г. Москва |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А40-101020/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
судей: Банина И.Н., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новочебоксарского муниципального унитарного предприятия троллейбусного транспорта
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2015 г.
по делу N А40-101020/14, принятое судьей О.В. Дубовик (шифр судьи 55-849),
по иску Новочебоксарского муниципального унитарного предприятия троллейбусного транспорта (ОГРН 1022100904990, 429950, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, 58)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской республики
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Николаева Л.В. по доверенности N 645 от 03.09.2014 года, Шимин В.Л. директор распоряжение от 28.01.2013 N 02-01-07/03,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Новочебоксарское муниципальное унитарное предприятие троллейбусного транспорта обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств в сумме 12.005.330 руб., составляющих сумму убытков (с учетом уменьшения исковых требований в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2015 по делу N А40-101020/14 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятый судебный акт на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, факт причинения убытков от перевозки льготной категории граждан и их размер истцом доказан.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал, считает решение суда незаконным и подлежащим отмене.
Ответчик, третье лицо в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица. Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров городским электротранспортом на платной основе в г. Новочебоксарске Чувашской Республики.
В соответствии с частью 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации законом предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи" оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Чувашской Республики N 43 от 30.09.2001 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике", пункту 3 приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики N 174 от 29.07.2004 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" государственное регулирование цен (тарифов) по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 314 от 15.12.2006 "О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров" утверждено "Положение о льготном проездном билете для льготных категорий граждан" (приложение N 3 к постановлению), определяющее порядок приобретения льготного проездного билета для льготных категорий граждан, указанных в приложении N 2 к настоящему постановлению (далее - льготный проездной билет), и реализации ими права на проезд на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений (кроме такси).
В соответствии с пунктом 1.2 указанного Положения льготный проездной билет при наличии документа, подтверждающего право гражданина на получение мер социальной поддержки, является основанием для бесплатного проезда всех категорий граждан, указанных в приложении N 2 к настоящему постановлению, на транспорте общего пользования городского автомобильного, электрического и пригородного автомобильного (до 50 километров) сообщений (кроме такси). Льготный проездной билет является именным документом, выпускаемым на бумажном носителе, образец которого утверждается Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (пункт 1.3 Положения). Реализация права на проезд на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений (кроме такси) гражданами, указанными в приложении N 2 к постановлению, осуществляется при предъявлении льготного проездного билета и документа, подтверждающего право гражданина на получение мер социальной поддержки. При отсутствии у пассажира льготного проездного билета или документа, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, проезд оплачивается на общих основаниях (пункт 1.5 Положения).
Согласно пункту 2.2 Положения основанием для приобретения льготного проездного билета являются документы, подтверждающие право гражданина на получение мер социальной поддержки и его постоянное или преимущественное проживание на территории Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 406 от 08.12.2010 до введения интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг гражданам с использованием унифицированных социальных карт (ИСС "Социальная карта") стоимость месячного льготного проездного билета для проезда на территории Чувашской Республики на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений (кроме такси) отдельных категорий граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Чувашской Республики (льготные категории граждан), указанных в приложении N 2 к настоящему постановлению, с 21.12.2010 установлена в размере 500 руб. (пункт 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 314 от 15.12.2006).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 29 от 25.01.2013 "О мерах по внедрению временного социального электронного проездного билета на общественном пассажирском транспорте на территории Чувашской Республики", вступившим в силу 08.02.2013, утверждены "Правила реализации и использования временного социального электронного проездного билета"; Министерство информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по внедрению временного социального электронного проездного билета для безналичной оплаты проезда отдельных категорий граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Чувашской Республики; Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики поручено утвердить: перечень маршрутов, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан при наличии временного социального электронного проездного билета; перечень транспортных организаций, осуществляющих перевозку льготных категорий граждан при наличии временного социального электронного проездного билета; порядок распределения между организациями транспорта, обслуживающими маршруты, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан при наличии временного социального электронного проездного билета, денежных средств, полученных от продажи и пополнения денежными средствами указанного билета; форму бланка временного социального электронного проездного билета.
Правила реализации и использования временного социального электронного проездного билета регулируют порядок реализации льготным категориям граждан и использования ими временного социального электронного проездного билета (далее - ЭЛПБ) для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования городского и пригородного (до 50 километров) сообщений (кроме такси) на территории Чувашской Республики на маршрутах регулярных автомобильных перевозок, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан.
ЭЛПБ предназначен для автоматизированного учета факта проезда льготных категорий граждан на маршрутах городского и пригородного сообщений (пункт 1.1).
Согласно пункту 6.1 Правил ЭЛПБ используется для проезда на маршрутах городского и пригородного сообщений и на маршрутах, определенных транспортным оператором. Для обеспечения возможности проезда с использованием ЭЛПБ пользователю необходимо ежемесячно своевременно производить пополнение ЭЛПБ. Право проезда по ЭЛПБ при его пополнении в установленных размере и порядке предоставляется с первого по последнее число месяца (пункт 5.1).
ЭЛПБ не имеет ограничений по числу поездок в течение месяца, за который произведена оплата (пункт 5.4 Правил).
В соответствии с пунктами 6.2, 6.3 Правил при проезде с использованием системы пользователю необходимо предъявить кондуктору (водителю) ЭЛПБ для регистрации факта проезда мобильным терминалом кондуктора; ЭЛПБ может быть использован только пользователем, на имя которого он оформлен. Кондуктор (водитель) вправе дополнительно проверить наличие документа, подтверждающего принадлежность лица к льготным категориям граждан.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку субъектом были приняты соответствующие нормативные акты, предусматривающие формулу расчета подлежащей выплате компенсации лицам, осуществляющим перевозку пассажиров, имеющих право на льготы при оплате проезда, в отсутствие у истца доказательств иных убытков, расчет недополученной платы должен определяться в соответствии с указанными актами и предусмотренной в них формулой.
Неиспользование обществом в спорный период механизмов, фиксирующих реальное количество перевезенных им лиц, обладающих правом льготного проезда, (в отсутствие считывающих устройств и т.п.), величина полной стоимости ЕСПБ, определенная действующим нормативным актом субъекта Российской Федерации применительно к конкретным муниципальным образованиям, не может опровергаться обобщенными среднестатистическими показателями.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно расчета убытков, порядка возмещения убытков уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2015 по делу N А40-101020/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Новочебоксарского муниципального унитарного предприятия троллейбусного транспорта - без удовлетворения.
Взыскать с Новочебоксарского муниципального унитарного предприятия троллейбусного транспорта в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3.000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
И.Н. Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101020/2014
Истец: Новочебоксарское МУП троллейбусного транспорта
Ответчик: РФ в лице Министерства финансов РФ, РФ В ЛИЦЕ МИНФИНА РФ
Третье лицо: Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской республики