г. Чита |
|
3 июля 2015 г. |
Дело N А19-18254/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 июля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Усть-Кутского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2015 года по делу N А19-18254/2014 (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю.),
установил:
Управление Пенсионного фонда российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области (ИНН 3818014915, ОГРН 1023802082920, место нахождения: 666784, Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, 85А, далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Усть-Кутского муниципального образования (ИНН 3818009263, ОГРН 1023802085053, место нахождения: 666793, Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Халтурина, 52, далее - администрация) о взыскании пеней на недоимку по страховым взносам по итогам выездной проверки за период 2011-2013 года в сумме 12 833 руб. 31 коп., из них: пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, в сумме 10 118 руб. 65 коп., пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, в сумме 2 124 руб. 51 коп., штрафных санкций в сумме 48 865 руб. 56 коп. за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2015 года по делу N А19-18254/2014 заявленные требования удовлетворены частично.
С Администрации Усть-Кутского муниципального образования взысканы пени на недоимку по страховым взносам по итогам выездной проверки за период 2011-2013 года в сумме 12 673 руб. 99 коп., из них: пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, в сумме 10 024 руб. 58 коп., пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 554 руб. 88 коп., пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, в сумме 2 094 руб. 53 коп., штраф за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в размере 16 086 руб. 29 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме.
Пенсионный фонд отзыв на жалобу не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 02.06.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 215 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период с 03.03.2014 по 30.04.2014 в отношении ответчика проведена выездная проверка, по результатам которой составлен акт N 048/028/14 АВ 0000928 от 30.06.2014.
Пенсионным фондом в ходе проверки установлено, что Администрацией, в нарушение пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), занижена облагаемая база для начисления страховых взносов за 2011 год на сумму 661 768 руб. 50 коп. за счет занижения установленной Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 N 933 предельной величины базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица, исчисляемой нарастающим итогом, с 463 000 руб. до 436 000 руб. Администрация необоснованно, на основании пункта 11 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, включила в необлагаемую базу выплаты материальной помощи, произведенные работникам в 2011 году на сумму 29 971 руб. 76 коп., в 2012 году на сумму 129 166 руб. 80 коп. Также проверкой установлено, что плательщиком страховых взносов не отнесены к объекту обложения страховыми взносами выплаты, начисленные работнику Свирко Е.И. за дополнительные выходные дни, предоставляемые работнику для ухода за ребенком-инвалидом, в том числе: за 2012 год в сумме 4 336 руб. 11 коп., за 2013 год в сумме 6 590 руб. 72 коп. В связи с непринятием ГУ ИРО ФСС РФ расходов, произведенных страхователем на выплату пособия по временной нетрудоспособности работнику Жуковой О.И. за май 2013, в сумме 266 руб. 97 коп., отраженных в справке о результатах проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения от 07.03.2014, Пенсионным фондом данные выплаты включены в базу для начисления страховых взносов.
В результате допущенных нарушений занижение базы для начисления страховых взносов составило 832 100 руб. 86 коп. (за 2011 - 691 740 руб. 26 коп., за 2012 - 133 502 руб. 91 коп., за 2013 - 6 857 руб. 69 коп.), что повлекло неуплату страховых взносов за период 2011-2013 г.г. в сумме 244 327 руб. 81 коп., в том числе: на обязательное пенсионное страхование - 203 880 руб. 21 коп., на обязательное медицинское страхование - 40 447 руб. 60 коп. (в ФФОМС - 26 922 руб. 82 коп., в ТФОМС - 13 524 руб. 78 коп.).
Решением N 048 028 14 РВ 0000637 от 29.07.2014 Администрация привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 48 865 руб. 56 коп., предложено уплатить недоимку в размере 244 327 руб. 81 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.01.2015 по делу N А19-17909/2014 признано недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области от 29.07.2014 N 048 028 14 РВ 0000637 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части привлечения Администрации Усть-Кутского муниципального образования к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа размере 32 779,27 руб., доначисления и предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 3 033,53 руб.
Требованием N 04802840283732 от 13.08.2014 г., направленным ответчику (доказательства чего представлены в суд (л.д.47), предложено уплатить пени, начисленные на недоимку, имеющуюся у ответчика согласно решению Пенсионного фонда N 048 028 14 РВ 0000637 от 29.07.2014, а так же предложено уплатить штраф.
Неисполнение требования в установленный срок послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленного требования.
Согласно положениям частей 4, 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу статей 5, 28 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" ответчик является страхователем и обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15 -го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Из материалов дела следует, что ответчиком в 2011-2013г.г. не исполнена в предусмотренные законом сроки обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в размере 190 853 руб. 54 коп., на накопительную часть в размере 10 564 руб. 03 коп., по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 39 876 руб. 71 коп. (ТФОМС - 13 524 руб. 78 коп., ФФОМС - 26 351 руб. 93 коп.)
Указанное обстоятельство в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициально установлено решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.01.2015 по делу N А19-17909/2014, которым в том числе признано недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области от 29.07.2014 N 048 028 14 РВ 0000637 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части доначисления и предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 3 033 руб. 53 коп.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Учитывая, что ответчиком не исполнена в предусмотренные законом сроки обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, доначисленных решением Управления пенсионного фонда N 048 028 14 РВ 0000637 от 29.07.2014, с учетом решения Арбитражного суда Иркутской области от 16.01.2015 по делу N А19-17909/2014, с ответчика подлежат взысканию пени за период просрочки с 01.01.2014 г. по 13.08.2014 г. в размере 12 673 руб. 99 коп., из них: за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, в сумме 10 024 руб. 58 коп., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 554 руб. 88 коп., за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, в сумме 2 094 руб. 53 коп. (ТФОМС - 710 руб. 39 коп., ФФОМС - 1 384 руб. 14 коп.)
Ответчик контррасчет пеней не представил.
Довод заявителя жалобы о ненаправлении ему требования N 04802840283732 от 13.08.2014 г. материалами дела не подтверждается.
Согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Таким образом, законом установлена презумпция получения требования, направленного по почте. Вместе с тем, указанная презумпция является опровержимой.
Так, администрация указывает, что с номером идентификатора 666784 77 15805 8 15 августа 2014 года получено письмо от 13 августа 2014 года исх.: N ПС-10-01/7091 запрос списка бюджетных организаций, что подтверждается копиями конверта и письма, представленными в материалы дела.
Вместе с тем, таких доказательств в материалах дела не имеется, заявитель жалобы вопреки требованиям части 1 статьи 65 АПК РФ указанный довод соответствующими доказательствами не подтвердил.
Напротив, копией почтового реестра с отметкой организации почтовой связи от 13.08.2014 подтверждается направление требования в адрес Администрации, что, с учетом установленных правил, свидетельствует о получении требования по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Обратного заявителем жалобы не доказано.
Рассматривая требование Управления Пенсионного фонда о взыскании штрафных санкций в сумме 48 865 руб. 56 коп., суд первой инстанции установил следующее.
Факт нарушений, выразившихся в занижении предельной величины для начисления страховых взносов, установленной частью 4 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, и невключении в базу для начисления страховых взносов сумм выплат работникам материальной помощи, размер которой превысил 4 тыс. руб. на одного работника за расчетный период, подтверждается материалами дела.
В связи с чем, учитывая преюдициально установленные решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.01.2015 по делу N А19-17909/2014, обстоятельства, которым признано недействительным решение Управления Пенсионного фонда от 29.07.2014 N 048 028 14 РВ 0000637 в части привлечения Администрации Усть-Кутского муниципального образования к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа размере 32 779 руб. 27 коп., суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Управления Пенсионного фонда оснований для привлечения плательщика к ответственности в части 16 086 руб. 29 коп.
Оснований для применения смягчающих ответственность обстоятельств апелляционный суд из материалов дела не усматривает и соответствующий довод заявителя жалобы отклоняет как необоснованный.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2015 года по делу N А19-18254/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18254/2014
Истец: Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области
Ответчик: Администрация Усть-Кутского муниципального образования