г. Киров |
|
20 июля 2007 г. |
Дело N А82-2201/2007-39 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2007 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2007 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.В.Лысовой,
судей Г.Г.Буториной, Т.М.Ольковой
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.В.Лысовой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Вера" отделения Ярославской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Ростовского муниципального округа на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.05.07г. по делу N А82-2201/2007-39, принятое судьей Красновой Т.Б.
по заявлению ООО "Вера" отделения Ярославской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Ростовского муниципального округа
к главному государственному инспектору Отдела государственного пожарного надзора по Ростовскому и Борисоглебскому районам Ярославской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
без участия представителей сторон,
установил:
ООО "Вера" отделения Ярославской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Ростовского муниципального округа (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления, вынесенного главным государственным инспектором Отдела государственного пожарного надзора по Ростовскому и Борисоглебскому районам Ярославской области (далее - ответчик, Пожнадзор), от 14.03.2007 г. N 52 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10000 руб.
Решением суда первой инстанции от 22.05.2007 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество с решением суда не согласно, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, изменив меру административного наказания за совершенное им правонарушение на предупреждение.
Заявитель и ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.03.2007 г. Отделом государственного пожарного надзора по Ростовскому и Борисоглебскому районам Ярославской области Главного Управления МЧС по Ярославской области проведена проверка соблюдения ООО "Вера" отделения Ярославской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Ростовского муниципального округа требований пожарной безопасности по адресу: Ярославская область, г.Ростов, ул.К.Маркса, 6.
В ходе проверки выявлено, что помещение не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуации людей при возникновении пожара; не произведен расчет первичных средств пожаротушения; помещения не укомплектованы огнетушителями согласно нормам; отсутствует план эвакуации людей в случае возникновения пожара; не произведен замер сопротивления изоляции электропроводки и заземления; не проведена огнезащитная обработка сгораемых чердачных конструкций; отсутствует второй эвакуационный выход со старого этажа; конструкция лестницы со второго этажа не соответствует требованиям норм, что является нарушением СНиП 2.08.02-89 (пункт 1.14 таблица N 3), СНиП 21-01-97 (пункты 1.4; 6.13), ППБ 01-03 (пункты 3, 16, 57, 36, 108), НПБ 110-03, НПБ 104-03.
05.03.2007 г. государственным инспектором по Ростовскому и Борисоглебскому районам по пожарному надзору Винокуровым А.В. составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
На основании материалов проверки, 14.03.2007 г. главным государственным инспектором по Ростовскому и Борисоглебскому районам по пожарному надзору Лихановым В.Н. в отношении ООО "Вера" отделения Ярославской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Ростовского муниципального округа вынесено постановление о привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и о назначении ему наказания в виде штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Ярославской области.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал правомерным привлечение заявителя к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным Законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе, Правилами пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.08.2003 N 313; Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 315; Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденные приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. N 323; Строительные нормы и правила "Общественные здания и сооружения" (СНиП 2.08.02-89), утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 г. N 78; Строительные нормы и правила "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97), утвержденные постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 г. N 18-7.
Факт нарушения требований правил пожарной безопасности Обществом по существу не оспаривается и материалами дела подтверждается.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, установлена частью 1 статьи 20. 4 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Ошибочным является мнение суда первой инстанции о том, что в отношении юридических лиц такой вид наказания, как предупреждение, не предусмотрен. Однако он не повлиял на принятие судом правильного решения.
С учетом вышеназванных обстоятельств дела, арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что главный государственный инспектор по Ростовскому и Борисоглебскому районам по пожарному надзору правомерно привлек Общество к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы о том, что Пожнадзором неправомерно избрано административное наказание в виде штрафа, полагает, что в данном случае следовало применить к правонарушителю такую меры административного наказания как предупреждение, отклоняются в силу следующего.
Предупреждение целесообразно выносить только в том случае, если совершенное административное правонарушение не представляет значительной общественной опасность и не влечет за собой причинение существенного вреда.
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ обеспечение пожарной безопасности является важнейшей функцией государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
Отсутствие автоматической пожарной сигнализации способствует несвоевременному обнаружению пожара и его быстрому распространению, отсутствие системы оповещения людей о пожаре исключает возможность быстрой и безопасной их эвакуации. Огнетушителями сотрудники Общества также должны быть обеспечены на случай возникновения пожара, для того чтобы их использовать на ранних стадиях его развития до прибытия пожарных. Планы эвакуации людей являются напоминанием каждому человеку, обнаружившему начавшийся пожар, о первоочередных действиях, которые необходимо предпринять в данном случае. На планах обозначаются пути эвакуации, эвакуационные выходы, обеспечивающие безопасность процесса организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара, указано расположение пожарного оборудования и средств оповещения людей о пожаре. При замере сопротивления изоляции электропроводки и заземления проверяются ее защитные свойства. Их нарушение может привести к утечке электротока, которое создаст короткое замыкание, и может повлечь в дальнейшем возникновение пожара. Кроме того, утечка электротока может послужить поражением людей, находящихся в помещениях, электротоком. Огнезащитная обработка сгораемых чердачных конструкций увеличивает предел их огнестойкости, в результате уменьшаются распространение огня по конструкции и время развития пожара. Отсутствие второго эвакуационного выхода также влияет на безопасность людей при возникновении пожара.
Следовательно, несоблюдение Обществом требований пожарной безопасности представляет собой большую общественную опасность, может повлечь за собой возникновение пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу, в связи с чем, Пожнадзор правильно избрал в качестве меры административного наказания не предупреждение, а штраф в размере 10000 руб.
С учетом указанного, совершенное Обществом правонарушение также не может быть признано малозначительным.
Как усматривается из материалов дела, штраф назначен Обществу за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в минимальном размере, т.е. с учетом всех обстоятельств смягчающих вину правонарушителя, в т.ч. и то, что Общество является организацией инвалидов, профиль работы Общества, совершение Обществом правонарушения по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ впервые. В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ и пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении, не установлено.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для признания незаконным и отмены постановления Пожнадзора от 14.03.2007 г. N 52 о привлечении ООО "Вера" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, не находит.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.05.2007 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос по госпошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.05.2007 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-2201/2007
Истец: ООО "Вера"
Ответчик: ГУ Министерства РФ по ДГО,ЧС и ЛПСБ по Ярославской области, ОГПН по Ростовскому и Борисоглебскому районам Ярославской области