г. Москва |
|
01 июля 2015 г. |
Дело N А41-14306/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Микульшин И.Г., по доверенности от 15.01.2015 N 03,
от заинтересованного лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьих лиц:
от ОАО "Мособлтрастинвест" - Рыбачек О.Ф., по доверенности от 18.03.2015,
от Министерства финансов Московской области, ООО "Промстройинвест" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мособлтрастинвест" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2015 года по делу N А41-14306/15, принятое судьей Обарчуком А.А., по заявлению Министерства строительного комплекса Московской области к судебному приставу-исполнителю специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области Петрову Юрию Станиславовичу, третьи лица: Министерство финансов Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Промстройинвест", открытое акционерное общество "Мособлтрастинвест", о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительного комплекса Московской области (далее - заявитель, Минстрой Московской области, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области Петрову Юрию Станиславовичу (далее - СПИ Петров Ю.С., судебный пристав-исполнитель) о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста от 04.03.2015, признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя.
Решением от 10 апреля 2015 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования Министерства удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Мособлтрастинвест", в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель ОАО "Мособлтрастинвест" указал, что в связи с тем, что ни арест, ни рыночная оценка, ни реализация с публичных торгов права требования сумм, взысканных по исполнительным листам, выданным на основании судебных актов, в порядке, установленном статьями 83 и 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве" для дебиторской задолженности, не производится, судебный пристав-исполнитель законно совершил действия по обращению взыскания на задолженность по исполнительному документу, в порядке установленном статьей 76 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Суд первой инстанции неправомерно применил нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку исполнительный документ не предусматривает обращения взыскания на бюджетные средства, должником по исполнительному производству является не Министерство, а ООО "Промстройинвест".
Представитель Министерства возражал против доводов жалобы, ссылался на представленный отзыв. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей судебного пристава-исполнителя специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Московской области Петрова Ю.С., Министерства финансов Московской области, ООО "Промстройинвест", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2010 года по делу N А41-29686/10 с ООО "Промстройинвест" в пользу ОАО "Мособлтрастинвест" взысканы задолженность по договору займа в размере 100 000 000 рублей, проценты за пользование суммой займа в размере 40 475 342 рублей 47 копеек, неустойка в размере 1 000 000 рублей и расходы по оплате госпошлины в размере 200 000 рублей.
В связи со вступлением судебного акта в законную силу взыскателю выдан исполнительный лист от 01.12.2010 N 006234610, который направлен в специализированный межрайонный отдел по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области.
Постановлением от 09.12.2013 возбуждено исполнительное производство 21961/13/49/50, на основании исполнительного документа - исполнительный лист Арбитражного суда Московской области от 01.12.2010 N 006234610, в отношении должника - общества с ограниченной ответственностью "Промстройинвест".
Постановлением от 04.03.2015 наложен арест на дебиторскую задолженность, подтвержденную постановлением Десятого арбитражного Апелляционного суда Московской области от 09.06.2012 N А41-30667/11 в размере 41 675 342 рублей.
Не согласившись с постановлением о наложении ареста на дебиторскую задолженность, Министерство строительного комплекса Московской области обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста от 04.03.2015 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 329 АПК РФ предусмотрено, что действия (бездействие) судебного пристава могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон "О судебных приставах") в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Исполнение судебных актов производится судебным приставом-исполнителем на основании исполнительных документов, которыми в силу пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
В соответствии со статьей 30 Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1). Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 2).
В силу частей 7, 8 статьи 30 Закона "Об исполнительном производстве" заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2008 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В соответствии пунктом 2 части 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе с целью исполнения исполнительного документа принимать меры принудительного взыскания, к которым относится обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату.
Согласно статье 69 Закона об исполнительном производстве взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности. Наличные денежные средства, обнаруженные у должника, изымаются.
Частью 4 статьи 69 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
Арест на имущество должника применяется для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации (пункт 3 статьи 80 Закона об исполнительном производстве).
Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования и других факторов.
Обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, но не более объема дебиторской задолженности, существовавшего на день обращения взыскания, и на тех же условиях.
Обращение взыскания на дебиторскую задолженность производится:
1) при наличии согласия взыскателя - путем внесения (перечисления) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов;
2) при отсутствии согласия взыскателя или невнесении (неперечислении) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов - путем продажи дебиторской задолженности с торгов (пункты 1 и 2 статьи 76 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, Законом об исполнительном производстве судебному приставу-исполнителю предоставлено право обращения взыскания на 1) имущественные права должника и 2) на его дебиторскую задолженность.
Между тем согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.10.2012 N 6083, содержащем оговорку об обязательности сформулированных правовых выводов в отношении дел со схожими фактическими обстоятельствами, закон подразумевает два самостоятельных и неравнозначных по своей правовой регламентации имущественного права, от обращения взыскания на которые зависит возможность удовлетворения материальных требований взыскателя в рамках инициированной судебным приставом-исполнителем процедуры принудительного исполнения требований судебного акта и выданного на его основе исполнительного документа: исполнительного листа или судебного приказа.
Отличие права требования в качестве взыскателя по исполнительному документу от дебиторской задолженности обусловлено тем, что право требования по исполнительному документу обеспечено юридической силой вступившего в законную силу судебного акта, который в силу статьи 16 АПК РФ является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Выдача исполнительного листа на сумму добровольно не погашенной дебиторской задолженности означает, что соответствующая сумма для целей применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" перестает быть дебиторской задолженностью и преобразуется в право требования по исполнительному документу, подлежащее взысканию конкретному лицу.
Изложенная правовая позиция отражена в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2014 года по делу N А40-109818/13.
Вывод суда первой инстанции о том, что наложение ареста на имущественное требование к государственному учреждению нарушает положения бюджетного законодательства, поскольку в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункта 2 статьи 239 и положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, апелляционный суд находит ошибочным на основании следующего.
Исполнительный документ, на основании которого судебным приставом 09.12.2013 возбуждено исполнительное производство N 21961/13/49/50, не предусматривал обращение взыскания на бюджетные средства, должником по этому производству является не Министерство строительного комплекса Московской области, а ООО "Промстройинвест".
Согласно статье 75 Закона об исполнительном производстве взыскание может быть обращено на принадлежащее должнику имущественное право требования к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором. Пунктом 3 статьи 76 Закона определен перечень случаев, когда взыскание на имущественное требование не производится.
Организационно-правовая форма юридического лица, к которому у должника имеется имущественное требование, не влияет на возможность обращения взыскания на это право требования и наложения судебным приставом ареста в целях обеспечения данного взыскания.
Оспариваемое постановление судебного пристава о наложении ареста и об обращении взыскания на дебиторскую задолженность не противоречит требованиям бюджетного законодательства. Вышеизложенное соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.10.2012 N 6800/12.
Между тем, ошибочный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения, поскольку оспариваемым постановлением наложен арест на дебиторскую задолженность с соблюдением требований Закона об исполнительном производстве относительно наложения ареста на дебиторскую задолженность, тогда как в рассматриваемом случае аресту подлежало право требования должника, подтвержденное судебным актом - то есть иной объект правоотношений.
На основании изложенного апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о незаконности оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Московской области Петрова Ю.С. о наложении ареста от 04.03.2015, о незаконности действий судебного пристава-исполнителя по вынесению указанного постановления.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы открытого акционерного общества "Мособлтрастинвест", считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.04.2015 по делу N А41-14306/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14306/2015
Истец: Министерство строительного комплекса Московской области
Ответчик: Управление Федеральной службы судебных приставов России по Московской области в лице специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Московской области; судебный пристав-исполнитель Петров Ю. С.
Третье лицо: Министерство финансов Московской области, ОАО "Мособлтрастинвест", ООО "Промстройинвест", Управление Федеральной службы судебных приставов России по Московской области в лице специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств