г. Самара |
|
01 июля 2015 г. |
Дело N А55-416/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29.06.2015 в помещении суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Карла Маркса, 39" на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2015 по делу N А55-416/2015 (судья Мешкова О.В.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Карла Маркса, 39" (ИНН 6311088136, ОГРН 1066311046295), г.Самара, к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара, Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары, г.Самара, об оспаривании решений,
в судебном заседании приняли участие:
от УФНС России по Самарской области - Исаев И.М. (доверенность от 11.11.2014 N 12-22/0040),
от ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары - Данилов М.А. (доверенность от 14.01.2015 N 02-10/00130),
представитель ТСЖ "Карла Маркса, 39" не явился, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Карла Маркса, 39" (далее - ТСЖ "Карла Маркса, 39", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары (далее - налоговый орган) от 17.10.2014 N 15395 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление) от 23.12.2014 N 03-15/31782 по апелляционной жалобе.
Решением от 31.03.2015 по делу N А55-416/2015 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ТСЖ "Карла Маркса, 39" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Налоговые органы апелляционную жалобу отклонили по мотивам, изложенным в отзывах на нее.
На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя ТСЖ "Карла Маркса, 39", извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представители налоговых органов апелляционную жалобу отклонили, просили оставить обжалованный судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах, в выступлении представителей налоговых органов в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Карла Маркса, 39" посредством услуг почтовой связи направило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) за 2 квартал 2014 года на бумажном носителе.
Посчитав, что в данном случае нарушен п.5 ст.174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налоговый орган принял решение от 17.10.2014 N 15395, которым привлек товарищество к ответственности по п.1 ст.119.1 НК РФ в виде штрафа в сумме 200 руб.
Решением от 23.12.2014 N 03-15/31782 Управление оставило решение налогового органа без изменения.
Не согласившись с решениями налоговых органов, ТСЖ "Карла Маркса, 39" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из следующего.
ТСЖ "Карла Маркса, 39" зарегистрировано в качестве юридического лица, применяет общую систему налогообложения и в силу ст.11 и п.1 ст.143 НК РФ является налогоплательщиком НДС.
Согласно ст.ст.23 и 80 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется по каждому налогу, подлежащему уплате данным налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст.80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах (п.7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Довод товарищества, со ссылкой на Постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов", суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку в этом постановлении даны разъяснения норм налогового законодательства о налогообложении НДС услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг), действовавших на момент принятия данного постановления, в частности, положений ст.149 НК РФ во взаимосвязи с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), прямо предусматривавших освобождение от обложения НДС только услуг по предоставлению в пользование жилых помещений.
Так, ВАС РФ указал, что товарищества собственников жилья не уплачивают НДС по операциям, связанным с предоставлением коммунальных услуг и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества дома.
Согласно ч.1 ст.135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
На основании п.1 ч.1 ст.137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В силу п.4 ч.1 ст.137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
В рамках рассматриваемых правоотношений товарищество не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан - членов ТСЖ. Поэтому ТСЖ, заключая договоры на оказание соответствующих услуг, эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры с соответствующими специалистами выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах своих членов.
Между тем после принятия постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 в НК РФ были внесены изменения, в том числе в ст.ст.80, 143, 149, 174 НК РФ.
С 01.01.2010 вопрос о налогообложении операций, связанных с предоставлением ТСЖ коммунальных услуг и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества дома, а также представлением налоговых деклараций по НДС и форме ее представления прямо урегулирован НК РФ.
Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ п.3 ст.149 НК РФ (операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на территории Российской Федерации) дополнен пп.29 и 30: реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций; реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
При этом, операции не подлежат налогообложению только при соблюдении условий, установленных в этой статье. П.5 ст.149 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика отказаться от освобождения операций от налогообложения.
Как верно указал суд первой инстанции, освобождение перечисленных в пп.29 и 30 п.3 ст.149 НК ПФ операций от налогообложения отвечает определению "налоговая льгота", данному в п.1 ст.56 НК РФ, с учетом толкования, содержащегося в п.14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость". Освобождение от налогообложения НДС имеет своей целью предоставление определенной категории лиц (в данном случае ТСЖ) преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, но не относящимися к категориям налогоплательщиков, перечисленным в пп.29 и 30 п.3 ст.149 НК РФ.
В ст.143 НК РФ товарищества собственников жилья не поименованы среди организаций, не являющихся плательщиками НДС.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ТСЖ "Карла Маркса, 39" является налогоплательщиком НДС, а предусмотренное НК РФ освобождение от налогообложения распространяется не на все осуществляемые данной категорией налогоплательщиков операции, а лишь на те, которые перечислены в ст.149 НК РФ и в отношении которых соблюдены установленные этой статьей условия.
В соответствии со ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно ст.54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п.1 ст.80 НК РФ).
Подавая налоговую декларацию по НДС, ТСЖ "Карла Маркса, 39" самостоятельно исчисляет сумму налога и на основании п.1 ст.80 НК РФ вправе заявить льготы, в том числе предусмотренные ст.149 НК РФ.
Как уже указано, товарищество самостоятельно составило и направило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2014 года.
Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ внесены изменения в п.3 ст.80 НК РФ, согласно которым налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, в том числе налогоплательщиками, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу. Таким налогом является НДС.
Согласно п.5 ст.174 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ) с 01.01.2014 налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п.5 ст.173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
До внесения изменений в ст.174 НК РФ обязанность представлять декларации в электронной форме отсутствовала.
Абз.2 п.5 ст.174 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также условия и порядок освобождения установлены ст.145 НК РФ.
Доказательств освобождения ТСЖ "Карла Маркса, 39" от обязанностей налогоплательщика НДС в порядке ст.145 НК РФ суду не представлено.
Таким образом, с 01.01.2014 ТСЖ "Карла Маркса, 39" являясь налогоплательщиком НДС, обязано представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме.
В соответствии со ст.119.1 НК РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
Поскольку ТСЖ "Карла Маркса, 39" в нарушение п.5 ст.174 НК РФ представило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2014 года на бумажном носителе, а не в электронной форме, налоговый орган обоснованно привлек его к ответственности, предусмотренной ст.119.1 НК РФ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31 марта 2015 года по делу N А55-416/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-416/2015
Истец: ТСЖ "Карла Маркса, 39"
Ответчик: ИФНС России по Железнодорожному району г. Самара, УФНС по Самарской области