01.01.2010 на реквизиты налогового органа.
Коды бюджетной классификации, на которые заявителем были перечислены денежные средства, в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 отменены.
Письмом Минфина России от 21.01.2011 N 03-02-07/1-15 разъяснено, что в аналогичной спорной ситуации уточнение платежа может быть произведено Управлением Федерального казначейства по г. Москве после представления ИФНС России по г. Москве уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа и о том, что этот налоговый орган не является администратором зачисленной в федеральный бюджет суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Ввиду того, что инспекция не представила уточнение вида и принадлежности платежа, пенсионный фонд не может передать заявление в Управление Федерального казначейства по г. Москве об уточнении платежа, следовательно, обязанность по возврату денежных средств лежит на МИ ФНС России N 49 по г. Москве, поскольку администратором платежей на момент возникновения переплаты по КБК 182 являлся налоговый орган.
Из материалов дела следует, что общество подало в пенсионный фонд заявление (л.д. 52) о возврате переплаты по страховым взносам в сумме в сумме 2 787 445 рублей (из которых на страховую часть трудовой пенсии 1 596 189 руб. и на накопительную часть трудовой пенсии 1 191 256 руб.).
По результатам рассмотрения заявления Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области вынесено решение от 29.11.2012 N 1496 "О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов" (л.д. 54-55).
Однако, это решение до настоящего времени не исполнено.
Таким образов, в настоящее время все КБК по учёту пенсионных взносов переданы в ведение пенсионного фонда и его подразделений, а значит, только он и может вернуть эти взносы.
Из материалов дела также следует, что 11.08.2014 заявитель обратился к фонду с требованием возврата спорной суммы страховых взносов.
Ответным письмом от 03.09.2014 фонд отказал в удовлетворении требований о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, указав, что главным администратором кодов бюджетной классификации, на которые уплачивались спорные взносы, является Федеральная налоговая служба.
Суд первой инстанции правомерно отклонил данный довод органа пенсионного фонда.
Действительно, до 2010 г. страховые взносы администрировались налоговым органами, и, следовательно, КБК, по которым осуществлялось перечисление денежных средств в бюджет, имели соответствующую подчиненность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее также - 212-ФЗ) сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 11 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности (пункт 12 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Согласно пункту 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с положениями статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 3, 26, 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и совместного письма Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58 N АД-30-24/8509@ главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2010 является Пенсионный фонд, в связи с чем именно он должен принимать решение о возврате излишне уплаченных в 2010 году страховых взносов за 2009 год по кодам бюджетной классификации, администрирование которых возложено на территориальные органы Федеральной налоговой службы.
С учетом указанных положений законодательства пенсионный фонд незаконно не исполняет решение N 1496 от 29.11.2012 "О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов".
Учитывая, что фонд не опровергает факта наличия переплаты, и она подтверждена уже вынесенным решением ГУ-ОПФР по г. Москве и Московской области, требования общества о признании незаконными действий по неисполнению решения от 29.11.2012 N 1496 "О возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов" в размере 2 787 445 руб. и обязании возвратить сумм излишне уплаченных страховых взносов в размере 2 787 445 руб. правомерно судом удовлетворены.
Выводы суда сделаны на основании надлежащего установления обстоятельств спора, правильного применения норм материального и процессуального права.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2015 по делу N А40-201950/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления ПФР N 10 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Сафронова |
Судьи |
О.Г. Мишаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-201950/2014
Истец: ООО "ЭНКА ТЦ"
Ответчик: ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, ГУ-Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и МО
Третье лицо: ГУ-ГУ ПФР N 10 ПО Г. МОСКВЕ И МО, МИ ФНС РОССИИ N 49 ПО Г. МОСКВЕ